Источник

Слово в Неделю ваий75

Се Царь твой грядет тебе кроток (Мф.21:5).

Когда подобная весть доходит до верноподданных царя земного: они радуются и готовятся встретить царя своего. Тем более должен радоваться христианин, услышав о шествии к нему Царя Небесного.

Воспоминаемый ныне Царский вход Господень в Иерусалим был предвозвещен. Пророк Захария задолго предвидел это событие и возбуждал дщерь Сионову к радости: Радуйся зело, дщи Сионя: се Царь твой грядет тебе кроток, и всед на осля и жребя сына подъяремнича (Зах.9:9). К подобной радости приглашает и нас, христиане, Св. апостол в чтенном ныне послании: радуйтеся всегда о Господе: и паки реку, радуйтеся. Господь близ (Флп.4:4). Что значит такое призывание к радости? Не возвещает ли апостол о шествии к нам Того Самого Царя, который шёл в Иерусалим, сидя на жребяти осли? Господь близ. Не шествует ли где недалеко от нас? Господь близ. Не ныне ли, не завтра ли посетит нас? Господь близ. Есть ли чистая и убранная храмина для принятия Его? Вот сколько заботливых мыслей возбуждают в нас два слова апостольские: Господь близ! Можно ли оставаться в беспечности? Не нужно ли озаботиться принятием Царя? Приготовься же, христианская душа, в сретение. Се Царь твой грядет тебе кроток.

Кто этот Царь? Это Господь наш Иисус Христос. Он Царь над всею вселенною, как Бог, по праву сотворения. Тем создана быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствия, аще силы, аще власти; всяческая Тем и о Нем создашася (Кол.1:16). Он Царь над всем христианским миром как Начальник и Совершитель нашего спасения. Дадеся ми, говорит Он, всяка власть на небеси и на земли (Мф.28:18). Он Царь над всеми Ангелами и Святыми на небеси, как Победитель греха и смерти. Се Царь твой, христианская душа, Богочеловек! Ты вся принадлежишь Ему, кроме греха; все дары и блага у тебя – Его, и всё твоё блаженство в деснице у Него же.

Господь и Царь наш Иисус всегда грядёт к нам грешным; но во дни поста и покаяния, можно сказать, Он усугубляет Своё благодатное шествие, в Своём слове крестном, с утешительным воззванием: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы (Мф.11:28). Подлинно, Господь близ. Ибо, о чём чаще всего слышим в храмах, особенно в настоящие дни, как не о Кресте? Что обыкновенно чаще всего видим в домах наших, на торжищах и на путях, как не крест? Что носим на персях своих, как не тот же крест? Чем знаменуем себя в молитвах, прошениях и благодарениях к Богу, как не им же? Взирая на крест, не можем не воспомянуть о Распятом, не помыслить о своём спасении и не вздохнуть. Но где помышление о Нём и чувство нужды в спасении, – там Он Сам, – стоит при дверех и толцет. Слышишь ли, христианская душа, хотя изредка слово Крестное, призывающее тебя к Спасителю твоему? Чувствуешь ли Его приближение? Се Царь твой грядет тебе кроток!

Есть шествие Царя в другом виде. Он шёл в Иерусалим, седя на жребяти осли (Ин.12:15), – а к нам грядёт в таинстве Причащения. Иерусалиму Он нёс грозное предсказание: приидут дние на тя, и обложат врази твои острог о тебе, и обыдут тя, и обымут тя отвсюду (Лк.19:43); а нам несёт утешительное обетование таинственного общения с Ним. Так говорит Он Сам о сем неизреченном общении: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем (Ин.6:56). Ты ежедневно видишь, христианская душа, приношение бескровной жертвы во храме, и слышишь слово твоего Спасителя: приимите, ядите: сие есть тело Мое. Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя новаго завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов. Примечаешь ли таинственное шествие Его к тебе в совершении Таинства? Се Царь твой грядет тебе кроток!

Иудеи встречали Господа Иисуса с ваиями и восклицаниями: осанна! С чем встретим мы Его, грядущего к нам в таинстве Причащения? С ваиями, но растущими на древе поста и покаяния; вместо восклицаний – с воздыханиями души, выражающими чувства нашей духовной бедности и недостоинства.

Чтобы достойно принять Господа в храмину души, нужно, чтобы сия храмина была чиста и убрана. Между тем, чем она у нас не загромождена? Какого нет в ней греховного хлама и нечистот? Во время пощения нашего выбросим весь этот хлам и омоем храмину слезами сердечного раскаяния во грехах; и эти слёзы будут у нас вместо ваий. Чтобы спасительно приобщиться Его Божественного Тела и Его Божественной Крови, нужно приступать с твёрдою верою и пламенною любовию к Спасителю. Нельзя сказать, чтобы не было в нас веры и любви. Есть вера, но не так сильна; есть и любовь, но не так горяча. Что же делать? Сила веры и пламень любви суть дары благодати. Будем просить и молить Господа, да приложит нам веру и обильно излиет в сердца наши любовь; и эти моления будут у нас вместо восклицаний.

Как наши ваии возрастают в сокрушении сердца, и наши восклицания возбуждаются чувством нашей греховности: то великого ли труда стоит принять Господа? Тяжкие ли грехи затруднят? Но что они значат пред беспредельным человеколюбием и милосердием Божиим? Пред ним, если мы истинно каемся, это капли, падающие в море! В уповании на милосердие Господа дерзнём просить: гряди, Господи Иисусе, гряди, и свидетельствовать пред Ним: готово сердце наше, готово! Аминь.

* * *

75

Произнесено марта 19, 1844 года, в Варшаве.


Источник: Никанор, митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстландский и Финляндский. Избранные слова и речи. Т.I. СПб, 1857. – 405 с.

Комментарии для сайта Cackle