Слово в Неделю Православия41
Молю вы, братие, блюдитеся от творящих распри и раздоры, кроме учения, ему же вы научистеся, и уклонитеся от них (Рим.16:17)
День православия празднуем, православные люди! Как восхитительно празднество сие для тех, которые право веруют и право ходят! И как поучительно для тех, которые неправо мыслят и неправо живут. Предмет празднества есть прославление правоверия, а цель прославления есть возбуждение в христианах вящшей ревности к соблюдению правоверия.
Обряд православия отличен от прочих обрядов Церкви. В оном содержится приговор, по которому одни удостаиваются благословения, другие подвергаются осуждению; одни приемлются в недро Св. Церкви, другие отлучаются от общения с её чадами. Приговор таков, что нет ни малейшей причины сомневаться ни в его законности, ни в определении, ни в цели его обнародования. Действия преступников изложены ясно, основание к осуждению показано и намерением, которым произносится отлучение, означено.
Но есть люди, кои, выслушав приговор Церкви, смущаются, ко вреду души, мыслью, не падает ли на них приговор Церкви всею своею тяжестью, есть люди, кои на суд Церкви смотрят, как на суд человеческий; есть люди, кои обряд православия считают праздным действием, безнужным и безполезным. Что должно сказать таковым людям? Говорить, что их страх напрасен, суждения неверны и мнения неосновательны? Но одни слова не убеждают ума, и не успокаивают сердца. Надобно убедить очевидною истиною, и успокоить ощутительным благом. Попытаемся сделать то и другое, к прославлению нашего правоверия.
Первое, страх несправедливо смущающихся напрасен.
Если что приводит нас в содрогание и трепет при совершении нынешнего обряда – это произнесение слова: анафема. Но сей страх происходит не от силы слова, но от недоразумения мысли в нерусском слове. Что значить анафема? Отлучение, отвержение, отсечение. В сем значении употребляет его ап. Павел в своём послании к Галатам: аще мы или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет (Гал.1:8), и далее: и ныне паки глаголю: аще кто благовестит вам паче, еже приясте, анафема да будет (Гал.1:9). В сём значении употребляли его Св. Отцы на соборах, отлучая врагов веры; в сём значении ходит слово сие по месту своего рождения; в сём значении произносит ныне и Св. Церковь. Проклинать здесь то же, что отлучать от Церкви, а отлучать от Церкви есть то же, что проклинать; – различие в словах, а не в понятиях. Чему подвергается человек проклинаемый и человек отлучаемый? Оба равному действию: лишаются христианского имени, чести, уважения и доверия, и получают название богохульников, отступников, извергов; оба исключаются из общества верующих и не допускаются до участия в Христовых таинствах. Вот действие проклятия или отлучения.
Но чтобы в проклятии заключалось неотменно понятие вечной погибели, сего нет ни в самом слове, ни в приговоре Церкви, ни в слове Божием. Нет в приговоре Церкви. С материнскою скорбию произнося отлучение на не покоряющихся истине, да овых страхом спасет (Иуд.22), Церковь молит Господа, да просветит Он отступникам разумные очи светом своим Божественным, да уразумеют Его истину, да умягчит их ожесточение и отверзет слух, да познают глас Его и обратятся к Нему – Спасителю. Нет в слове Божием. Живу Аз, глаголет Господь, не хощу смерти грешника: но еже обратитися ему и живу быти (Иез.33:11). И есть примеры, что некоторые из отлучённых Церковью, примирясь с нею, после чистого раскаяния в своих заблуждениях, принимались обратно в общество верующих и провождали жизнь истинно христианскую. Посему никак нельзя думать, чтобы проклятие или отлучение от Церкви было безусловное, безконечное и безпредельное. Оно есть величайшее в жизни наказание, но наказание исправительное, подобное тому, какое несёт отрешённый от места и исключённый из службы. Отлучённый во времени остаётся отлучённым и в вечности только тогда, когда не престанет до самого гроба вооружаться противу истин Евангельских и производить распри и раздоры в Христовой Церкви. Но и в сём случае решает участь нечестивца не проклятие, а его собственное отступление, усугубляемое со дня на день новым нечестием и новым злодеянием. Проклятие есть клеймо, полагаемое на умственное чело Богоотступника. Клеймо само в себе ничего не значит. Присуждают к смерти злодеяния, а не клеймо. Оно лишает доброго мнения в обществе, но не отнимает свободы в мыслях, чувствах и желаниях, равно и надежды к исправлению.
Хотите знать, не подходим ли мы сами под приговор Церкви? Нет, верные чада Церкви! Кого отлучает Церковь? Явных и открытых врагов учения Евангельского, постановлений апостольских и Соборных, нарушителей общественного покоя, мятежников и бунтовщиков. Таковы ли мы? Мы грешники, но кающиеся; мы преступники заповедей Господних, но не ожесточённые; мы нарушители постановлений Церкви и правил Соборных, но не злонамеренные. Почто же страшиться проклятия, которое простирается на одних только и упорных, и ожесточённых врагов Христовых и Его Церкви? Между нами нет ни одного такого, который бы отвергал бытие Божие и Его Промысл, не признавал бессмертия души и будущего суда, почитал не нужным пришествие Сына Божия во плоти, и противился Царской власти. Пусть мятутся одни не покорные; пусть страшатся одни презрители достойно избранных Пастырей, одни хулители совершаемых нами таинств; пусть трепещут одни отпадшие от матери нашей Церкви, и живущие без Священников, без приобщения плоти и крови Христовой. Мы же утешимся тою мыслию, что хотя немощны и слабы, но послушные и усердные мы чада Церкви.
Второе. Суд Церкви основан на слове Божием.
Кто смотрит на суд Церкви, как на произвольное изобретение церковной власти, как на суд человеческий, тот должен смотреть и на самую Церковь, как на обыкновенное общество. Ибо взгляд на суд Церкви был бы у него прямее и вернее, если бы разумел он ясно, кто управляет Церковью, и чей дух одушевляет её. Глава Церкви есть Господь Иисус Христос (Еф.5:23). Может ли тело распоряжаться само собою без влияния и действия главы? Церковь утверждена на основании апостол и пророк, сущу краеугольну (камени) самому Иисусу Христу. (Еф.2:20). Может ли она изрекать что не сообразное с словом пророческим и впостольским? Церковь имеет пастырей и учителей, поставленных самим Господом: той дал есть овы убо Апостолы, овы же пророки, овы же Благовестники, овы же Пастыри и Учители к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова (Еф.4:11). Могут ли пастыри и учители произносить приговор, не имея на то повеления от Господа? Господь заповедует: Аще кто преслушает Церковь, буди тебе, якоже язычник и мытарь. (Мф.18:17). И вследствие сей заповеди Церковь преслушавших её советы, увещания и грозы, лишает имени христиан, извергает из недра своего, как язычников. Ап. Павел приказывает возлюбленному своему Титу: еретика человека по первом и втором наказании отрицайся, ведый, яко развратися таковый, и согрешает, и есть самоосужден (Тит.3:10–11); и вследствие сего пастыри и учители Церкви Христовой, как преемники апостолов, отвращаются лжеучителей и запрещают другим иметь с ними общение. Но вот повеление того же Апостола другое, самое решительное, и самое действительное: Измите злаго, пишет к Коринфянам, от вас самех. (1Кор.5:13). Таким образом объявление приговора есть объявление святой Божией воли. И посему чрез видимое Церковной власти совершается невидимым образом Суд Божий.
Третье. Объявление нынешнего приговора и нужно, и полезно.
Отлучение от Церкви в христианстве подобно отлучению от общества в гражданстве. В необходимости отлучения в том и другом состоянии может сомневаться разве тот, кто сомневается в необходимости отделения больных от здоровых, и отсечения сухих ветвей от плодоносных. Но вот вопрос: что за нужда объявлять всенародно отлучения по гражданству? Скажете: в страх другим, для обуздания своевольного и буйного духа, для истребления злодеяний, для блага человечества. – Если так, если благо прочих граждан требует всенародного объявления о наказании одного, двоих или троих из их числа, сделавшихся государственными преступниками: то не паче ли требует слава Церкви и благо её чад, чтобы отлучение одного, двоих, троих из их числа, сделавшихся явными врагами Христа Спасителя, было объявлено в слух всея Церкви? Итак объявление приговора Церковной власти касательно отлучения от Церкви столь же важно и нужно в христианстве, сколь важно и нужно в гражданстве объявление приговоров власти гражданской касательно исключения развратных людей из общества честных граждан. Гремит гром, и люди крестятся. Висит бич, и дети учатся прилежнее. Наказан один, и десять исправляются. Отлучают немногих, а сотни обращаются ко Христу.
Не видим, рассуждаете вы между собою, не видим никакого плода от нынешнего обряда. Какого плода вы ожидаете? Исправления в образе жизни? О! сколь много лет надобно прожить, чтобы видеть самих себя исправившимися! Довольно и того, если пробуждается у кого совесть от греховного усыпления. Произведение в нас спасительного страха, вот главный плод нынешнего обряда. Но где страх, там и благочестие, а где истинное благочестие, там и православие.
Как Ап. Павел умолял верующих, чтобы они остерегались вводящих разделения и соблазны противу учения, которому они научились; так и я дерзаю умолять вас, возлюбленная братия, блюдитеся от ложных мыслей, превратных суждений и вредных мнений противу приговора Святой Соборной и Апостольской Церкви. Она нас милует и щадит. Аминь.
* * *
Произнесено в Калуге в 1832 году.