§ 98. б) Церковные училища и в) Подвижническая жизнь.
Распространению собственно христианского просвещения особенно служили христианские училища, как те, которые основаны были прежде, так и вновь основавшиеся в сем веке.
Вместе с утверждением общежительной иноческой жизни в это время заведены были в некоторых обителях Востока училища для первоначального христианского образования13. Александрийское училище процветало по-прежнему, удерживая значение высшего духовного училища, распространявшего свет веры и на естественные науки. Богослов говорил о нем теперь, что оно и называется и есть хранилище всеобщей учености (πασης παιδευσεως και τοτε, когда учился брат его Кесарий, και νυν ουσαντε και δοκουσαν εργαστιρειον14. После св. Петра были здесь наставниками15 св. Макарий Александрийский (πολιτικος), потом в продолжении 55 лет (с 340–394 г.), знаменитый слепец Дудим, – изумительный по дарованиям и познаниям своим16; наконец Родон, сперва помощник Дидима, потом не надолго преемник прав его17. Кесарийское училище поддерживалось в прежней славе Евсевием Кесарийским, и библиотека Памфилова умножена была Евзоем, преемником Евсевия18. Антиохийское училище прославлено Диодором, иноком и пресвитером антиохийским: в одном из монастырей, находившемся за городом, собирались к нему даже те, которые со славою окончили образование в светских училищах, и он предлагал им преимущественно толкование Свящ. Писания и правила для толкования19. В Константинополе видим в это время, кроме школ светских, училище духовное20. Св. Ефрем, сам образовавшийся в Низибийском училище, прославил Эдесское училище21.
Впрочем, самая же История IV века говорит нам, что глубокое знание истин христианских думали приобретать и приобретали тогда не тем только, что образовывали ум науками. Оканчивавшие образование светское обращались тогда в пустыни на подвиги строгой жизни, или совершали эти подвиги под непосредственным надзором пастырей Церкви, и таким-то образом, доканчивали образование духа своего. А в духовных училищах сего времени, самое умственное образование сопровождалось нравственным образованием; для некоторых из великих учителей IV века путь деятельной жизни, при изучении Свящ. Писания, был единственным путем к просвещению. Пламенная любовь к Господу, твердая среди бедствий времени, твердая среди скорбей добровольного подвижничества, опытом изучала дух веры; а благодать Св. Духа в предающихся ей умах и сердцах рассеивала мрак естественного повреждения, просвещая их более и более Божественным сватом истины и мудрости. Отселе самые слова: философия, философствовать, в тогдашнем христианском употреблении, означали духовно-благодатное любомудрие, приобретенное подвижничеством. Так у историков Сократа, Созомена и Феодорита! Так у Великого Григория Богослова, у св. Златоуста и других!22
* * *
См. S. Basilii regulae brevius tract. 129. Chrysostomi adv. vituperatores vitae monasticae.
Orat. 10. in Caesarium р. 163.
Порядок у Филиппа Сидета.
Кроме Филиппа, Руфин, слушатель Дидима, говорит о нем: in tantam divinarum humanarumque rerum scientiam venit, ut scholae catecheticae doctor existeret (H. E. 2, 7). Подобное говорят: Созомен (13, 15), Никифор (9, 17); Иероним о Дидиме: miraculum omnibus (De vir. illustr. 109. Epist. 100. ad Catrutium); Сократ: ἀνήρ θαυμάσιος καὶ ελλογειμος παση διατρεψας παιδεύσει (4. 3). Кедрин пишет, что Дидим стал славиться с 342 г. (ad аn. 6. Constantii). Палладий 23, Руфин 2, 7. О соч. см. в зам. 1; об учениках Созомен 3, 15. Палладий 23.
Филипп говорит, что Родон при Феодосии оставил Александрию и основал училище в Сиде.
Иероним. De vir. illustr. 113.
См. о Диодоре в зам. 1, также историю Златоуста.
Златоуст из заточения утешал письмами Константинопольских пресвитеров «учителей школы», страдавших за свою любовь к св. пастырю. См. Epist. 113–118.
Act. SS. ad 15 jann. ad 17 junii. Евсевий Эмесский в Эдессе слушал наставления в вере. См. о Ефреме зам. 35 в Обозр. III века.
См. особенно 3-ю апологию монашеству у Златоуста.