§ 189. IV. Иероним – пламенный ревнитель духовной жизни. Замечания об отзывах его относительно некоторых предметов. Общее заключение о нем.
IV. Что касается до учения о нравственности христианской; то хотя почти целая половина сочинений блаженного относится к сему предмету, но напрасно стали бы мы искать у него сочинения, которое излагало бы самые начала нравственности. Они все касаются частных предметов.
Тем не менее, блж. Иероним и в отношении к нравственности, оказал Западной Церкви великие услуги.
Пламенною ревностью ревновал он о жизни клира достойной звания. Он много страдал за эту ревность, но не умолкал говорить в письмах обличения и наставления Западному клиру. Письма его к Непоциану, заключают в себе превосходные мысли о звании священном и вполне заслуживают того, чтобы часто были читаемы лицами сего звания1418. Прекрасны и письма, его о воспитании детей1419.
Живым благочестием дышат письма б увещанием, к покаянию, к терпению в несчастиях, в совершенной жизни1420.
Преимущественно же распространением и усовершением иноческой жизни на Западе, одолжена прп. Иерониму Западная Церковь. Никто столько не писал в защиту действенной жизни, сколько писал блж. Иероним. Самая большая часть писем его писана девственникам и девственницам, заключая в себе то правила и наставления для девственной жизни, то похвалы девству1421. Целые книги написаны о девстве в обличение порицавших девство1422. Лучшее сочинение по этому предмету есть книга его против Гельвидия, отвергавшего девство Пресвятой Богоматери и унижавшего девство. Иероним начинает свое сочинение пламенною молитвою к Пресв. Троице и Богоматери. Так как Гельвидий основывал свое мнение преимущественно на том, что в Евангелии упоминаются братья Господа Иисуса: то Иероним рассматривает значение слова сего по употреблению и показывает, что у евангелистов оно означает не более как сродников Господних. Гельвидий писал: брак не ниже девства. Иероним отвечает словами Апостола (1Кор. 7:29–34). И потом пишет: «Ужели ты считаешь за одно проводить дни и ночи в молитве, посвящать их посту и украшать лице, заниматься ножкою, придумывать лести для мужчины? Однако же замужняя это делает и тем становится отвратительнее, так как извращает дары природы. Она убирается пред зеркалом и домогается, в посрамление Творцу своему, казаться лучшею красавицею, чем создана она». Другому порицателю девства, который по примеру стоиков уравнивал все грехи и все добродетели, объяснял он евангельское учение о разности между грехами и между добродетелями1423. В книге, против Вигилянция, которым выдавал чествование мученических мощей за суеверие, блж. Иероним основательно обличает заблуждение Вигилянция, показывая, как Церковь издавна чтит Святых Божиих и их останки, как это чествование согласно с началами христианскими. Того же Вигилянция обличает в письме к пресв. Рипарию.
Иеронима, и при жизни, и до ныне, не перестают упрекать в некоторых несправедливых мнениях и особенно о браке и брачном состоянии. Но в этом случае, как и вообще в ученых спорах его, прежде всего надобно взять во внимание природные расположения Иеронима. Он был муж души сильной, но раздражительной и суровой. Не делом воли был такой характер души его, а природы. От того во всех политических своих сочинениях, он leo rugiens. Хвалит ли, или порицает, он бросает слова, которые сами по себе гораздо более выражают, нежели что хотел выразить ими Иероним; сыплет остроты, которые могут казаться едкими. От того, никогда не нужно столько иметь во внимании время и обстоятельства сочинения, как при чтении сочинений Иеронима, это давно замечено. Иначе вы можете думать, что одно и тоже лице в одном сочинении поставлено выше всех, в другом ниже всех; один и тот же предмет в одном сочинении высок, в другом ничтожен. Между тем дело не в перемене мыслей сочинителя, а в перемене слов души громоносной1424. Это вполне видим и в полемике Иеронима о девстве. Брака он не осуждал, это видим в сочинениях его1425. Но когда облачал развратных хулителей девства: то много выражений брошено таких, которые, по-видимому, худо говорят о браке. Здесь есть, если хотят, ошибки выражения, но не ошибка мысли.
Таким образом обзор сочинений Иеронима показывает, что отличие его состоит прежде всего в обширной учености; в глубокомыслии и последовательном взоре на предметы превосходили его многие. Он называл себя диалектиком и филологом, оратором и богословом. Но диалектика его далеко не так была сильна, как красноречив язык, особенно в его письмах, часто образцовых по изяществу слога. «Заслуги его учености, говорит блаженный Августин, таковы, что несчастным надобно назвать того, кто не уважит столько трудов, и трудов столько святых и не возблагодарит Господа Бога»1426. Пресвитер достопочтенный1427, человек Божий1428, своим учением во славу Божию, и при помощи Божией столько способствовал усовершенствованию церковной латинской образованности, сколько никто прежде него1429. Для изучения Священного Писания; блаженный Иероним без всякого сомнения сделал столько, сколько никто другой из отцов Церкви: эта заслуга его приближает его к той степени, на какой, стоят Василий Великий и Григорий Богослов в области нравственности и догматики.
КОНЕЦ ВТОРОГО ТОМА.
* * *
Перев. в Хр. Чт. 1836 г. 2 Ep. 52. 58. 75.
В Хр. Чт. 1834 и 1838 г. Ep. 107 et 128.
Ер. 52. 66. 71. 90. 92. 100. 118. 145.
Ерр. 5. ad Heliodorum de lavde vitae solitariae, ad Pammachium de monachi proposito, ad Lucinium de vitae sancto instituto; ad Julianum de saeculi contemptu; ad Exsuperatum de seculo relinquendo; Ep. 48. ad Evstochium de custodia virginitatis; Ep. 20. ad Pammachium; ad Demetriadem. Далее Ep. 49. 95. с правилами иноческими; Epist. 47. ad Furiam et 85 ad Salvinam de viduftate servanda.
Adv. Jovinianum, Adv. defensorem Joviniani ad Dominionem. Advers. Helvedium de perpetua virginitate Máriae.
Sunt peccata levia, sunt gravia. Aliud est decem millia talenta de. bere, aliud quadrantem. Et de otioso quidem verbo et adulterio rei tenebimus, sed non est idem suffunti et torqueri, erubescere et longo tempore crutiari Adv. Jovia. lib. 2 T. i. P. 2. p. 222.
Это самое и выразил он, когда говорит о методе своей полемики: Aliud est γυμναστικως scribere, aliud δογματικῶς. In priori vagam esse disputationem et adversario respondentem nunc haec, nunc illa proponere, argumentari ut libet, aliud loqui, aliud agere, panem, ut dicitur, ostendere, lapidem tenere. Apolog. prolibn. adv. Jovin. T. 2. p. 72.
Adv. Jovinianum Т. 2. р. 306. Ecclesia matrimonia non damnat, sed subiicit, nec abiicit, sed dispensat sciens, in domo magna non solum esse vasa aurea et argentea, sed et lignea et fictilia at caet. Epist. 30 ad Pammach. Aperiant aures obtrectatores mei et videant, me secundas et tertias, nuptias concessisse in Domino.
Epist. 167. § 21.
De natur et grat. Chr. 65. § 78.
Epist. 148. § 8.
Epist. 40. § 2. Точно также отзывается о преподобном Иерониме Кассиодоре. Inst. Div. cap. 21. р. 521.