Источник

§ 188. II. Догматическое учение его. ІІІ. Труды его для истории.

У блж. Иеронима не много сочинений догматических. Но сочинения превосходного толкователя Писания драгоценны для догматики. В споре православного с люциферианином объясняет он значение истинной христианской Церкви, «Надобно, говорит, пребывать в той Церкви, которая основана апостолами и доселе пребывает. Если услышишь, что иные называются не по имени Господа Иисуса Христа, а по какому-либо другому имени, наприм. маркионитами, валентинианами, знай, что это – не Церковь Христова, а синагога антихриста. Тем самым, что явились они после, показывают, что они предсказанные апостолом будущие». Здесь же учит: «столько же не нужно вновь освящать тех, которые поставлены еретиками, сколько и перекрещивать тех, которые крещены ими». В подтверждение того указывая на предание, так пишет о значении предания: «если бы для чего-либо недоставало подтверждения в Писании, согласие вселенское имело бы важность заповеди»1394. В письме к Марцелле обличает заблуждения монтанистов1395. Против Пелагиан, писал он два сочинения1396. Вопреки им он учил, что «нет человека без греха, все мы испорчены в Адаме, и без благодати Божией, не можем творить ничего вполне доброго»1397. Желать и идти в моей воле, но это мое, без постоянной помощи Божией, не будет моим»1398. «Но от меня никогда не услышишь, чтобы назвал я природу злою»1399, Душа находится между землею и огнем, между плотию и духом, если предается плоти, называется плотию, если духу, духом1400. Блж. Иероним, ясно учил об искупительном значении смерти Христовой1401, о единой личности Бого-человека1402, о благодатной силе Крещения1403, Миропомазания1404, Евхаристии1405, исповеди1406, и брака1407. В нескольких письмах обличал он заблуждение ариан о Сыне Божием и объяснял слово ὐποστασις1408. Известны на греческом языке с именем пресвитера Иеронима: «разговор христианина с иудеем о Св. Троице» и, «разговор о действии Крещения»1409. Из первого разговора одно место о Кресте приводил св. Дамаскин, называя сочинителя Иеронимом пресвитером Иерусалимским. Блж. Иероним сам писал, что небольшие сочинения его еще при его жизни переведены были на греческий язык1410. По содержанию разговоры вполне приличны блж. Иерониму, долго жившему в Иерусалиме между иудеями. Наконец он писал несколько сочинений против оригенизма. Между прочим в письме к Авиту, основательно показал опасные заблуждения в Оригеновом сочинении о началах1411. За то в письме к Феофилу, против Иоанна Иерусалимского, суждения его в воскресении отзываются резким антропоморфизмом1412.

III. Между историческими сочинениями преподобного Иеронима известны: сочинение о мужах знаменитых, хроника и жизнь отцов. Первое из этих сочинений – самый драгоценный памятник древности. Оно заключает в себе краткие сведения о жизни и сочинениях учителей Церкви, живших в продолжение первых четырех веков христианства. Показывает в сочинителе обширное знакомство с словесными творениями древности, верный взор на подлинность и достоинства их, и живую любовь к вере. Оно писано по просьбе префекта Декстера, с намерением обличить клеветы Цельса Юлиана и подобных им, упрекавших христианство в недостатке мужей образованных, и достигает своей цели. Читая это сочинение, каждый с утешением видит, каких великих, каких просвещенных мужей имела у себя Церковь, даже тогда, как меч и огонь со всею жестокостью истребляли все в Церкви христианской. Одна только мысль, при чтении этого сочинения печалит душу: как многого из святой древности не дошло до нас! Впрочем, по указаниям блж. Иеронима, многое отыскано в новые времена, что прежде считали потерянным1413. Хроника Иеронима – сочинена Евсевием, но при переводе на латинский язык была дополнена Иеронимом во многом. В предуведомлении он пишет, что со времени Нина и Авраама до взятия Трои он только с точностью перевел труд Евсевия, не прибавляя ничего к нему; со времени же взятия Трои до 325 г., которым оканчивается Евсевиева хроника, многое прибавил и изменил в сочинении Евсевия, следуя Светонию и другим латинским писателям, кроме того с 325 до 378 г., он написал свою хронику. Евсевий в своей хронике, хотел показать в кратком виде события библейские под определенными годами, и представить священную историю в соотношении с повествованиями языческих писателей, намерение прекрасное и стоило того, чтобы труд был представлен в лучшем виде. Теперь, когда вторая часть, хроники Евсевиевой почти вся потеряна, полный труд Иеронима без сомнения еще более становится важным1414. Благочестивый инок путешественник, Иероним описал жизнь отцов Египетских. Палладий поместил эту жизнь в своем «Лавсаике»1415.

По древним известиям1416 блж. Иероним перевел с греческого на латинский язык Мартиролог1417.

* * *

1394

Ор. Т. 4. Р. 2. р. 289–306. Против Монтанистов Ер. 41. Против Новатиан. Ер. 42. о иерархии ер. 146.

1395

Т. 4. Р. 2. ер. 28.

1396

Dialog. adv. Pelag. lib. 3. Epist. ad. Ctesiphonem. 133.

1397

Ep. ad Ctesiphon. 1, 1019. Dialog. lib. 2, 679. Omnes homines aut antiqui propagatoris Adam, aut suo nomine tenentur obnoxii.

1398

Ep. Ctesiph. p. 1027. Dial. cont. Pelag. 2, 767. 686. «Наше Дело – желать, Божие – подавать, чего просим; наше начинать, что можем, Божие исполнять, чего не можем... Наше дело хотеть и пещись; но чтобы исполнялось желание наше и совершилось течение, – это зависит от милосердия Божия. – Так то бывает, что в желании нашем и в течении сохраняется свобода наша, а в исполнении желания и течения действует могущество Божие».

1399

Ad Ctesiph. I, 1031. Comm, in Galat. VII. p. 391. «По природе во всех есть ведение о Боге, и никто из родившихся без Христе, во лишен семени мудрости, правды и прочих добродетелей».

1400

Іn Galat. 5, 17. ас. Ad. Haedib. quaes. 12.

1401

Ep. ad. Damasum (int. critic. 3. al. 146): reconciliati sumus Deo, habentes propitiatorem Dominum nostram J. Chr. qui delevit chirographiam mortis, – triumphans in ligno. Сл. Ep. 54 ad Pammach. Ep. 32 ad. Julianum.

1402

Hoc dicimus, non quod alium Deum, alium hominem esse credamus et duas personas faciamus in uno filio Dei. sed unus atqui idem filius Dei et filius hominis. Ad Haedib. quest. 9.

1403

Іn lavacro omnia peccata merguntur. Ep. 82 ad Oceanum.

1404

Dial. adv. Lucifer. c. 2. 9.

1405

Ad. Damasum ep. 3. al. 146. ad. Haedib. ep. 120. quaest. 2.

1406

Ep. 41. ad. Pammach. Comm. in evang. Matth, c. 16.

1407

Ep. ad Amandum (int. criti. 4. al. 147).

1408

Ad Damasum et Marcum. Ep. 14–16.

1409

Тот и другой разговор изданы Даумом, вместе с сочинением Геннадия, Cygneae 1677, исправнее Галландом in 7 tom, Bibl. Patr. Мином in t. 40 Patrologiae. Разговор о Крещении в Хр. Чт. 1821 г.

1410

Op. Т. 4. 1. р. 164. Т. 4, р. 264.

1411

Ep. 94 ad Avitum. С обличениями Оригену и особенно защитнику его Руфину, не всегда впрочем умеренными и основательными. Libri tres adv. Rufinum. См. выше прим. 59–63.

1412

Resurrectionis veritas catholica sine carne et ossibus, sine sangvine et membris, intelligi non potest. Ubi caro et ossa et membra sunt, ibi est et sexuum diversitas et caet.

1413

Liber de viris illustribus, переведена на греческий язык другом Иеронима Софронием. Подлинник издан in-4 homo Op. Heron. Подлинник и греческий перевод, изданы вместе с другими сочинениями подобного содержания и с превосходными замечаниями Фабрицием, под заглавием: Bibliotheca Ecclesiastica. Hamburgh 1718. fol.

1414

Хроника Евсевиева и перевод Иеронима, долгое время считались потерянными. Иос. Скалигер, напечатал хронику Lugd. Batav. 1606 г., но в сем издании очень многого недоставало. Полное и превосходное издание, при пособии ватиканских ркп. сделано Анжелом Майем: Vet. auct. col. nov. Τ. 8. Romae 1833 в лучшем виде, чем у Скалигера, изд. Виллярси: ор. Hieron. Τ. VIII.

1415

Здесь она составляет третью часть и состоит из 30 глав, начинаясь жизнеописанием Иоанна пророка Фивского и оканчиваясь Аполлонием младшим; история предваряется предисловием Иеронима, которое писано при Вел. Феодосие. На сирский язык оно вместе с прочими частями Лавсаика, переведена была в 7 веке н доселе известна в древних списках с именем Иеронима. Assemani Bibl. Orien Т. 3. Р. 1. р. 49. Τ. 1. р. 609. Maii collect. vet. Auct. Τ. 5. ρ. 45. Montfauc. Bibl. Coislian, р. 183. Cangii Glossarium med. Graec. in Indice p. 27. На латинском издано Antverpiae 1615. 628. Иероним описал жизнь Павла Фивейского, Илариона Великого и Мала, добродетели блж. Павлы. Последнее в Хр. Чт. 1847 г. 4.

1416

Об этом пишут Беда (Betr. in Act.), Валафрид Страбон de reb. eccl. с. 28), Кассиодор (Inst. div. с. 32).

1417

Мартиролог Иеронима издан а Luca Dacherio Т. 4. Speciel. Florentiae Luc. 1668, у Миня: Op. S. Hieronymi. T. XI. 434–86. Впрочем в нынешнем виде он говорит и о лицах, живших после блж. Иеронима. См. Oudini Comm. litt. T. I. p. 847–54. Иерониму приписывается также Лекционарий (Comes. ed. а Balusio in Capitulis regum Francorum; у Миня: Op. S. Hieron. T. XI, 487–530). Он был пересматриваем в 471 г. еп. Феодовигом. Augusti Denkwürdigk. Th. 4. S. 271. Th. 6. S. 142.


Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.] / [Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. II-го Отд-ния собств. Его. Имппер. Вел. Канцелярии, 1859. / Т. 2. – VIII, 384 с. (В 1-м изд. т. 2 напеч. в тип. Акад. наук; Т. 3 - в тип. В. Безобразова и К°).

Комментарии для сайта Cackle