Беседа на Евангелие двадцать третьей недели по Пятидесятнице
Изгнание легиона бесов (Еще здесь Бог наказывает нас за предпочтение телесного и земного Небесному и духовному, а награждает за противоположное сему)
Какое Евангелие сегодняшнего дня?
О чуде изгнания Иисусом Христом бесов из бесноватого с повелением по их просьбе войти в стадо свиное (Лк. 8:26–39. Зач 38). Евангелие о сем чуде, изложенное евангелистом Матфеем, с тем только различием, что евангелист Лука говорит об одном бесноватом, а он – о двух, о чем вы, братие, уже слышали. Оно читалось в 5-ю неделю по Пятидесятнице.
...
«Приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Иисус Христос на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, – потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, вышедши из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, пришедши к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом ум; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом свой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус».
...
Так как подобное сегодняшнему Евангелие уже читалось вскоре после праздника Троицына дня, и мы тогда объясняли его вам, братие, то в настоящее время не будем объяснять сегодняшнего Евангелия, а решим только два вопроса о таких предметах, которые встречаются в сегодняшнем, но которых не было в прежде читанном Евангелие. Это следующие вопросы.
Первый: когда при встрече Иисус Христом бесноватого, находящиеся в нем бесы начали кричать, то Иисус Христос спросил бесов, как им имя. И бесы отвечали: "легион». Что такой был легион?
Второй вопрос: когда Иисус Христос, исцеляя бесноватого, повелевал находящимся в нем бесам, выдти из него, то бесы просили Иисуса Христа, чтобы он не повелел им идти в бездну. Что разумеется здесь под бездною?
"Легион» – это полк римского войска, состоявший из числа около 6000 человек. В просторечии слово «легион» употреблялось в смысле неопределенного множества, подобно нашему слову «тьма», как и видно из пояснительных слов евангелиста: «много бесов вошло в него». «Бездна» – это ад, место вечных мучений, приготовленное Богом для согрешивших ангелов, т. е. дьяволов.
Что такое особенно поучительное было бы в сегодняшнем евангельском чтении?
Не бывает ли и с нами, братие, того, что мы, подобно жителям Гадаринской страны из-за привязанности к земному, телесному жертвуем духовным, Небесным, например, из-за сбережения денег не подаем нищим, не помогаем нуждающимся? Из желания наживы многие у нас работают, торгуют в праздники, не сходя даже в Церковь помолиться; обманывают по торговле и ремеслу; из-за дороговизны некоторой постной пищи, едят более дешевую, скоромную, постами.
Но так ли должно быть у нас, христиан? Что у нас выше и потому дороже – душа или тело, земное и временное или Небесное, вечное? Как учит нас сам Господь в Евангелие? "Ищите, – говорит Он, – прежде и больше всего Царствия Божия и правды Его» (Мф. 6:33). Если бы кто приобрел весь мир, а душе своей повредил, то что пользы? Может ли он дать какой выкуп за душу свою? (Мк. 8:36, 37).
И как Господь иногда карает и вместе вразумляет, подобно жителям Гадаринской страны, за то, чтобы из-за земного, душевредного, не презирали Небесного, спасительного.
Был некто Иоанн огородник. Он большую часть того, что приобретал, раздавал бедным, так что сам не имел ничего. Однажды пришла ему мысль: «Что же я ничего не коплю? Ну, если я захвораю, что тогда будет со мною? Буду копить, перестану помогать!» И накопил довольно денег. И скоро он, действительно, захворал и рад был, что ему было чем лечиться. Начал лечиться. Но что же? Деньги пролечил все, а болезнь становилась все хуже и хуже. Тогда-то только он понял, что это Господь наказывает и вразумляет его, и стал просить у Бога выздоровления, обещая жить по-прежнему: помогать бедным, а денег не копить. Господь принял его раскаяние, совершенно исцелил его от смертельной болезни, так что изумился врач, лечивший его (Пролог. 8 ноября).
Будемте, братие, бояться из-за земного забывать о Небесном, душеполезном, временным дорожить больше Небесного, вечного. Это очень грешно и гибельно! Тогда как наоборот, как обещано Самим Иисусом Христом, тем, которые ищут прежде и больше всего Царствия Божия и правды Его, все прилагается (Мф. 6:33). Святый царь и пророк Давид говорит, что праведный весь день дает и милует и, что он во всю жизнь свою не видел ни одного праведника оставленного и детей его, просящих хлеба, т. е. находившихся в нужде (Пс. 36:25, 26). Подобных примеров множество и на глазах у каждого из нас.
О св.Тихоне Амафунтском повествуется следующее. Отец поручил ему в молодости торговать пшеницею. Тихон по любви к милостыни раздал пшеницу бедным даром. Отец, прослышав об этом, захотел освидетельствовать житницы. И что же? Житницы силою Божию оказались полными лучшею пшеницею. И тогда отец не препятствовал Тихону благотворить (16 июня). Правда, иногда Бог и посылает оскудение на милостивых, как посылал на Иова и Филарета Милостивого, но это для их испытания. С другой стороны, они вечно богаты на Небе милостью Божию и райским блаженством.
После сего можно ли, братие, не любить милостыни?