Беседа на Евангелие двадцать первой недели по Пятидесятнице
Притча о семени (Должно не слушать только, но и исполнять Слово Божие)
Сегодня мы, братие, слышали из Евангелия притчу о сеятеле, сеявшем семя на различной земле. В этой притче Господь преподает учение о Своем Божественном Слове и о различных действиях оного Слова на сердца людей (Лк. 8:5–15. Зач 35).
...
«Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взошедши, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взошедши, принесло плод сторичный. Сказав cиe, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходить диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!»
...
Сам Иисус Христос, как вы, братие, слышали, в самом сегодняшнем Евангелие объяснил притчу о семени Своим ученикам, когда они спрашивали Его о значении притчи. Нам необходимо только присоединить к объяснению Христову некоторые подробности. «Сеятель», сеявший семя – это Сам Иисус Христос, Его апостолы и апостольские преемники, пастыри и учители Церкви Христовой. «Семя» – это Слово Божие, учение христианской веры, Церкви.
"Сеяние семени» значит проповедание учения Христова. «Земля», где сеется семя – это сердца человеческие, слушающие и принимающие учение.
Почему Господь уподобляет проповедь своего учения сеянию семени?
Потому что есть большое сходство между тем и другим.
1) Как семя принимается землею, так учение принимается ушами и сердцем слушающего.
2) Из семени произрастают растения и плоды, так от учения происходят в жизни слушающих добрые дела.
3) Семя произрастает различно: хорошо – на приготовленной хорошо земле, худо – на приготовленной худо земле, так учение действует различно: иные слушают, принимают и исполняют его, а иные и слушают, но не принимают или и принимают, но не исполняют.
"Семени, упавшему при дороге», где его потоптывают прохожие или поклевывают птицы, как мы слышали в Евангелие, Иисус Христос уподобляет слушающих Слово Божье, «к которым приходит диавол и уносит слово из сердец их, чтобы они не уверовали и не спаслись». Кто такие слушающие?
Это во времена Иисуса Христа и в наше время такие из Евреев и неверных, которые слышали и слышат учение Христово, но не принимали и не принимают его. Или и из христиан, которые слушают, читают и изучают учение Христово, но не стараются о том, чтобы исполнять его. Это происходит и от невнимательности к своему вечному назначению и от того, что дьявол, враг человеческого спасения, препятствует сему.
"Семени, упавшему на камень, которое и взошло, но засохло, потому что не имело влаги», далее слышали мы в Евангелие, Иисус Христос уподобляет таких слушателей слова Божия, которые, «когда услышат слово, с радостью принимают, но не имеют корня, и временами веруют, а во время искушения отпадают».
Это такие слушатели учения Христова, которые принимают оное в сердце не глубоко, а поверхностно подобно семени, посеянному на каменистой почве. Всю религию поставляют таковые или в соблюдении одного внешнего богослужения (например, молятся, но злого сердца своего не исправляют), или в одном только знании её, не давая ей проникать в сердце, в жизнь. Такие люди посему в спокойное время веруют, но лишь случится гонение, искушение, они отпадают от веры, падают подобно траве без глубокого корня, палимой лучами солнца. Так во времена гонений на христианство иные отпадали от веры, так в наше время, боясь насмешек над собою со стороны неблагочестивых людей за благочестие, например, за соблюдение постов, иные подражают их неблагочестию.
"Семени, упавшему между тернием» (т. е. между сорною травою), которое, когда выросло, было заглушено тернием, Иисус Христос уподобляет слушающих Слово Божие, «которые слушают его, но, отходя, «заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода». Кто такие слушающие?
Таков, например, был упоминаемый в Евангелие богатый юноша, о коем недавно читалось Евангелие, который искренно вопрошал Иисуса Христа, что нужно для спасения, но не пошел за Ним, когда услышал, что для этого ему нужно продать все имение и отдать нищим. Таковы среди нас богатые, которые знают, например, что грешно предаваться некоторыми удовольствиям и особенно не вовремя (например, театральным зрелищами под праздники), однако ж, предаются по своей чрезмерной привязанности к удовольствии. Таковы из рабочих людей, которые знают, что грех работать в праздники, однако ж, работают в эти дни, желая заработать лишнее.
"Семени, упавшему на добрую землю, которое, взошедши, принесло плод сторичный», Иисус Христос уподобляет слушающих Слово Божье, которые, «услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении». Кто такие слушающие?
Это такие, которые, имея сердце доброе, т. е. простое, смиренное, послушное, любящее истину и добро и стремящееся к вечному спасению, слыша учение Христово, стараются жить и действовать всегда по оному и посему непрестанно наблюдают за собою и неослабно борются с искушениями ко греху.
Как понимать слова, сказанные Иисусом Христом апостолам, когда они просили Его объяснить притчу, о причине, по которой Иисус говорил народу притчами, а апостолам и прямо, без притчей: «вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют», и самые последние слова сегодняшнего Евангелия: «кто имеет уши слышать, да слышит»?
В словах апостолам показывает Иисус Христос, что Он говорил им прямо, без притчей, потому, что им «дано от Бога», чрез просвещение ума их, хотя и несовершенно пока до времени сошествия Св. Духа «знать тайны Царствия Небесного», т. е. понимать истины христианской веры. Истины cии называются «тайнами» потому, что иные из них непостижимы для ограниченного человеческого ума (например, учение о Св. Троице), иные и удобопостижимы, но были известны не всем (например, во время земной жизни Спасителя учение о Его смерти). Народу же Иисус Христос говорил притчами потому, чтобы научить их к размышлению, чтобы они посредством видимых подобий и примеров разъясняли себе невидимое, духовное, небесное. Прямое учение они мало понимали – как бы «видя не видали» и «слыша не слыхали». Слова же «кто имеет уши слышать, да слышит» мы уже объясняли вам, братие. Они указывают на то, что сказанное заслуживает особенного внимания и должно быть непременно принято слушающими.
Из сегодняшнего Евангелия нам, братие, можно вывести следующий, особенно поучительный урок. Чтобы иметь несомненную надежду на вечное спасение, для этого непременно должно быть последователями учения Христова подобно указанным в притче добрым слушателям Слова Божия.
И в самом деле, что же может быть полезного нашей душе, когда мы слышим Слово Божие, но не исполняем, не запоминаем его, не носим постоянно в уме и сердце своем, не стараемся располагать по нему своих дел и своей жизни? Истинно таковые из нас похожи на землю при дороге, на землю каменистую и на землю тернистую, в которой семя обыкновенно не приносит плода. В другом месте Господь сравнивает людей, слушающих Его учение, но не исполняющих, с людьми, строящими свой дом без фундамента, на песке (Лк. 6:49). А св. Апостол сравнивает их с людьми, которые смотрятся в зеркало, когда смотрятся, то видят себя, а когда отошли от зеркала, то забыли, каковы они (Иак. 1:23, 24). Однажды, когда учил Иисус Христос, то некоторая женщина, восхищенная Его учением, из среды народа воскликнула: «блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, питавшие Тебя». Что же сказал тогда Христос? «Блаженны слышащее слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11:27, 28).
Вы, братие, как уже заметно, любите слушать Слово Божие, очень охотно слушаете предлагаемые нами здесь беседы и объяснение слов Евангелия Христова. Да будете и хранителями учения сего в уме и сердце и старайтесь по возможности всегда, везде и во всем исполнять то, что слышите здесь при объяснении сего учения. Тогда будет надежда на спасение ваше верна и наш слабый труд вам и нам на пользу. Дай-то Бог!