§ 101. Сочинения его.
Св. Александр по делу с нечестивым Арием писал около 70 писем к разным епископам, объясняя нечестие Ария46. Эти послания в последствии собраны были епископами в одну книгу, как память ревности и веры св. Александра47. И, однако до нас дошли в целости только два послания, краткая речь к пресвитерам и еще несколько слов из двух сочинений; кроме того, недавно найдено одно слово его на страдание Спасителя в сирском и арабском переводах48.
Послание, сохранившееся с надписанием к Александру епископу Константинопольскому, писано после второго Собора против Ария49. По намерению Александра, оно долженствовало быть объявлено и другим епископам и составляло присовокупление к тому (τόμος) или определению Собора, подписанному всеми епископами, но для нас потерянному. Св. Александр объяснял в сем послании основания, на которых произнесено осуждение против Ария. В начале он кратко описывает беспорядки, произведенные Арием в Александрии (§ 1. 2) и учение Ария (§ 2. 3), потом излагает учение о Божестве Сына Божия и свое исповедание веры, преследуя вместе с тем учение Ария опровержениями. Так как ариане выставляли две нечестивые мысли: а) Сын Божий не вечен, и сотворен, и потому б) не есть Бог, а только избранник Божий: то Учитель Церкви, в опровержение первой мысли, превосходно объясняет слова Евангелиста о Боге (Ин. 1:1–3) и некоторые другие места (§ 3–7). Вторая мысль опровергалась уже первым объяснением и Александр только кратко указывает в опровержение ее на некоторые слова Писания, замечая в то же время хитрость ариан старавшихся в спорах выставлять всего более слова Писания, относящиеся к земной, уничиженной жизни Спасителя (§ 8–9). Затем, коснувшись нравственных качеств Ария (§10–11), излагает исповедание веры, где, между прочим, говорит о Господе Иисусе: «Не по виду только, но и в самом деле имел тело от Богородицы Марии (Θετόκος). Наконец, сказав о своей решимости умереть за исповедание апостольской веры (§ 13), убеждает и просит епископов – не слушать и не принимать врагов Сына Божия.
Окружное послание к епископам повсеместной Церкви писано после первого Собора против Ария. В нем Св. Александр пишет: «Я хотел было молчать о сем происшествии (об отпадении ариан), чтобы зло ограничивалось только изобретателями ереси, но дерзость Евсевия Никомидийского, принявшего под свое покровительство отступивших от веры, заставила известить всех о зле». Поименовав осужденных Собором, кратко опровергает ересь Ария.
Это послание подписано присутствующими на Соборе пресвитерами и диаконами, но не епископами, которые, как известно, были на втором Соборе50.
В Слове на страдание Спасителя говорит он: «Когда Господь наш страдал на древе: гробы расторглись, отверзся ад, души вышли, мертвые возвратились к жизни и многие из них были видимы во Иерусалиме.... Светила небесные устрашились: солнце побегло, луна скрылась, звезды скрыли свет свой, день кончился; после того, когда расторглась завеса, устрашенный ангел вышел из храма; мрак покрыл землю, на которой Господь ее закрыл очи.»
* * *
Епифаний Haer. 69, § 4.
Сократ Н. Е. 1, 16. Созомен 1, 1.
Оно отыскано и издано Майом. У Миня (in Patr. Т. 48) оно помещено, как и послания; последние с замечаниями.
См. § 2. В § 9 пишет «Я не знаю, что побуждает трех епископов сирских соглашаться с ними и поощрять их к распространению своего учения. Суд над сими епископами, без сомнения произнесет ваша мудрость.» Св. Александр последними словам дает знать, что ожидает от Константинопольского епископа подтверждения тому осуждению, которое произнес он на 2-м Александрийском Соборе. Это видно и из письма Ария, сохраненного Феодоритом (Η. Е. 1. 5), против епископов Евсевия Кесарийского, Феодота Лаодикийского и Павлина Сирского. Значение слова τόμος показал Монфокон (Praefat. ad 2 Tom. Collect. Patr. Graec. p. 20).
Сл. зам. 14. Оба послания и краткая речь в переводе напечатаны в Христ. чтен. 1826 г. 22 ч. Подлинник послания к Александру сохранен Феодоритом (Н. Е. 1. 4). Окружное послание помещено Сократом в его Церковной Истории (1, 6), но с ошибками и без подписей бывших на Соборе. Монфокон нашел исправный список сего последнего послания и краткой речи в древней парижской рукописи и напечатал в 1-м томе изданных им сочинений св. Афанасия. Из послания к Эглону Кинопольскому два места сохранены св. Максимом Исповедником (Op. Т. 2, р. 152–153). Все эти драгоценные остатки поборника Православия напечатаны в 4-м томе Галландовой Библиотеки. Гарлесс полагает, что сему же Александру принадлежит: в парижской рукописи (Cod. 2655) книга περὶ φύσεος, в которой рассуждается об астрологии судебной (фатализм). У Майо выданы два отрывка из Беседы его (Specil. rom. 3, 699).