§ 99. Предметы учения.
Естественно, что, когда брань, совершавшаяся под знамением Креста Христова, окончилась победою Константина Вел. над Максентием и крест объявлен был предметом благоговения в Римской империи, тогда для учителей христианских не было более нужды писать апологии веры против язычества империи, – Ликиний и Юлиан напрасно трудилось для лжи. Посему в ІV-м веке писали только по временам о превосходстве христианства пред язычеством. Если и тогда, как тысячью смертей гнали за слово Божие, христианские проповедники распространяли его между народами переводом и проповедью: то тогда, как крестное слово признано за закон империи, еще более спешили переводить Свящ. Писание на разные языки. В ІV-м веке оно было общепонятным в переводах на языках: персидском, индийском, египетском, готфском23. Внешний покой Церкви открывал возможность и средства обратиться к устроению внутреннего состояния Церкви. Отселе беседы с нравственными наставлениями пастве были самым обыкновенным родом сочинений сего века. Ревность к слову Божию оставила много произведений по изъяснению Свящ. Писания. Прекрасные даны правила для благочиния Церкви.
Но всего более время вынуждало употребить силы и труды для брани с внутренними врагами Церкви, вести войну с еретиками. – Арий, священник Александрийский, увлеченный гордостью, богохульно учил: а) Бог Отец вечен, но было время, когда Он не был Отцом, и у Него не было Сына; б) Сын прежде всего создан Отцом из ничего (εξ ουκ οντος) и чрез Него создан мир; в) Не вечный, но высший всех тварей, Сын подобен Отцу – Бог по имени, но не по сущности; г) Он есть Слово и Премудрость, поскольку Бог по благости сообщил Ему мудрость: но Он не знает вполне Отца24. Последователи Ария, вскоре разделились: строгие последователи, во главе которых стояли Аэтий25 и Евномий26, самые дерзкие диалектики, утверждали, что Сын Божий ни почему не подобен Отцу, – (ἀνόμοιος); другие приближались к истине, но говорили, что Сын только подобосущен Отцу (ὅμοιος). В кругу последних Македоний открыто защищал тайную мысль Ария о Духе Святом, как служителе (ὐπερετης) и создании Сына27. Между тем Фотин опровергал арианство мыслями Савеллия28; а Аполлинарий – тем, что не допускал в Иисусе Христе человеческого ума, оставляя только плоть29. Целое столетие (с 317 по 400 г.), арианство волновало Церковь, особенно на Востоке. На Западе, с половины ІV-го века, явились люди с мыслями оскорбительными для жизни девственной и пустыннической30, тогда как на Востоке ревность к созерцательной жизни увлекала некоторых к грубым антропоморфическим мечтаниям31; в Африке преемники новатиан донатисты, в продолжение всего ІV-го века, волновали местные церкви гордою строгостью к падшим и таким же мечтанием о частоте своего общества32. Таковы предметы, которыми надлежало заниматься учителям четвертого века.
* * *
О сем прямо и не раз с восторгом говорит св. Златоуст. См. Ор. Т. 8. р. 10. Т. 12. р. 374, 392. Т. 8. р. 566, 575. На египетско-коптский язык переводили Свящ. Писание иноки частью с греческого, частью с еврейского языков. (Martyrol. coptic. р. 186). Это показывают сочинения Антония и Пахомия. О готфском переводе Ульфилы блж. Иероним говорит: «кто бы поверил, что и иноземный язык Готфов стал требовать оригинального еврейского текста (Библии)? Между тем как греки спят и ссорятся, германцы испытывают Писания; персы, искусные только пускать стрелы, приучаются к перу».
Сочинения Ария были сожжены по повелению императора Константина (Сократ. 19). Остались: а) два письма к Евсевию Никомидийскому еп. Александру еп. (haer. 69. у Афан. De Synod. S. 4. d. 2. p. 729. у Илария De Trinitate lib. 4. p. 835, lib. 6. p. 864); б) отрывки его у св. Афанасия Алекс. (orat. 4. Contra Arianos. Т. 1. p. 409.
Жил в Антиохии (Филосторгий III, 15–17) и оттуда бродил по Сирии, как видно из сочинений св. Ефрема. Он брал на себя методом геометрическим определять существо Божие. См. Ефрема в 1–3 слове против дерзких испытателей. Сочинение его о нерожденном Боге и рожденном у Епиф. «Против ересей» 76. § 10.
Епископ Кизический (Филосторгий 6–14). Его сочинения: изложение веры (изд. Валезия in adnotation. ad Socrat. Hist. Eccl. 6, 10) и Апология (в сочинении Василия в изд. Garnieri); о диалектике его см. кроме Василия Великого у св. Григория 1-е слово о богословии.
Он был епископом Константинопольским в 342 г. и осужден в 382 г. Об учении его Сократ 2–45, Созомен 4–27, Феодорит 2–6.
Епископ Сирмийский, осужден в Антиохии в 345 г., в Медиолане в 347 г. и в Сирии в 351 г.; но ученики его были и при Вел. Феодосии (Афанасий de Synod. § 26. Сократ 2–3, 29–30. Созомен 4, 46. Епифаний haer. 47).
Между таковыми особенно известны Медиоланский монах Иовиниан в ученик арианского епископа Гельвидий (Амвросий Ер. 63 ad Vercelienses. Августин haer. 82. Иероним lib. 2. adv. Іоvenian.).
Таков был Авдей, пустынник месопотамский, имевший многих последователей (Феодорит fab. haer. 4, 10. Н. Е. 4, 9. Епифаний haer. 70).
Оптат De schismate donatistarum. Par. 1900. Августин de haer. c. 89.