Слово в Неделю ваий74
Кротость ваша разумна да будет всем человеком (Флп.4:5).
Никакое празднество в Христовой Церкви столько не поучает празднующих кротости, как настоящее, которое мы называем просто воскресеньем Вербным.
Чтобы удостовериться в побуждениях от настоящего торжества к стяжанию христианской кротости, стоит только вникнуть в чтенное ныне пророчество, Евангелие и Апостол. Что говорит пророк Захария, предвидя задолго вход Мессии во Иерусалим? Не бойся, дщере Сионова, се грядет тебе Царь кроток (Зах.9:9). В каком виде представляют шествующего ныне Иисуса Христа во Иерусалим евангелисты? В виде Царя кроткого. Чему учит ныне Апостол? Кротости. Кротость ваша разумна да будет всем человеком (Флп.4:5).
Но посмотрим ближе на черты кротости в образе шествия Христова во Иерусалим. Он знал, что книжники и фарисеи злоумышляют на Его жизнь; и однако ж не делает им никакого обличения, хотя имел на Своей стороне толпы народа, готового по малейшему мановению оказать Ему всякую помощь. Он видел, что торжественное осанна скоро будет изменено на неистовый вопль: распни, распни Его; и однако ж не делает народу никакого замечания и не останавливает его в излиянии чувства радости и усердия, хотя и мог прекратить одним словом Своим. Он шЁл во Иерусалим не с радостию, но с грустию и скорбию в сердце: и егда приближися, видев град, плакася о нем (Лк.19:41). Все сии действия Спасителя нашего что выражают, как не Божественную в Нём кротость?
Так, братие, Иисус был всегда и везде кроток. Будем и мы кротки, по примеру Его, во всякое время и при всяком случае, во всяком звании и при всякой почести. Кротость есть одна из прекраснейших добродетелей. Хотите ли знать её происхождение и свойство? Внемлите.
Откуда получаем мы кротость? Природа ли дарует оную, или сообщает нам воспитание? Решить нетрудно. Научитеся от Мене, говорит Иисус Христос, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф.11:29). Следовательно, истинная кротость не есть дар природы, но плод науки; следственно не рождаемся с оной, но изучаемся. Правда, щедрая природа наделяет многих из нас сим добрым качеством души; но что значит качество сие без образования ума и сердца? Это – золото без очистки и отделки. Пока рука художника не переплавит его в огне, оно не более, как грубый металл. Подобно сему природная кротость, если не будет очищена от природной злости, и не пройдёт чрез огнь искушений, не более, как слабый и робкий характер. Лев кроток по природе, но попробуйте рассердить его; увидите, как он зол по побуждению той же природы. Человек, без сомнения, кротче льва, но разгорячите его; узнаете, как он мстителен. Если он переносит обиды и оскорбления, то потому, что не в состоянии мстить за оные. И если снисходителен к слабостям и порокам других; то потому, что не может нарушить покоя других, не нарушив вместе той беспечной неги, в которой сам усыпляется. И это ли человек кроткий? У кого руки связаны, тот не дерётся. Но кроток ли он? У кого нет языка, тот не злословит и не поносит. Но кроток ли он? Если бы мы могли видеть сердце его, то ужаснулись бы той злости, какою исполнен он внутри. Кротость поневоле есть не что другое, как обезоруженная злоба, которая от бессилия и невозможности снедать ближнего, снедает саму себя.
Истинной христианской кротости надобно учиться в училище Креста, и учиться чрез всю жизнь. Кто здесь наставник? Сам Иисус Христос. Кто образец кротости? Тот же Иисус Христос. Кто помощник и покровитель кротких? Он же. Какая награда за успехи? Вечное блаженство. Посему, когда все удобства к изучению кротости и выгоды представляются в неподделанном виде, – кто из нас не станет учиться оной? Грешник ли, который своей неблагодарностью к Господу своему уже многократно достоин был того, чтобы Божественное правосудие поразило его молнией?
Слушайте же, христиане, внимательно, чему учит Божественный Учитель кротости: не противься обижающему; но если кто ударит тебя в правую щеку, подставь ему и другую. И кто хочет судиться с тобою, и взять у тебя рубашку, отдай ему и кафтан. И кто понудит тебя пройти с ним одну версту, иди с ним две. Просящему у тебя дай, и хотящего занять у тебя не убегай. Далее: Любите врагов ваших, благословляйте кленущих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих вас, и гонящих вас: да будете сынами Отца (Небесного), потому что Он велит восходить солнцу своему над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф.5:39–45). Вот уроки о кротости! Может быть, уроки сии для многих покажутся несовместными с силами человеческими, и даже противными самой природе и выгодам нашей безопасности? Но слово Господне непререкаемо. Оно к невозможному не обязывает, и вредного нашему спасению не предписывает. Любить только любящих нас есть закон природы, но любить врагов есть закон благодати. Если вы будете любить любящих вас, продолжает Учитель, какой, вам ожидать награды? И мытари не то же ли делают? И если оказываете приязнь только друзьям вашим: что особенного делаете? И язычники не то же ли делают? Будьте убо совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф.5:46–48). В самом деле, что та за кротость, которая принадлежит и христианину, и язычнику? Что тот за христианин, который делает то же, что и язычник? Закон христианский выше, духовнее, и совершеннее закона естественного; и потому кротость христианская должна быть также выше, духовнее и совершеннее кротости естественной – языческой.
Последуйте примеру кротости, который представляет в Самом Себе тот же Божественный Учитель. Он противу клевещущих на Него не возражал ни единого слова (Мф. 26, 63). На многие испытания Пилатовы не противовещал ни единого ответа (Лк.23:9). Пред мучителями своими был безгласен, как агнец пред стригущим его, и, вися на самом кресте, молился за распинателей Своих (Лк.23:34). Вот живой образец истинной кротости! Не ему ли последовал первомученик Стефан, который молился за убийц своих с коленопреклонением, взывая: Господи, не постави им греха (Деян.7:60)? Не ему ли подражал ап. Павел, который говорит о себе и о других так: злословят нас, а мы благословляем; нас гонят, мы терпим; нас хулят, мы молимся (1Кор.4:12)? Не сему ли образцу должны подражать и мы, желая изумиться истинной кротости?
Но, слушая Учителя и следуя Его примеру, не сомневайтесь в Его помощи: не попустит вам, как свидетельствует апостол, быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так что вы будете в силах перенести (1Кор.10:13). Что делать! Испытание в училище Креста необходимо. Истинная кротость не иначе приобретена быть может, как в борьбе с оскорблениями и обидами, с препятствиями и трудностями, со злоключениями и неприятностями. Как можно назвать того кротким, кто не испытал ещё никаких неприятностей? Как можно назвать того героем, кто не видал ещё никакого неприятеля? Как можно назвать того воздержным, кому ни есть, ни пить нечего? Если слабый и измождённый убегает сластолюбия, если нищий не расточает, если угнетённый судьбою и лишённый чести не надмевается высокомерием: то в каждом из таковых столь же мало можно найти великого и достойного, как и в человеке, который, будучи заключён в темнице, не грабит. Но кто при всех обольщениях и соблазнах пребывает благонравен и целомудрен, кто при всех почестях сохраняет смирение, и при всех оскорблениях выказывает терпение: тот истинный ученик Христов и истинный Его последователь.
Нужно ли сказывать, в чём состоит кротость? Взглянем на Божественного Учителя, как Он нёс крест от колыбели до гроба. Роптал ли когда на промысл? Гневался ли на стужающих Ему грешников? Гнушался ли их трапезою? Порицал ли учеников за их ошибки и падения? Нет. Он был всегда и везде кроток, кроток без принуждения и притворства, кроток из любви к нам, не для славы собственной, но для славы Отца Своего. Не сии ли самые качества должна иметь и наша кротость? Не так же ли она должна быть искренна, непринужденна, некорыстна и непоколебима? Но нам ли, Господи, удержаться от гнева при виде оскорблений, – от ропота во время бури, – от мщения при бессилии врагов? Гневайтеся и не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем, говорит апостол (Еф.4:26). Что это значит? То, что когда христианин по долгу своего сана, или звания принужден будет восставать против каких-либо заблуждений и пороков; то, приступая к обличению оных, должен предохранять себя от неправедного гнева, который большею частию происходит от раздражительного самолюбия. Но что, если сей греховный огнь возгорится? Спеши угасить оный, доколе не воспылал ещё со всею свирепостию. Ты знаешь, с каким рачением всякий попечительный хозяин, отходя ко сну, погашает огнь в своём доме; наблюдай же и сам подобную осторожность, и всякий раз, как отходишь ко сну, воспоминай, не имеешь ли на кого гнева, или досады: ибо не знаешь верно, встанешь ли на дело и делание. Может быть, ложе твоё обратится в гроб, и сон в смерть: солнце да не зайдет во гневе вашем.
Если хотите видеть выгоды и преимущества, доставляемые кротостию, то вот они: на кого воззрю, говорит Господь, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих? (Ис.66:2). Так Моисей был кроток паче всех человек, и Бог призревал на него, и он зрел Бога ближе всех. А вот и ещё воздаяние кротких, обетованное им от Самого Господа Иисуса Христа: блажени кротции, яко тии наследят землю (Мф.5:5).
Выслушав все сие, исправим, возл., кротость нашу по образцу кротости Христовой. Да удалятся от нас всякая досада, ярость и гнев, крик и злоречие; да вселится в нас сострадательность к ближним и снисхождение, мир и любовь; да будет кротость наша известна всем человекам. Аминь.
* * *
Произнесено в 1836 году.