В сей паремии (1Ин. 4:11–16) предлагается учение о любви Божией в связи с христианскою любовью к ближним.
Гл. 4, ст. 11. Возлюбленнии, аще сице возлюбил есть нас Бог, и мы должни есмы друг друга любити.
Выше, в предшествующих двух стихах (9, 10), сказано, в чем открылась любовь Божия к нам. Она открылась в том, что «Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь.., в умилостивление за грехи наши». К чему располагает нас столь великая любовь Божия к нам? К тому, – дается ответ в подлежащем рассмотрению стихе, – чтобы мы, следуя примеру любви Божией к людям, любили ближних. Как не любить тех, которых возлюбил Бог? Мы заслужили вечную погибель. Для спасения от неё, для дарования нам жизни, то есть вечного блаженства, Он послал в мир Единородного Сына Своего и отдал Его в умилостивительную жертву за наши грехи. Видно мы дороги Отцу небесному, если для спасения нашего потребовалась столь безмерной цены жертва. Не должны ли и мы принимать к сердцу благо наших ближних до готовности жертвовать для блага их всем, что нам дорого в ряду земных благ?
Ст. 12. Бога никтоже нигдеже виде. Аще друг друга любим, Бог в нас пребывает, и любы Его совершенна есть в нас.
Любовь к ближнему, которого видим, вводит нас в общение с Богом, Которого не видим. Это общение с Богом, столь живое и тесное, что Бог пребывает в нас, как в храме Своем, достигается, если мы любим друг друга, любим тех, которые соединены с нами братскими узами, как чада Божии. Любовь друг к другу сродняет нас с Богом потому, что Он Сам есть Любовь, существо любвеобильное. Любовь Его простирается на всех людей, даже на не ведущих Его, не чтущих Его, но в полной мере она являет себя в тех, которые не только чтут и любят Его, но по любви к Нему любят и ближних: «любы Его совершенна есть в нас», если мы полны любви друг к другу.
Ст. 13. О сем разумеем, яко в Нем пребываем и Той в нас, яко от Духа Своего дал есть нам.
Что наша уверенность в теснейшем общении с нами Бога посредством любви к ближним не есть мечта и самообольщение, а действительность, это явствует из плодов этого общения. Таковыми плодами служат многообразные дары Св. Духа, дары благодати Его, просвещающей, освящающей, очищающей, пророчествующей, чудодействующей. Последние два дара благодати принадлежат к числу чрезвычайных даров, которыми обиловала Церковь в апостольское время.
Ст. 14. И мы видехом и свидетельствуем, яко Отец посла Сына Спасителя миру.
Выше (ст. 12) было сказано, что невидимый Бог открывает нам Себя, как Бог любви, в нашей любви к ближним. Но в высочайшей степени любовь Божия к людям открылась в том, что невидимый Бог явил Себя людям в Сыне Своем, посланном для спасения мира. Единосущный Сын Его принимает образ человека и в сем образе делается видимым для всех. Не все, видевшие Его чувственными очами, прозревали в Нем Обетованнаго Спасителя, не все веровали в Его Богочеловечество, не все созерцали в Нем любовь к людям Бога Отца. Но самовидцы Апостолы Христовы не только сами убедились в истине всего этого, но и свидетельствовали о ней пред другими, чтобы все знали, что Бог Отец в лице Христа послал Спасителя миру и чрез Него явил миру высочайшую любовь к людям.
Ст. 15. Иже аще исповесть, яко Иисус есть Сын Божий, Бог в нем пребывает , и той в Бозе.
Любовь Бога к людям проявляется в столь тесном общении с Ним, что Он в них пребывает, и они в Нем. Но этого общения уподобляются только верующие во Христа Сына Божия, в Его Богочеловечество или вочеловечение нас ради человек и нашего ради спасения и исповедующие эту веру с полным убеждением в её истине до готовности пострадать и умереть за нее. Через веру Христос вселяется в сердца наши (Еф. 3:17), соединяется с нами как виноградная лоза с ветвью, питающеюся её соками и получающею от неё жизнь (Ин. 15:4, 5). Кто так близок к Сыну, к тому столь же близок Отец, Который послал в мир Сына именно для того, чтобы удалившихся от Него грешников привести к Отцу, восстановить общение с Ним.
Ст. 16. И мы познахом и веровахом любовь, юже имать Бог к нам. Бог любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает.
«Мы познахом и веровахом...» Говоря: мы, – Апостол имеет в виду Апостолов и других ближайших учеников и самовидцев Христа. Они первые сподобились узнать от Него, как велика любовь Божия к людям, явленная чрез Него, первые вседушевно уверовали в сию любовь и в недрах её обрели спасение. – «Бог любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает». Бог по самой природе Своей есть существо любвеобильное. Прежде чем явились на свет твари, Он соединялся узами любви с Единосущным Его Сыном и Духом; но от полноты любви Он возжелал иметь причастников её вне Себя. Для сего Его любовию вызваны были к бытию существа видимого и невидимого мира. В ряду сих предметов любви Его явился человек. Грехопадение человека сделало его недостойным любви Божией и навлекло на него гнев Божий. Но не желая погибели грешника, Он для спасения его послал в мир Сына Своего Единородного и в таком обилии излил Свою любовь на нас, что «пребывающий в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает». Любя всех, Он заповедал, чтобы и мы любили всех, – и благо тому, кто свято исполняет эту заповедь: он удостаивается теснейшего общения с Богом, сродняется с Ним, делается храмом Его.