Источник

Беседа на Евангелие двадцать второй недели по Пятидесятнице

Притча о богатом и Лазаре (Урок богатым и бедным)

Сегодня предлагалась нам, братие, из Евангелия притча о человеке богатом и нищем Лазаре, которою Господь поучает, что благоденствующие на земле, каковы, например, наделенные богатством, если живут в забвении Бога и нуждающихся ближних, будут страдать после смерти, а страждущие на земле, каковы, например, бедные и болезненные, если благодушно терпят бедность и болезнь, будут блаженствовать в загробной жизни (Лк. 16:19–31. Зач 83).

...

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучусь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе свое в жизни своей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между вами и нами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в cие место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто из мертвых воскрес, не поверят».

...

Притча эта ясна сама собою и не требует большого объяснения, кроме решения некоторых вопросов. Решим вам, братие, эти вопросы.

Что значит, что богатый человек одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно?

"Порфира» – это дорогая и красивая одежда багряного, темно-красного цвета, которую вдревле носили цари (они носят ее и теперь по особым временам) и другие знаменитые лица. «Виссон» – также одеяние, сотканное из самой тонкой пряжи, одеяние самое мягкое и драгоценное. Таким образом, «порфирою» означается здесь роскошь, а «виссоном» – изнеженность богача. «Блистательное, ежедневное веселье» богача – это роскошный стол, игры, пляски и т.п.

Что такое, например, лоно Авраамово, куда отнесен был Ангелами умерший Лазарь?

«Умер нищий» и некому было похоронить его тело. Но за терпеливое несение бедности и болезни во время жизни на земле душа его отнесена была Ангелами в лоно Авраамово. «Лоно Авраамово» – это селение праведных душ: Авраама, отца верующих, и Исаака, Иакова и других ему подобных праведных людей. «Умер богатый, и похоронили его», т. е. сделаны были ему великолепные похороны. Но душа его за недостойную жизнь на земле наследовала ад, т. е. место вечных мучений, уготованных грешникам.

Неужели богатый не делал добра? Из слов Иисуса Xриста о жизни богатого не видно, чтобы он предавался порокам, а только роскошествовал и веселился, и между тем так наказан, без всякого милосердия.

Можно думать, что он делал что-нибудь и доброе, но за то и награжден еще на земле жизнью в богатстве. Быть может, он не предавался порокам, но жил только для тела и земли, а не думал о душе и о небесной жизни. Но разве для того мы живем на земле? При том еще, он нисколько не помогал бедным, как, например, Лазарю, который лежал на глазах у него, у ворот дома его. Богатый мог бы позаботиться о Лазаре, например, положить его хотя в больницу. Он оставлял Лазаря и в голоде – мог бы приказать давать ему хотя те куски хлеба, которые оставались от стола у него, как желалось голодному Лазарю, но и этого не сделано им. Словом, богатый не обращал никакого внимания на бедного и больного Лазаря.

Как понимать просьбу страждущего в аду богача к Аврааму: «пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, потому что я мучусь в пламени сем»?

Здесь о загробном мире Иисус Христос говорит применительно к понятиям человеческим, под образами, взятыми из мира видимого. Так, об умерших говорится как бы они были с телами: имели и руки, и ноги, и язык. Говорится так потому, что иначе мы не можем представлять дела мира духовного, как под образами, заимствуемыми из мира видимого.

Если Иисус Христос сказал в притче, что из ада не переходят в рай, то как же мы веруем, что поминовение помогает умершим и переводит их из ада в рай?

Сами собою, например, раскаянием, молитвою, умершие не могут освободить себя из ада, так как после смерти нет покаяния. Но Господь по милосердию Своему дал средство помощи им чрез других – поминовение: молитву (особенно за литургиею) и милостыню, совершаемую в память их живыми.

И мы имеем много примеров, как поминовением грешные души изводились из ада в рай. Например, св. Иоанн Дамаскин повествует, как один из св. отцов молитвою извел из ада своего ученика, жившего в беспечности о спасении души и так умершего. Св. Григорий Двоеслов рассказывает, как в его время один благочестивый священник совершением упокойной литургии облегчил загробную участь умершего во грехах. В Прологе повествуется, как некто монах милостынею спас от ада своего брата монаха, умершего во грехах беспечности о спасении души и сребролюбии (Чит. Помин. Б – ва).

Почему Авраам уверен был, что если и послать Лазаря на землю, к братьям богатого, они не исправятся?

Богатый думал, что воскресение из мертвых сильнее подействует на его братьев, когда расскажет, какие страшные муки готовятся живущим нечестиво, чем «Моисей и пророки», т. е. книги их. Но Авраам лучше его знал, что в ком нет твердой веры в Божеств. Писание и истинной любви к добродетели, того и пришедший с того света не сделает благочестивее. Так, воскрес Лазарь, воскрес Сам Иисус Христос, но это подействовало ли на Евреев?

Из сегодняшнего евангельского чтения выводится особенно поучительный урок как для богатых из нас, братие, так и для бедных. В нем в притче о богатом и Лазаре содержится сильное побуждение для богатых жить именно так, как Господь повелевает им, а не так, как живется им большею частью, и вместе великое утешение для бедных и несчастных, терпящих и нужды и недостатки.

Недаром Господь так устроил общества человеческие, что одни достаточны и богаты, а другие – недостаточны и бедны. Это премудрый и милосердный Господь устроил так для того, чтобы удобнее было соделывать Свое спасение нам грешным: достаточным и богатым – употреблять свое богатство на добрые, благотворительные дела; недостаточным и бедным – терпеливо, безропотно переносить свои недостатки и бедность.

И как это, по-видимому, нетрудно для тех и других, а особенно для богатых! Трудно, жаль тратить деньги, когда их мало, а для чего их жалеть, когда они есть, да еще в избытке? Бедный поможет ли сколько-нибудь себе в бедности, когда ропщет? Не лучше ли, покоряясь воле Божией, принимать несчастную свою судьбу, как кару Божию за свои грехи, очищающую их от сих грехов, или как средство, располагающее больше и чаще обращаться к Богу, терпеливо нести этот свой крест и ждать облегчения своей участи не на земле, а на Небе?

Да устрашатся несчастной участи богача, страдающего в адских муках за свою жизнь на земле, когда он употреблял богатство только для себя, для своих нужд и удовольствий, а не для других, бедных и нуждавшихся – да устрашатся сего богатые из нас, братие! Если и они, подобно сему богачу, знают и помнят только свои нужды и потребности, если они только пыот, едят и веселятся при своем богатстве, а забывают подобных себе братий, страдающих и от холода и от голода, работающих для них, как вьючные животные, да еще всячески угнетают, жмут сих последних, то их счастье и блаженство только временно, здесь, на земле. Там, на Небе, их место в аду вместе с сим же евангельским богачем, там их участь – скорбь и страдание.

Да утешаются участью бедного Лазаря, отстрадавшего здесь, на земле, временно, а вечно ликующего на Небе со Святыми, да утешаются бедные и несчастные из нас, братие! Да потерпят они невнимание, презрение и притеснения от богатых и знатных, потребят свои недостатки, бедность и вместе с тем сердечные скорби. Там, на Небе, ждут их вечные радости и блаженство вместе с бедным евангельским Лазарем, между тем как тогда их презрители и притеснители будут страдать в аду вместе с богачем – презрителем бедного и больного Лазаря.

О, как страшно за богатых и счастливых на земле и, напротив, как отрадно за бедных и несчастных на земле!


Источник: Беседы пастыря на воскресные литургийные евангельские чтения : Объясн. сих чтений с прил. вытекающих из них нравств. поучений / Сост. свящ. И. Бухарев. - 2-е изд. - Владимир : тип. П.Ф. Новгородского, 1887. - 212 с.

Комментарии для сайта Cackle