§ 102. Святитель Иаков Низибийский.
Св. Иаков, епископ Низибийский (ин. Антиохии Мингидонской на границах Персии и империи), по множеству чудес, совершенных им – чудотворец, по обилию и высоте духовной мудрости назывался мудрым.
Св. Иаков был сын одного из областных князей Армении и племянник парфянского Царя Анака, отца Св. Григория, просветителя Армян51. Сочинения его показывают, что в юных летах он пользовался теми средствами образования, которые открывало ему высокое происхождение. И однако, он еще в ранних летах отказался от удовольствий света; уединенная жизнь его была образцом строгой жизни; летом жил он в лесах и на горах, зимою в пещере, пущею его были древесные плоды, травы и коренья, одеждою – кожа. При Максимине прославился он исповедническим подвигом; услышав о возникающем христианстве в Персии, отправлялся туда утверждать веру, и силою чудес обратил многих язычников к вере. Избранный в 314 году в епископа Низибии, он не переменял образа жизни своей52. В 325 г., как мужественный защитник правых догматов, отправлялся на Собор Вселенский53. В 336 году заставил он в Константинополе искренних друзей веры молиться об отвращении бедствия, грозившего Церкви принятием Ария в общение с чадами Церкви, и хулитель Сына Божия погиб54. В 338 году грозные полчища Шапура бесполезно осаждали Низибию целые два месяца; Низибию охранял силою духа христианский пастырь55. Спустя десять лет, Персы во второй раз осадили Низибию, сделали пролом в стене, но не сокрушили веры защищавшего ее пастыря; по его распоряжению стена в одну ночь исправлена, а Шапур, изумленный твердостью и видением, устрашенный казнью, поразившею его войско, поспешил удалиться от Низибии56. Защитник веры и отечества скончался в 350 году57.
* * *
По свидетельству Зиновия (история Дарона на армянском языке, изд. в Венеции 1832 г., стр. 22), Хосровуи, мать Иакова, была сестрою Анака и супругою одного из князей Гефальских (Сл. Neumann, Gesch. d. Armen. Litter. S. 18. Lpz. 1839.
Феодорит H. E. 1, 7; Philoth. С. 1. S. 3. 767. Геннадий De vir. illust. § 1. Годом поставления его в епископа надобно положить 314 г., когда св. Милес видел его занимающимся построением великолепного храма (Acten d. h. Märtyrer d. Morgenlandes. S. 55 и 4.
Феодорит. Philoth. р. 767.
Феодорит H. E. 1, 14. Philoth. р. 739. Дионисий бар Салиби у Ассемана. Bibl. Or. Т. 1. р. 17.
Филосторгий Н. Е. 3. 23. Хроника Алекс. р. 287. Хроника Иеронимова, Феофанова р. 28.
Феодорит Philoth. Н. Е. 2. 30. Феофан р. 33. Зонара Т. 2. р. 44. Хроника Алекс. Зосима 1. 3. В Христианском чтении за 1827 г., ч. 26, помещено описание жизни св. Иакова, составленное по указаниям Феодорита; но давно замечено, что Феодорит смешал обстоятельства двух осад Низибии. Чудесные обстоятельства сопровождали вторую осаду, которая происходила в 348 г. И так как эту осаду пережил св. Иаков, а по словам Геннадия, скончался он при Констанции, то год кончины его надобно отнести к 350, а не к 338 г., к которому относят сирские хроники у Ассемана; к 350 г. относит смерть Иакова и Челлачео, автор истории Армении.
Память его 13 января и 31 октября; у Сирян 18 января; у Римлян 11 июля; у Армян в декабре.