Источник

§ 100. Св. Александр Александрийский. Подвиги его.

Первый, кому суждено было вести борьбу с непримиримым врагом св. веры – с Арием, был св. Александр. Он был любимым учеником Святителя Петра, которому служил с молодых лет. Уже заключенный в темницу и близкий к мученической кончине, Святитель назначил преемниками своими, первым Ахиллу, и вторым Александра33. Состарившийся Ахилл недолго был на Святительской кафедре. По кончине его возведен на нее блж. Александр, и он явился «мужественным защитником Апостольских догматов34, мудрым и исполненным Духа Святого»35. Удостоенный сана пресвитерского, но не получив, сверх надежд своих, сана епископского, Арий носил в душе своей вражду против предпочтенного ему Александра36, хотя Александр с своей стороны оказывал ему уважение37. В жизни св. Александра Арий не находил ничего предосудительного и воспользовался первым случаем – оклеветать учение Александра. Когда св. Александр в беседе с своими пресвитерами о тайне Св. Троицы говорил, что «в Троице есть единство» (ἐν τριάδι μόναδα εἵναι εθεολόγει): тогда Арий вслух всем объявил пастыря своего за последователя Савеллиева; тогда в первый раз, с ловкостью диалектика, обнаружил он и богохульную мысль свою, что Сын Божий есть творение Божие38. Св. Александр столько показал умеренности в своем пастырском действовании, что дозволил пресвитерам свободным рассуждением обличать заблуждение Ария39; но Арий, владея уменьем скрывать настоящие свои мысли, – возбуждал волнение и приобретал себе последователей40. Тщетно св. Александр старался и личною беседою и письменным увещанием вразумить надменного пресвитера и его сообщников в заблуждении41: тогда, как проповедник Евангельской истины был кроток и действовал открыто, проповедник нечестия был хитр и горд42. Арий презирал епископа и в виде угнетенного искал и приобретал себе друзей; осталось принять решительные меры. Св. Александр, около 320 г.43, собрал Собор, на котором осуждено богохульное учение, Арий и его сообщники отлучены от Церкви; на новом многочисленном Соборе (состоявшем из 100 епископов) подтверждено было прежнее определение и в отношении к новым последователям Ария44. Арий, еще и прежде Соборов, вступил в сношение с лицами разных мест, особенно с близким к двору Евсевием Никомедийским; – теперь же произвел волнение во всех церквах. Св. Александр убеждал епископов посланиями защитить Церковь и ее сокровище – истину против врага Христова, объясняя им действия и мысли Ария. Еще раз по воле императора собирался Собор в Александрии, но Арий остался одинаковым. Тогда-то (в 325 г.) в Никее Собор Вселенский, на котором св. Александр был «не только участником, но и главным деятелем между епископами», подвергнул Ария анафеме. Спустя 5 месяцев после сего Собора пастырь Христов, отягченный летами, приложился к отцам своим 22 Фармуфа, по нашему 17 Апреля, 326 г.45.

* * *

33

Vita S. Petri episc. Alex. in Baii Specil. romano. T. III, 682.

34

Феодорит H. Е. 1, 2.

35

Marcell. Libell. precum sub init.

36

Феодорит Н. Е. 1, 1. Fabulae haeret. 7, 1. Сократ Н. Е. 1, 5. Епифаний Наеr. 69, § 3. Филосторгий Н. Е. 1, 3. Кирилл Александрийский Hom. 17. Tom. 2, pag. 48.

37

Созомен Н. Е. 1, 15.

38

Сократ Н. Е. 1, 5, 6.

39

Созомен. Н. Е. 1, 15.

40

Епифания Наеr. 69, § 3. Констант. § 1, 2. Александр в письме к Александру.

41

Афанасий Александрийский. Oper. Tom. 1. p. 396.

42

См. особенно в посл. к Александру § 2, 10.

43

Афанасий. Epist. ad Aegypt. § 22. Окружное послание Александра. Созомен. Н. Е. 1, 15.

44

Сократ Н. Е. 1, 6. Феодорит Н. Е. 1, 2. Епифаний Haer. 69, § 3.

45

Афанасий Epist. ad Aegypt. § 21. Apologet. contr. arian. § 59. Феодорит Η. E. 1, 26. Память святителя в Римском Мартирологе 26 февраля, но в греческих святцах нет имени его.


Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.] / [Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. II-го Отд-ния собств. Его. Имппер. Вел. Канцелярии, 1859. / Т. 2. – VIII, 384 с. (В 1-м изд. т. 2 напеч. в тип. Акад. наук; Т. 3 - в тип. В. Безобразова и К°).

Комментарии для сайта Cackle