Слово в день Святителя и Чудотворца Николая
68
Блажени милостивии.
Сие утешительное изречение Спасителя нашего читалось ныне в Евангелии.
Не трудно приметить, как Божественное изречение находит достойный себя пример в Тезоименитом ныне Благочестивейшем Государе нашем Императоре Николае Павловиче.
Нетрудно приметить, как и пример вполне изъясняет глубокий смысл изречения Христова. – К чему направлены все движения ума и сердца Царя нашего? – К удовлетворению нужд общественных и умножению благ, к милостям. Для чего подъемлет Он столь тяжкие труды и подвиги на поприще царственного служения? – Для облегчения наших забот и трудов в жизни семейной и общественной, для милостей. И чем оканчиваются Его мудрые предначертания, дела и учреждения? Доставлением нам тишины и безопасности милостями.
Милость есть одна из прекраснейших добродетелей. Кто не любит ее и кто не дорожит ею? Она всегда у нас на языке и на бумаге, в прошениях и приветствиях. Можно ль при настоящем случае не сказать нескольких слов о любезной нам милости в утешение и назидание.
Что такое милость? – Это есть сладкий плод любви к ближнему. Милость в творящем ее есть милосердие, а в приемлющем милостыня, благодеяние. То и другое, и побуждение к милосердию, и самое дело милосердия выражается одним словом: милость. Заповедь Господня о милосердии: будите милосерди, есть заповедь о милости: будите милостивы.
Не все прекрасное в природе и в искусствах бывает величественно, важно и полезно. Часто под самою прекрасною наружностию скрывается гнусное безобразие. Милость не только прекрасна со внешней стороны, но величественна и со внутренней. Быть милостивым значит, в некотором смысле, одолжать Бога. Милуяй нища взаим даст Богови, говорит Царь-Пророк (Притч. 19:17). Понеже сотвористе, говорить сам Господь наш Иисус Христос единому сих братий Моих меньших, т.е. нищих и бедных, Мне сотвористе (Мф. 25:40). Подлинно, их мольбы – Его моления: их стоны – Его воздыхания; их вопли – Его слезы, что им дают, Ему дают; в чем им отказывают. Ему отказывают: Мне сотвористе. Видите ли, чем милость прекрасна, величественна и важна? Не внешним блеском благотворений, но одолжением Бога. Как счастливы благодетели страждущего человечества! Не с человеком имеют дело, но с Богом, и не от человека должны ожидать награды, но от Бога: яко тии помиловани будут.
Предметы милости разнообразны. Есть нищие, которые бродят повсюду с прошениями о милости. Заботливая милость собирает их под один отеческий взгляд и, вникнув в причины нищенства, образ жизни, лета и силы, одним назначает пропитание и помещение, а другим определяет труды и занятия для пропитания. Есть бедные семейства, которые стыдятся простирать руку для милости и не смеют приближаться к блеску богатых и величию сильных: попечительная милость находит их в полуразвалившихся хижинах, и пожертвованиями спасает благородного отца, добрую мать, невинных детей от голода и холода. Есть больные, увечные, которые страдают сугубым страданием от нищеты и от болезней: великодушная милость принимает их в домы призрения и врачевания и смягчает жестокость их страданий. Есть сироты без родителей, и без родственников: сиролюбительная милость вводит их в домы воспитания, и там дает им образование и просвещение. Но можем ли исчислить все предметы милости, на которые благопопечительное начальство обращает свое милосердое воззрение? И можем ли пересказать все средства к благотворению, которые имеет в своих руках Тот, чье сердце в руце Божией?
Перейдем от общественной милости к частной. Не все несчастные страдальцы могут иметь нужный приют в домах призрения, врачевания и воспитания. Многие остаются посреди нас. Думаете ли, что они оставлены провидением и брошены на произвол судьбы? Они оставлены для нас, дабы доставить нам высочайшее достоинство и высочайшую милость – быть благотворителями, дабы соделать нас блаженными, начинательно здесь на земле, и окончательно там на небе. Конечно, не всякий может засвидетельствовать свое милосердие к бедному человечеству великим и многим подаянием. Но кто сего и требует? Две, три лепты иногда угоднее Богу, чем тысячи; одна простая чаша студеной воды бывает Ему приятнее, чем золотой сосуд с многоценным напитком. Бог смотрит в благотворениях не на число, не на вес, не на меру подаяния, но на степень усердия и правоту души.
Благодарение Богу! Частная милость не скудно действует в каждом сословии нашего общества. Один насыщает алчущего и напояет жаждущего; а другой одевает нуждающегося в одеянии. Один словом увещания отвлекает невинность от преступления; а другой словом утешения извлекает преступную виновность из мрачного уныния и пагубного отчаяния. Один защищает пред судом оклеветанную честность и избавляет от наказания, а другой принимает под покров свой гонимую правду и способствует ее возвышению. Таким благодетелям бедствующего человечества можно ль не отдать должной справедливости во всеобщее услышание? Если умолчим мы, то благодеяния возопиют.
Но благотворя другим, не должно забывать, что заповедь Господня обязывает нас к милосердию равному в совершенстве с милосердием Божиим. Будите милосерды, якоже Отец ваш небесный милосерд есть (Лк. 6:36). Что это значит? То, что Бог сияет свое солнце на злыя и благия и дождит на праведныя и неправедныя (Мф.:45); то, что Он прощает нам все долги наши и не отмщевает нам за оскорбление Его величия, если мы чистосердечно раскаиваемся и искренно желаем и просим прощения. Чтобы еще яснее понять совершенство милосердия, я представлю из Евангелия два примера. В одном – царь требует отчета от подданных, у которых в руках было множество богатства, ему принадлежащего. Приводят к нему одного, который был должен десятью тысячами талантов и который за неплатеж должен быть продан с женою и детьми. Несчастный не знает что делать, просит отсрочения уплаты: потерпи на мне и вся ти воздам. Как думаете, отсрочил Царь? – Он совсем простил долг: милосердовав Господь раба того, прости его и отпусти долг (Мф. 18:26–27). Какова милость? – Здесь нет ни малейшего своекорыстия. В другом примере – Самарянин, проходя мимо иудея, ему враждебного, видит его в страданиях от ран и побоев, причиненных разбойниками, и, несмотря на то, что иудей чужд ему по вере и народным чувствам, очищает и омывает вином и маслом раны больного, сажает его на своего осла, везет в гостинницу, отдает гостиннику на попечение и обещает по возвращении своем возвратить все издержки, какие будут употреблены на лечение больного. Каково милосердие? – Здесь нет ни малейшего отношения ни к происхождению, ни к званию, здесь чисто одно самоотвержение. Вот совершенства милосердия! После сего размышляйте, украшается ли наше милосердие этим совершенством, блестит ли оно в душе благодетелей? светит ли в благотворениях? не знает ли шуйца что творит десница?
Но, Господи! Кто совершен пред Тобою в делах, по-видимому, самых совершенных? Усовершай Своею благостию наше милосердие в распространении его ко всем человекам, как усовершил Ты милосердие Монарха в делах благотворения ко всем добрым и злым; умножай наше великодушие к прощению обид нашему ближнему, кто бы он ни был, как Ты умножил великодушие Царя нашего в побеждении зла благом. Да будет и пребудет Твоя милость на Всемилостивейшем в Царе нашем и Его Августейшем семействе и на всех нас. Аминь.
* * *
Произнесено 6-го декабря 1845 года, в Варшавском Кафедр. Соборе.