Письма Алексия, Викария Московского, впоследствии Архиепископа Литовского
Ваше Высокопреподобие, Высокопреподобнейшая и Доспопочтеннейшая Матушка Игуменья!
Примите мое искреннейшее приветствие со днем Ангела Вашего. Да хранить Вас Господь во здравии на многая лета! И да ниспошлет Вам все Свои милости!
Приношу Вам мою глубокую благодарность за Ваше внимание ко мне во все время службы моей в Москве, и за все Ваши ко мне милости и дары. Да помилует и Вас Господь и да благопоспешит во всех Ваших благих делах! Благодарю Вас и за сочувствие, мне выраженное, по случаю моего удаления из Москвы.
За молитвы Ваши и добрых московских людей я благополучно прибыл сначала в Петербург, а затем из Петербурга в Вильну 26 июня, в день Вашего праздника. Здесь встречен был торжественно и радушно на железной дороге архиереями, Генерал-губернатором и проследовал сначала в Свято-Духов монастырь и потом в кафедральный собор, рядом с которым и архиерейский дом.
Служил в первый раз в соборе 29 июня; на другой день, т.е. 30, служил в Свято-Духове монастыре, а 2-го числа опять в том же монастыре, в пещерной церкви, где мощи Виленских мучеников и где погребены мои предшественники, Митрополит Иосиф и Архиепископ Александру служил заупокойную литургию по Митрополитах Иосифе и Макарие и Архиепископе Александре.
Городской дом архиерейский здесь прекрасный; но особенно восхитителен и прекрасен загородный дом. Очаровательнее этого места мне еще не случалось видеть. Но и вообще окрестности Вильны прекрасны. Самый же город зданиями хорош, но улицы очень узки.
Помолитесь, Достопочтеннейшая Матушка, чтобы Господь помог мне не быть бесполезным для церкви Литовской.
Прошу Вас засвидетельствовать мое почитание тем Матушкам Игуменьям, которых изволите увидеть, а равно и Вашим сестрам и в особенности Матери Леониде.
Призывая на Вас и обитель Вашу Божие благословение и милость, с глубочайшим почитанием и преданностью имею честь быть Вашего Высокопреподобия смиренным богомольцем, Алексий, Епископ Литовский.
Вильна, 8 июля 1885 года.
Ваше Высокопреподобие, Высокопреподобнейшая и Достопочтеннейшая Матушка Игуменья!
Примите мое искреннейшее приветствие в день праздника святой обители Вашей. Молитвами преподобного Алексия да хранит Господь святую обитель Вашу и Вас на многая лета!
Приснопамятен для меня день праздника Вашего: в этот день в Вашей святой обители я произведен был в сан Архимандрита преосвященником Амвросием в 1878 году и в этот день в первый раз познакомился с Вами в Ваших гостеприимных кельях, которые после того столько раз посещал, всегда пользуясь милостивым приемом Вашего Высокопреподобия. Несколько раз потом я служил в Ваш праздник в Вашей святой обители всегда с сердечным утешением. Производивший меня в архимандрита преосвященник Амвросий тут же назначил, чтобы я служил у Вас в этот праздник в следующем году. И на вопрос: «с Вами?» – отвечал: «нет, один; со мной будет неудобно». Тогда еще не было всем известно о назначении меня викарием в Москву. Живо помню все подробности этого приснопамятного для меня дня. Помню, что сослужащим архимандритом был отец Модест Спасо-Андрониевский. Помню даже, как М. И. Казакова и Наташа Каткова за столом пролили мед и как Софья Петровна их журила за резвость. Помню, что за обедом у Вас было 11 блюд грибных. Помню даже замечание Софьи Петровны: «Леонид не так бы сделал». Дело шло о молитве пред обедом. Извините, что припоминаю эти подробности приснопамятного для меня дня: для меня дорог день Вашего праздника и незабвенен.
Извините, что давно не писал Вам и не благодарил за Ваше приветствие меня в день 23-го ноября. Приношу Вам мою глубокую благодарность за милостивую память Вашу обо мне и прошу продолжить Вашу милостивую обо мне намять и наипаче молитвенную.
О моем житии, если желаете знать, то скажу Вам, что оно протекает милостью Божиею и за Ваши молитвы обычно тихо, среди воспоминаний о Москве и при изучении здешних новых лиц и дел. Лица здешние – и духовные и светские – доселе ко мне по наружности милостивы, а дела здешние представляют более запутанности, чем московские: здесь православные смешаны с католиками и евреями, и отсюда много происходить и трудности и запутанности. Монашеством здесь скудно, и в мужских монастырях и в женских. Здешние, западные люди большие не охотники до монашества; даже женщины мало просятся в монастыри, тогда как на Москве отбою нет от просительниц в монастыри. Таков здесь край и нравы.
Призывая на Вас и на сестер святые обители Вашей Божие благословение и милость, с совершеннейшим почитанием и преданностью имею честь пребывать Вашего Высокопреподобия смиренным богомольцем, Алексий, Епископ Литовский.
Вильна, 15 марта 1886 года.
Если будет у Вас Софья Петровна, покорно прошу засвидетельствовать ей мое глубокое почитание и просить ее передать таковое и Михаилу Никифоровичу.
Ваше Высокопреподобие, Высокопреподобнейшая и Достопочтеннейшая Матушка Игуменья!
Прошу Вас принять мое искреннейшее приветствие в день Ангела Вашего. Великий угодник преподобный Антоний молитвою Своею да испросит Вам от Господа здравие, помощь в Ваших подвигах и во всем благое поспешание на многая лета!
В некоторые годы день тезоименитства Вашего Вы проводили в Саввине монастыре, где и я бывал и лично поздравлял Вас. Как и где проводите ныне?
Благодарю Вас искреннейше, Достопочтеннейшая Матушка, за приветствие меня с возведением в сан Архиепископа. Я недостоин этой высокой чести и не заслужил ее. Занимаемое мною место заслуживаешь действительно особой чести, но не лицо, ныне занимающее это место. Но да будет имя Господне благословенно о сей великой ко мне милости!
Нынешнею весною и в начале лета мне пришлось осмотреть несколько мест здешней епархии – монастырей и церквей. Видел и второй женский монастырь здешней епархии – Гродненский. Это монастырь очень маленький. Церковь в нем небольшая, но хорошая. Всех сестер около 30. Местные женщины здесь почти совсем не идут в монастыри. Это совершенная противоположность нашим московским женским монастырям, переполненным. Даже и в нашем Виленском монастыре, который гораздо более Гродненского, около 60 сестер. Видел и мужские монастыри Литовской епархии все, кроме Сурденского. Был в монастырях Пожайском, близ Ковны, Гродненском Борисоглебском, Жоровицком, Супраеньском. Помню, в последнем монастыре – храм древнее-православный, а в прочих – храмы обращены из католических или униатских. Братства везде немногочисленны, но пение везде хорошее. Здания – везде обширные и прекрасные. Лето здесь – дождливое и холодное.
Призывая на Вас Божие благословение и милость, с глубочайшим почитанием и совершеннейшею преданностью имею честь быть Вашего Высокопреподобия смиренным богомольцем, Алексий, Архиепископ Литовский.
Вильна, 7 июля 1886 года.
Ваше Высокопреподобие, Высокопреподобнейшая и Достопочтеннейшая Матушка Игуменья!
Приношу Вам мое искреннее приветствие в день Ангела Вашего. Да хранит Вас Господь во здравии, крепости и во всяком благополучии на лета многие для блага святой обители Вашей и на утешение всех чтущих Вас!
Строится ли Ваша церковь новая? – вот о чем хотелось бы спросить Вас. Уверен, что и Вас это святое дело более всего занимает. В Москве церкви скоро строятся, и если начато дело, то вероятно оно далеко подвинуто. Дай Боже успеха!
Не отрадные вести из Москвы о здоровье Михаила Никифоровича. Спаси его Господи и восстави от одра болезненного! Это – слава и сила России. Вероятно, у Вас молятся о его выздоровлении. Мы молимся и церковно и келейно. Конечно, многие о нем молятся.
Я недавно сделал путешествие по епархии и обозрел церкви одного уезда. Много здесь утешительного есть; в особенности отрадно видеть крепкую и горячую веру здешних православных христиан, которые и собираются в храмах во множестве и по пути сретают, преклоняя колена.
Призывая на Вас и на святую обитель Вашу Божие благословение и милость, с совершенным почитанием имею честь быть Вашего Высокопреподобия смиренным богомольцем, Алексий, Архиепископ Литовский.
Вильна, 7 июля 1887 года.