Август-серпень
16 ч. Память преп. Иоакима осоговского
Преподобный Иоаким400 был один из четырёх великих отшельников болгарских, возбудивших своими подвигами сотни и тысячи между болгарами к христианскому подвижничеству. Первым был св. Иоанн рыльский; подвиги пр. Иоакима совершались в последней половине XI в.
Почувствовав непреодолимое желание подвизаться в уединении, Иоаким молил Господа указать ему место уединенное. Помолившись в малом храме с. Нового Градца, он сел на паперти церковной. Добрый и богатый боярин того места вступил в разговор с ним и когда Иоаким сказал, что желал бы наедине подвизаться, но не знает удобного места, боярин указал ему на место самое удобное. – Под крылом горы Осоговской, – говорил боярин, – при р. Скупище, в местности Бабин дол есть пещера глубокая, защищенная скалами, – вот тебе место, – спасайся там о Господе. Преподобный благодарил Бога за открывшееся место, близкое к его желаниям, и просил боярина по временам вспоминать о его нищете своею милостию.
Поселясь в пещере, он подвизался здесь немало времени в посте и коленопреклонных молитвах, незнаемый никем. Уже пред кончиною его, по смотрению Божию, напали на него два зверолова. – Вы что-то печальны, – сказал им старец при встрече. – На этой горе, – отвечали они, – всегда имели мы счастливый лов, а на этот раз бродили несколько дней и ничего не поймали. – Дети! – отвечал старец, – день к вечеру близится; отдохните у меня эту ночь, а завтра утром ступайте вот в ту сторону и с вершины горы идите в дом свой. Охотники на утро встретили на вершине горы самый счастливый лов. Один из них пришёл к старцу благодарить его за совет. – Божие благословение с вами, – сказал старец. С того времени в доме охотников появилось довольство. Спустя недолгое время охотники пришли посетить старца, но уже нашли его почившим. Благодарные, они до смерти своей приносили свечи на молитву преподобного. Кончина его последовала, как открыл он в загробном явлении своём, «пред великим мраком прежде осми лет»401.
Немало времени прошло после того; при имп. Мануиле (1143–1179) Бог благоволил прославить раба своего. Священник села Осмидола страны Овчепольской Феодор, овдовев, положил оставить мир и слышав о месте подвигов блаж. Иоакима отправился к Осоговской горе с решимостию подвизаться отшельнически там же, где проводил равноангельскую жизнь Иоаким. Является ему во сне преподобный и спрашивает: куда идешь ты? – Феодор сказал о своём желании. Преподобный оградил его крестным знамением и, вынув сосуд, отёр водою ему голову, лице и руки. Иди, чадо! с миром, – прибавил преподобный. Проснувшись, Феодор от радости омыл лице своё слезами. Приняв иночество с именем Феофана, он построил храм на месте подвигов преподобного, – обрёл гроб его и по неоднократному явлению преподобного открыл мощи его в общее назидание. При мощах совершались чудеса.
По сербской летописи, благочестивый краль Милютин построил храм «светому отцу Иоакиму»402. В сербском синаксаре XIII в. под 16 августа: «преподобнаго отца нашего Иоакима осоговскаго»403.
18 ч. Преставление преп. Иоанна рыльского
«Преподобный отец наш Иоанн404, великий между подвижниками, был из пределов города Средца, из села, называемого Скрином405. Родители его были люди благочестивые и не очень богатые, из племени болгарского. Когда они умерли, а он с юности возлюбил Господа, то оставшееся ему имущество раздал он бедным и больным406; а сам, приняв монашество, вышел из родины своей, нося на теле своём одну кожаную одежду407. Взойдя на высокую и голую гору, стал тут подвизаться, питаясь лишь диким растением». – Хижина его была сплетена тут из хвороста. «Спустя недолгое время разбойники напали на него ночью и избив прогнали отсюда408. – Он нашёл глубокую пещеру и поселился в ней.
Сюда пришёл к нему молодой племянник Лука, который, скрывшись от отца, едва нашёл дядю в скалах диких. Так трудно было найти тут отшельника, что сам он, увидав издали отрока, сочёл появление его за мечту. С любовию принял Иоанн юного племянника и особенно обрадовался, когда услышал, что тот жаждет душевного спасения. Они стали подвизаться вместе. – Брат, узнав, что сын его скрывается у дяди, закипел гневом и злобою на Иоанна. Найдя его в пещере, он ругал его всячески и даже поднимал на него камень. – Преподобный молчал. Отец, ухватив сына, потащил его за собою. Иоанн пал на землю и со слезами молил Господа, дабы устроил он Сам нужное для вечного спасения человека молодого. – Помолясь, сел он в своей пещере, с тугою об опасностях мирской жизни. Что же случилось с отроком? Дорогою змий укусил его и он умер. Отец, так неожиданно потерявший сына, почувствовал свою виновность. Он возвратился к брату и сказал о несчастии. Пустынник велел ему похоронить умершаго»; впоследствии преподобный хаживал на могилу праведного отрока и здесь было любимое место отдыха его409. Крепки были подвиги его и против мечтаний духов и против немощей плоти. Двенадцать лет пробыл Иоанн в дикой своей пещере410.
Из пещеры перешёл он в «пустыню Рыльскую и поселясь в дупле дерева, твердо подвизался, постился, молился и плакал постоянно; питался он только травою; не видел здесь и лица человеческого, но пребывал с зверьми411; Бог, видя великое терпение его, повелел, да произрастает для него слануток – (бобы)412 и блаженный питался тем долгое время. Пастухи увидели его и чрез них узнали о нем везде». Это было так: овцы внезапно, от какого-то страха, побежали и летели по стремнинам дотоле, пока не добежали до места, где жил отшельник.
Пастухи, бежав за ними, с изумлением увидали пустынника. – Вы пришли сюда голодные, – рвите себе слонутки мои и кушайте, – сказал отшельник413. Они ели и насытились; только один напрятал себе много бобов в запас, без благословения пустынника, и когда на дороге дал товарищам, то в украденых стручьях не оказалось ни зерна. Они воротились к доброму старцу с раскаянием. Старец простил их и с улыбкою сказал: видите, дети, эти плоды назначены Богом только для пропитания пустынного. Понятно, как много говорили после того пастухи о дивном отшельнике. Но известие их породило разные толки, в том числе, как бывает у мирских людей, и невыгодные. Знавшие его в миру называли его изступленным, чуть не пустым человеком. От чего стал жить, как не они?414 Но другие и «многие приходили к нему и принося своих больных получали здравие молитвами святаго». Человек, несколько лет одержимый нечистым духом, увидя шедших в Иоаннову пустыню, последовал за ними. Не дошёл он ещё версты до Рыльской пустыни, как упал на землю и стал кричать: «не могу идти далее, палит меня огонь». Спутники, связав несчастного, приволокли его к преподобному и просили исцелить его. – Дети мои, – сказал он, – это – не по силам моим, – я немощный человек, как и вы; один Бог может исцелить его. Те неотступно просили его и отшельник помолился о нём, больной внезапно стал здоровым и все прославили Бога415.
Избегая известности человеческой, подвижник скрылся из любимого дуба и найдя весьма высокую и едва доступную скалу поселился тут. Здесь он провёл более 7 лет, под открытым небом, перенося все воздушные перемены, молитвы совершая то стоя на ногах, то коленопреклонный416. Дошёл слух о великом пустыннике до болгарского царя Петра. Благочестивый царь сильно желал видеться с ним; но смиренный отшельник отклонил свидание и только в письме сказал доброму царю нужное для него417. «Многие, возревновав о жизни добродетельной святаго, пожелали жить около него и устроили монастырь, имея начальником и пастырем преподобнаго. Он пас свое стадо мудро». Храм устроен в пещере, где прежде жил преподобный. Достигнув глубокой старости преподобный предал дух свой Богу августа 18, 946 г. на 70 году своей жизни418.
Спустя немалое время преподобный явился ученикам своим и повелел перенесть мощи его в город Средец (Софию). Открыв гроб, они нашли нетленное и благоуханное тело и прославили Бога, перенесли с честию св. тело, поставили его в храме св. евангелиста Луки419. Когда же построен был в его же имя прекрасный храм, то положили его здесь и многие подавались пособия страдальцам всякого рода420.
«После долгаго времени, венгерский король приходил войною и взял многия места, в том числе и Средец. Взяв мощи преподобнаго, с великою честию перенес их в свою страну, где положены оне были в храме, так как слышал он о чудесах его. Остригомский бискуп, тогда как слышал, что велик он пред Богом, сказал: «не знаю я этого святого, в древних писаниях не поминается он». И внезапно онемел язык его. Несчастный поспешил к раке преподобного, просил прощения и угодник Божий, услышав молитву его, разрешил его тотчас». Много и других чудес совершил преподобный в земле венгерской. Король, услышав о том, украсил раку золотом и возвратил её в Средец в 1093 г.
При болгарском царе Иоанне Ясене и при п. Василие мощи пр. Иоанна перенесены были в Тернов и положены были в храме, посвященном его имени. Это было в 6746 (1238 г.)421.
Ныне мощи пр. Иоанна почивают в его Рыльской обители, которая составляет питомник благочестия и просвещения для всего народа болгарского422.
20 ч. Страдание св. Филиппа, епископа Ираклии фракийской и его друзей
Блaж. Филипп был сперва диаконом, потом пресвитером, и спустя некоторое время как испытанный по высокой жизни возведен на епископскую кафедру Ираклии фракийской423. «Учеников своих пресвитера Севера и диакона Гермеса укрепляя частыми наставлениями, он сделал подобными ему не только по мыслям и чувствам, но и по страданию. – Когда поднялся огонь жестокого гонения, он не смутился; иные советовали удалиться из города, – он отверг совет». Явился станционарий Аристомах, чтобы запечатать церковь христианскую. Блаж. Филипп сказал: «ужели ты думаешь, что Бог заперт в стенах? Он живет в сердцах». Аристомах опечатал всё в церкви. Блаж. Филипп с Севером и Гермесом остался при дверях и поучал паству.
Явился в суд префект Басс и когда введены были к нему все, спросил: кто из вас учитель христиан? – Филипп отвечал: «я тот, которого ищешь». – Вы знаете, – сказал Басс, – закон императоров, запрещающий христианам собираться и предписывающий этим людям или приносить жертву или погибать. Доставьте мне золотые или серебряные сосуды ваши, или какие имеете и также книги, которые вы читаете или изучаете. Филипп отвечал: «нельзя выдать тебе книг». Префект позвал исполнителей казни. Явился Мукапор, самый жестокий человек. Префект велел привести пресвитера Севера; его не отыскали и префект велел мучить Филиппа. Когда жестоко били его, стоявший вблизи Гермес сказал: «хотя бы и достал ты все наши книги, последователи наши, заботясь о душевном спасении, напишут другия и еще усерднее научать будут благоговению, какое надобно оказывать Христу». Его наказали за то палками. Когда потом сделал он замечание ассессору Публию за покушение присвоить себе церковную собственность, его били до того, что всё лицо его покрылось кровию.
Сосуды и книги префект передал солдатам. Филипп и другие приведены были на площадь. Префект велел разломать крышу храма; книги преданы были огню. Св. Филипп спокойно поучал народ. – Принеси жертву, – говорит префект; – государям нашим должно приносить фимиам. Филипп отвечал: «мы научены оказывать императорам повиновение, но не божеское почитание». Префект изумлялся твёрдости Филиппа и обратясь к Гермесу сказал: приноси ты жертвы. «Не могу, – отвечал Гермес, – следую во всем учителю моему». – А если Филипп принесет, последуешь ли за ним? – Гермес отвечал: «ни я не последую, ни он не будет побежден». Префект сказал: предан будешь огню. «Это – легкий огонь, – отвечал Гермес; – а есть огонь неугасимый, готовый для нечестивых». Басс велел запереть исповедников в темницу. Они пошли с радостию и поя псалмы. Проведя несколько дней в темнице, получили дозволение находиться в ближнем доме Панкратия под стражею, здесь они приняты были с любовию; здесь же совершали таинства и поучали народ.
Между тем Басса сменил префект Юстин, человек испорченный. Басс уступал умным рассуждениям и жена его когда-то служила истинному Богу. Юстин не знал страха Божия. Филипп представлен был на суд. Юстин сказал: государи наши повелели принуждать христиан к принесению жертв; если не захотят, подвергать казням. Филипп отвечал: «я христианин, – не могу исполнять то, чего требуешь: ты можешь мучить, но не можешь преодолеть меня». Юстин велел вести его в оковах в темницу и его терзали дорогою.
Привели к Юстину и Севера. – Исполняй повеление императоров, – сказал Юстин. Север отвечал: «я должен исполнять то, чему научен». Его отвели в темницу. Представлен Гермес. – Муки заставят тебя исполнить волю императоров, – сказал префект. «Нет, – отвечал Гермес, – я вырос в святой вере, хромать не намерен; ты можешь мучить меня, сколько тебе угодно».
Три мученика провели семь месяцев в смрадной темнице; потом перевели их в Одрин. Когда явился сюда префект, Филиппа наказывали здесь так жестоко, что всё тело его было растерзано и видны были внутренности. Юстин велел отвесть его в темницу. Призван был Гермес: но ни угрозам, ни ласкам, не уступил. На третий день снова привели Филиппа. – Зачем ты так безразсудно противишься воле императорской? – сказал префект. Филипп отвечал: «не безразсудно поступаю я, а исполняю волю Бога – Творца и Судии всех. Св. Писание говорит: воздадите Божие Богу и кесарево кесарю. Это и исполню я. Справедливым повелениям императоров всегда повиновался я». -Гермес в ответ префекту объяснил глупость и нечестие идолопоклонства. Юстин, вне себя от гнева, закричал: – как? ты несчастный думаешь обратить меня к христианской вере? И потом произнёс решение: Филиппа и Гермеса, не исполняющих воли императорской, повелеваем сжечь живых. Святые выслушали это с радостию. – Когда приведены они были на место казни, Гермес, подозвав к себе одного из братьев христиан – Белого (Velogum), заклинал его Господом Иисусом Христом – передать сыну его Филиппу приказание отца заплатить все долги. Это говорил он о деньгах, порученных ему на хранение многими. Потом прибавил: «он молод; пусть работою снискивает себе пропитание; так поступал отец и жил со всеми хорошо». Мученики возложены были на костёр.
Юстину взошла ещё дурная мысль. Он приказал бросить тела святых в р. Эбр. Когда это исполнено, христиане Одрина садятся в лодки, не удастся ли кому поймать добрую ловлю. Желание их исполнилось. Они вытаскивают сетьми нетленные останки. Они положили их в местечке, которое на родном их языке называется Гетистирон, в двух милях от города.
Когда пресвитер Север, содержавшийся в темнице, узнал о мученической кончине Филиппа и Гермеса, то радовался торжеству их и молил Бога быть удостоенным той же чести. Молитва его была услышана: спустя три дня и ему дарован тот же венец.
Менолог прибавляет, что вместе с Севером замучены ещё до 30 мучеников424.
Повеление императорское предавать книги христиан огню показывает, что мученики страдали при Диоклетиане в 304 г.425
Кто были они? греки ли, или римляне? Ни то, ни другое. а) Древний географ писал: По эбру (у славян р. Марица) живут карпляне (Καρπηλοι, Καρπηανοι), ещё выше враны (Bρεναι), потом последние Бессы (Βεσσοι, Βιεσσο)…все эти племена – хищнические, особенно же бессы, соседи, как говорят, с одричами (Οδρυσαις) и сапунами... Вся Фракия составлена из 22 племен426. По другому известию, карпяне и соседние с ними сапуны живут в ущелиях Фракии427. Одричи – явно славяне, как и сапуны (σαπαιοι); точно таковы же враны, оставившие своё имя Варне, и частию перешедшие за Дунай428. Карпяне в 305 г. насильно переселены были под Карпаты, но иные остались на юге429. И другие фракийские племена, упоминаемые у древних, оказываются также славянами430. По известию Страбона, «геты – говорят тем же фракийским языком, который во всеобщем употреблении во Фракии431. Поскольку же несомненно известно, что геты жители малой Скифии, говорили славянским языком, то ясно, что язык фракийский – язык славянский.
б) По описанию мученичества св. Филиппа и друзей его родной язык жителей Одрина – не латинский и не греческий. В том же описании христианин Белый – ясно славянское имя. Мукапор – непонятое название поротеля-мучителя. Гети-стирон – в первой половине гет – славянин, а стирон исковерканное стеров – стерво432.
в) По записке о мученичестве римского христианина св. Александра, на пути его из Рима в Друзинару в 298 г. во Фракии, после Филипполя-Пловдина Полчищное место и потом Верея, где большая часть жителей христиане, но хранят веру свою в тайне, – верейцы проводили мученика за 40 поприщ от Вереи433.
По всем этим показаниям священномученики Филипп, Север и Гермес, – как фракиане, были из славян и проповедывали св. веру славянам. И при благоверном Константине в Одрине был уже епископ434.
29 ч. Страдание св. Анастасия
Св. Анастасий родился в струмницкой епархии, в селе Родовичах435. Добрые родители научили его св. вере, и для того, чтобы мог он честным ремеслом добывать себе хлеб, отдавали его учиться оружейному мастерству и он изучил это мастерство. – На 20 году случилось ему побывать у учителя своего в Солуне; – у мастера было нисколько турецких одежд, которые захотелось ему сбыть с рук без платежа таможенной пошлины. Оружейник уговорил бывшего ученика надеть на себя одно платье и выйти за город в этом платье: в этом платье ты – чистый турок, – говорил мастер. Ученик отговаривался, чувствуя опасность поручения; но по добродушию, по желанию оказать услугу учителю, согласился исполнить поручение его. Сборщики хараджа останавливают его и спрашивают тескэре – письменного вида об уплате хараджа. Анастасий отвечал, что он – турок. Сборщики потребовали, чтобы прочитал салеват – магометанскую молитву. Это неожиданное требование смутило неопытного юношу. Он молчал. Сборщики с толчками ведут его к своему начальнику.
Тот, допросив Анастасия, предлагает ему потурчиться. Молодой человек слишком далёк был, чтобы согласиться на такое предложение. Выслушав ответы его, чиновник отвёл его к главному сборщику. Этот сперва старался обольстить обещаниями наград за согласие принять магометанство, потом обратился к угрозам. Юноша был непреклонен. Он сознавался в своей ошибке гражданской, но ни за что не соглашался изменить св. вере.
Сборщик известил о новом случае муфтия (высшее духовное лице магометанства) и просил совета его. Тот отвечал: «у тебя в одной руке меч, в другой закон; употребляй что хочешь». – Это значило, что по закону сборщик мог выдать тескэре об уплате пошлины, но тогда он, по суду муфтия, не последователь Магомета, вооружённый мечем. Что же это такое? Муфтий не только не хочет признать прав правды и любви к человечеству, но он требует безпощадных насилий и самой смерти, лишь бы христианин был исповедником алкорана. А что такое алкоран? Сборник басней, самых оскорбительных для здравого смысла436. Вот и полагайтесь на человеческий смысл, оставленный без откровения божественного!
Получив ответ муфтия, начальник хараджа препроводил Анастасия к местному мулле, а с ним пять турок, которые должны свидетельствовать, что христианин хулил магометову веру, т.е. клеветал. Мулла пробовал своим красноречием склонить юношу к магометанству, но потерпел неудачу. После жестоких побоев он приказал заковать Анастасия в кандалы и бросить в темницу. – При втором допросе та же неудача красноречия, те же пытки и темница. Анастас спокойно переносил палочные побои, тяжелые оковы и смрад темничный. И в третий раз приводят исповедника к мулле и опять выслушивает исповедник лестные обещания и страшные угрозы. Анастасий оставался твёрдым. На обличения свидетелей в хуле на Магомета отвечал, что не хулил он Магомета, но в совести признаёт показываемую хулу за верную оценку Магомету и потому не принимает закона его. – Обманутый в своих надеждах, мулла отсылает Анастасия к мусселиму. Тот употребил все средства склонить юношу к магометанству. Чего не предпринимал он? Чего не говорил, чтобы принудить юношу к магометанству? Наконец, предложили ему пару пистолетов в серебр. оправе, бархатную одежду и место чехондара при нём. Юноша, просвещённый благодатию Христовою, оставался при прежнем. Земное счастие, думал он, при муках совести – плохое счастие; а ещё страшнее явиться туда с нечистою совестию. Какова вера магометан? Плоха, это давно известно. Как ни мойся они, души не вымоешь водою. Христос – Сын Божий, Спаситель миpa. Значит, блаженная доля страдать за веру чистую и святую. И он отверг предложения обманчивые. Раздраженный мусселим принялся за насилия. Он жестоко избил Анастасия; потом запирают страдальца в тюрьму, на руки и на ноги набивают колодки, а шею отягчают цепью, – за ногти вбивают острые иглы из тростника; безчеловечные целый день мучили молодого человека. Не один раз мусселим призывал его к себе и заставлял принять магометанство. Страдалец был непоколебим. – «Я христианин, – говорил он, – и не откажусь от моей веры». Градоначальник приговорил повесить Анастасия за городом; вместе с тем тайно поручил он своим людям уговаривать Анастасия дорогою. Смерть, бывшая в виду, не изменила мыслей страдальца. Идя на казнь, истерзанный и измученный, он упал на дороге и предал дух свой Господу, августа 29, 1794 г.
30 ч. Память о сербских святителях
Сербская церковь в 30 д. августа прославляет своих учителей, прославленных Господом, архиепископов Савву 2 и Никодима, патриархов Иоанникия, Ефрема, Спиридона, Макария и Гавриила, из которых последний удостоился мученической кончины437.
Преемник св. Арсения, Савва 2, был младший сын первовенчанного краля Стефана и племянник великого Саввы. Предслав, так назывался он в миру у сербов, возревновав идти по следам св. дяди своего, ещё в молодости принял иночество. Он ходил в Иерусалим и там прожил немалое время; потом подвизался на Афоне. Ему пришлось потерпеть много бед от охотников жить на чужой счёт. По возвращении его в отчизну бл. Арсений, чувствуя свою старость и тяжкую болезнь, посвятил его в преемника себе. В сане первосвятителя подражал он жизни предшественников своих. Любимою добродетелию его была кротость438. С именем св. Саввы покоится он в Печской обители, вблизи св. Арсения439. Сербская церковь поёт ему: «из корене благаго благая отрасль прозябл еси, Божия разума водами напаяем, тем и плод благоуханен явился еси житием от юности, веселяя сердца и души поющия тя»440.
Пред иконостасом Печского храма, на левой стороне, стоит рака с мощами св. Никодима, архиепископа сербского, великого чудотворца441. Блаж. Никодим, природный серб, подвизался постнически на Афоне и был игуменом Хиландаря. По смерти Саввы 3-го Cepбия объявила желание видеть Никодима своим первосвятителем; не хотелось ему расстаться с тихою пустынею, но афонские отцы убедили его не отказываться от призвания церкви. Потому «посвятили его в день вознесения Господня и возведоша на престол св. Саввы, с многих лет приветствием глаголюще: преосвященному архиепископy Никодиму всея сербския и поморския земли многая лета», – так говорит современник442. Это было в 1317 г.443 При гробе блажен. кор. Милютина поднято было кровавое волнение приверженцами Самониды; энергический архипастырь остановил кровопролитие и грабёж. Потом в янв. 1321 г. венчал он на кралевство старшего сына Милютинова, не взирая на партию королевы444. Ревностный патриот был ревностным попечителем о делах св. веры. В предисловии к переведённому им в 1319 г. уставу пишет он, что, быв в Константинополе ещё в сане игумена, он расспрашивал у иерусалимского патриарха об уставе церковном, по заботе о том, «еже единствовати по словеси богоносца братома вкупе и всей срьпьской земли»; потом будучи архиепископом, «послал, говорит, в црьскый град в монастырь св. Предтечи и крьстителя Иоанна и принесень ми бысть си типик ерусалимскы и преложихь и в нашь езыкь от письмень грьчьскаго езыка... Елико есть противу мощни, подвигнемь се, еже бдети и трезвити се в славословие Богу. Мы убо потьщимсе, братие, се сь естествомь и обычаемь пльтьскым: благи же дародатель и подвигоподавец, всемогеи Бог, веди немощь нашу, ть подасть нам мощь духовну, нь аще прьвее трудь покажемь»445. – Прекрасный урок о деле спасения нашего! В 1324 г. по распоряжению святителя черноризец Дамиан написал в Печской обители апостол, доныне уцелевший, а прежде того – параклитик и октоих, ныне неизвестные446. Богомилов – бабунов первосвятитель преследовал обличениями и предавал суду как вредных обществу и церкви447. – Блаженный архипастырь, искренно любивший иноческую жизнь и содействовавший процветанию её в Сербии448, писал грамоту о том, дабы сербские архиепископы и хиландарские игумены не забывали типикарницы св. Саввы, причём красноречиво описал жизнь св. Саввы; это было предсмертное завещание хиландарского подвижника и архиепископа всей Сербии449.
Блаж. Иоанникий управлял церковию с 1339 г. Сперва в сане архиепископа, – а потом в 1346 г. сербский собор, состоявший из болгарского патриарха и всех сербских архипастырей, по желанию кор. Душана, провозгласил его патриархом; патриарх вслед за тем венчал Душана царским венцем450. Блаж. Иоанникию много надобно было иметь высоких качеств, чтобы иметь влияние на Душана. Душан был владетель умный, энергический, но иногда бурный в порывах страстей451; он не был так худ, как изображали злившиеся на него греки; он страстно любил не одну славу, а и славу имени Христова; так показывает выполненная молитва его к победоносцу Георгию452. Но иметь влияние на такого человека – подвиг трудный. Блаж. Иоанникий влиянием на Душана ограждал покой православия и вызывал Душана на благотворения церкви453. Так в 1348 г. «благословением господина патриарха, кир Иоаникиа и всего збора» дана была грамота призренскому монастырю Архангелов, с дарованием множества земель. И в том же году выдана была Душаном грамота для иерусалимской церкви Арх. Михаила, построенной к. Милютиным; последнею приписан был к той церкви храм св. Николая вранинского со всеми сёлами, угодьями и поселенцами. – Это было посильною помощию православию, после того, как Душан имел неосторожность отменить постановления отца и деда о православии в Рагузе; следствием отмены было гонение на православие в республике; православные иноки вынуждены были удалиться в Иерусалим и для них-то оказана теперь помощь454. До иночества своего блаж. Иоанникий, родившийся в стольном Призрене, служил при короле в звании секретаря. Как хорошо знавший юридические обычаи страны своей, он участвовал в составлении законника и в 1349 г. утвердил его на церковном сборе455. Церковь чтит в св. Иоанникие «сирот и вдов питателя, скорбящих утешителя, прибегающих помощника и тепла заступника, призывающих его скоро послушающа, самодержавнаго Стефана на милосердие и милость прилагающа, противныя примиряюща»456. Он и скончался на подвиге миротворения. – Душан поссорился с венгерским королем и пригласил патриарха в Жидчу. Патриарх поспешно прибыл, сильно хлопотал о потушении ссоры и от хлопот почувствовал себя сильно нездоровым. Больного понесли в патриаршую обитель и он на дороге скончался, 3 сент. 1349 г.457
Так как законник Душана составлен под влиянием великого святителя и особенно церковные статьи его принадлежат без сомнения уму и перу сербского первосвятителя, то в почесть святителю и для общей пользы выписываем церковные статьи законника458.
Ст. 1. Прежде всего надобно иметь в виду, как промышлять следует о христианской вере, о храмах, о монастырях, о священниках.
2. Начальники и прочие люди не должны жениться, не получив благословения от своего apxиepея или от духовного отца или от поставленного архиереем.
3. Ни одна свадьба не должна совершаться без венчания. Если же совершится без благословения и дозволения церкви, таковых разлучать и сажать в темницу.
4. Каждый должен слушаться священников и своего духовного отца. Если кто окажется виновным пред церковию или священником или нарушит что-нибудь, особенно иноверец по своему произволу, пусть покорится св. церкви и исправит должное. Если же не послушается и не захочет исправиться, отлучить его от церкви и подвергнуть наказанию.
5. Священники не должны произносить проклятия на христиан за их прегрешения. Пусть тихо и кротко приглашают их для двукратного и троекратного вразумления. Если не послушаются, отлучить от церкви.
6. Совращающих православного христианина в латинство патриарх и митрополит с епископами убеждают наставлениями и св. писанием, дабы возвратились к православной вере и чистому христианству. Если кто не покорится и не захочет возвратиться в православие, того подвергать наказанию, как предписано в законе св. отцов. Благочестивый царь будет выгонять всякую ересь из своих пределов. Кто не захочет обратиться, отбирать у него всё имение и передавать тем, которые покорятся православной верe. Иноверческих еретических попов, отвращающих людей от православия, ловить и отсылать в рудники и заточение. Еретические храмы освящать и передавать православным священникам; пусть наставляют в них – заблудившихся обращаться к св. вере.
7. Великая церковь поставит протопопов по городам, местечкам и сёлам, чтобы умножались христиане, обращаясь из латинской ереси, где кто совратился. Выдать духовную заповедь, чтобы каждое воскресенье учили тех в храме и чтобы каждый христианин соблюдал православный, истый закон, переданный апостолами и св. отцами.
8. Если латинский поп совратит христтанина в латинскую веру, подвергать его наказанию, по закону св. отцов.
9. Если полуверец возьмёт за себя христианку: он, хищник, должен обратиться в христианство (православие); если же не обратится, жена, дети и дом отбираются, а его отсылают в заточение.
10. Если же еретик живёт с христианкою тайно, прогнать его и кто такого укрывать будет, подвергать его наказанию.
11. Святители поставляют духовников по всем областям, по городам и сёлам и те духовники пусть будут духовниками, которые получили от своих apxиepeeв благословение на духовенство, чтобы вязать и разрешать; их должен слушать каждый, по церковному закону; а те духовники, которые не поставлены в духовников, должны быть прогнаны, – пусть церковь накажет их по закону459.
12. Мирянин пусть не разбирает духовного дела; если же окажется, что не поставленный судил церковное дело, то платит 300 перперов. -Только церковь судит о грехах и о всяком церковном деле.
13. Епископы, митрополиты, игумены не должны быть поставляемы за деньги. Иначе поставивший проклят и анафема. Те должны быть поставляемы – собором. Каждый должен судиться пред своею церковию. Если спорящие принадлежат к двум церквам, пусть ищут решения у обеих церквей. – Церковные сёла и церковные люди должны служить своей церкви, а не чужой. К чужим церквам пусть не ходят ни для сенокоса, ни для пахати, ни для сада виноградного, ни для другой работы, малой ли или великой. Если кто вынудит на свою работу церковных подданных, царская власть отнимает у того боярина имение его и он наказывается как преступник царский и церковный.
14. Священники баштинники пользуются своею баштинною землёю по своему усмотрению; они люди свободные. А тем священникам, которые не имеют батьковщины, должно давать три нивы по закону и эта земля (капа) священническая свободна (от подати)460, церковную баштину никто не должен ни купить, ни продать, за исключением промена на близкую к церкви.
15. Священник не должен отходить от своего господаря (помещика). Если господарь не выполняет законного, священник идёт к apxиepею и архиерей даёт знать господину, чтобы содержал священника по закону. Если же господин не послушается, тогда священник может поступить по своей воле. Если же священник – баштинник: господин не имеет права удалить его.
16. Если властелины и другие люди имеют церкви на своих батьковщинах, царь и патриарх не подчиняют те церкви церкви великой. Баштинник имеет право ставить церковь и держать своего калугера (иеромонaxa), только должен представить к apxиepeю для благословения ему духовной власти. Если же властелин подчинил свою церковь великой церкви, то он уже не властен в той церкви.
21. Если властелин обезчестит архиерея или монаха или священника, то платит 100 перперов и содержится 40 дней в тюрьме, как ругатель Божий.
38. Митрополиты и епископы не должны быть поставляемы за деньги. Иначе оба лишаются престола, как поставленный, так и поставивший.
39. Игумены не удаляются без вины от церкви. В игумены монастырей поставляются люди добрые и искусные, желающие быть строителями дома Божия. Игумены должны жить в киновиях по закону и иметь совещания с старцами. При тысяче куков (хат) должны питаться в монастыре 50 монахов. Царская власть передала игуменам церкви, они заведывают имением монастырским, лошадями, овцами и всем прочим; они свободно распоряжаются всем, как требует правда и как написано в грамотах ктиторских. Пусть установят для иноков в церквах устав киновий, смотря по монастырю461.
40. Apxиepеи не должны посылать мирских людей за священниками; пусть рассудительный монах посылается за ними по духовным делам; а должное с баштины пусть отбирает церковный духовник.
41. Монахи и монахини, которые, быв пострижены, живут в своих домах, должны быть выгоняемы; они должны жить в монастырях. Tе монахи, которые постриглись из баштинников, не должны жить у той церкви, а пусть идут в монастырь462.
42. Монах, снимающий монашество, должен быть заперт в тюрьму, пока не обратится к послушанию. Надобно строго смотреть за монахами, чтобы не жили вне монастыря; разве уже это пустынник, который по любви к Богу поселился в пустыне.
43. Есть еретики, которые берут из гробов мертвые тела и сожигают их. Если где окажутся такие, такое место или село платит за это беззаконие и выдаёт суду виновных. Если же участвовал в том священник, он лишается сана и отсылается в рудники, до смерти.
44. Если кто продаст христианина иноверцу, отсечь ему руку и отрезать язык.
45. Церквам не должно быть обиды ни от кого. Если посетит царь, его принимают с почестию.
46. Церквами владеют только царь, святой господин патриарх и царский логофет, а другой никто. Царская власть освободила все церкви своей области от всех работ, малых и больших.
47. При всех церквах должны содержаться бедные, как положено первыми ктиторами. За тем смотрят митрополиты и епископы; они собирают к церквам нищих, чтобы были питаемы463.
49. Церковные люди во всяком деле судятся пред своими митрополитами, епископами, игуменами464.
55. Если кто ударит или убьёт архиерея или монаха или священника, отсечь ему руку и потом повесить его465.
68. Если подсудимый убежит из заключения и придёт на двор царский или патриарший, то он свободен.
93. Тому, кто ест и пьёт с еретиками, назначать покаяние, как предписывает восточная кафолическая церковь; но нет запрещения для заключённых и рабов, которые едят с иноверцами466.
Таковы законы, утверждённые блаж. Иоанникием для сербской церкви!
Ефрем сын священника, современного кор. Милютину, ещё в молодых летах почувствовал влечение к иноческой жизни467. Родители желали видеть его женатым; но он скрылся из их дома и, найдя отшельника Василия, стал жить у него в посте и молитве и у него же скоро дал обет иночества. Родители, узнав о месте пребывания его, хотели отнять его у пустынника; но он убежал на Афон и там скрылся в одном из скитов. Во время военных тревог Ефрем с учениками своими перешёл в Ибровский монастырь; здесь был он и игуменом, но не долго. Поклонившись святыням патриархии, он поселился в уединённом месте вблизи Дечанского монастыря и здесь жил строгим отшельником. По смерти ц. Душана начались смуты безначалия и потом появились разбои. Отшельник Ефрем избит был до полусмерти дурными людьми, вынуждавшими поделиться с ними деньгами. – Патриарх Савва, преемник св. Иоанникия, взял старца в патриapxию и назначил для него пещерную келлию; великий постник ожил и выздоровел здесь. Благоч. князь Лазарь отправил посольство к пaтриapxy констант. с просьбою об окончании споров, происходивших относительно сербской патриархии. Мир с греческою церковию возстановлен. Надлежало спокойно избрать нового патриарха, на место почившего Саввы. Но к сожалению, в Сербии явилось довольно искателей патриаршей кафедры. – После общей молитвы собор избрал в патриарха «преподобнаго отшельника Ефрема», как украшенного высокими добродетелями. Блаж. Ефрем, вовсе не ожидавший такого избрания и попавший на собор случайно, горько заплакал и молил уволить его от тяжёлой для него доли. Собор отвечал: указанный Богом имеет быть посвящён. Это было окт. 3, 1876 г. Вслед за тем Ефрем посвящён был в патриарха и потом венчал кн. Лазаря венцом сербских властителей468.
Не напрасно блаж. Ефрем так плакал о том, что возлагают на него высокий сан. Время было тяжёлое: столько безпорядков завелось в церкви при расстройстве гражданского правления. Как не все областные правители охотно покорялись кн. Лазарю, так не все архиереи и прочие духовные лица оказывали повиновение пaтриapxy Ефрему, не взирая на его высокую, духовную жизнь469. Привыкший к тихой, уединенной жизни, отягощенный нестроением дел, св. Ефрем отказался от многозаботливой должности правителя сербской церкви. В 1382 г., он посвятил на своё место блаж. Спиридона, а сам стал жить уединенно в архангельской обители ц. Душана. Известен ныне летописец Амартола, с припискою: «написасе – дрьжащу престол святительства срьбскые земли преосв. пaтриapxy кир Спиридону, в дому св. архистратигь Михаила и Гавриила, при господине и учителе, бывшем пaтриapxe, кир Ефреме, – в л. 1387»470. Заметка даёт видеть, что люди духовной жизни высоко уважали блаж. Ефрема и в его уединении признавали его наставником и учителем опытным и охотно следовали советам его. Блаж. Спиридон, заботливый о иноческих обителях471, скончался в 1388 г. почти в одно время с бл. кн. Лазарем, павшим на Косовом поле. По церковным песням, Спиридон «певница духовная»472; это подаёт мысль, что он писал свящ. песни для сербской церкви. Мощи его почивают в храме Печской обители473.
Так как по кончине Спиридона и кн. Лазаря время было крайне смутное, то упросили блаж. Ефрема снова управлять церковию до избрания нового патриарха. Так он довольное время снова управлял сербскою паствою к yтешению лучших людей474.
Дивный подвижник, кроткий, как ангел, почил 88 лет при преемнике п. Даниила, Савве475. Мощи его почивают в великой патриаршей церкви476.
В трапезе Печского храма лежат под спудом мощи патриарха св. Maкария. Блаженный святитель заботился о распространении просвещения в Сербии. При нём печатались церковные книги в разных местах: в Милешевом монастыре следованная Псалтырь 1557 г.477; Молитвослов (требник) в 1545 г.; в Белграде Евангелие 1552 г.; в Меркшином монастыре Евангелие 1562 г.; в Венеции молитвослов 1547 г.; служебник 1554 г.; постная триодь 1561 г.; в Скадаре цветная триодь 1562 г.478. Очевидно, что славянская любовь к просвещению – не то, что любовь Лютера, топтавшего в грязь древнее, апостольское христианство и доведшего учеников своих до антихристианства479. – Блажен. святитель, по милости Божией, имел возможность сделать многое для сербской церкви и по ревности своей сделал весьма многое. Брат его был визирём при султане. При его помощи получил он гаттишериф султана на возобновление монастырей и церквей, расстроенных фанатизмом магометанским480. Прежде всего, как естественно, обратил он старание своё на возобновление древней патриаршей обители. Первые годы свои жил он в Милешевом монастыре481. Теперь он восстановлял свою кафедральную обитель. При обновлении святого престола сербской церкви, говорит современная надпись, огромная трапеза пaтриapxии, поддерживаемая тремя мраморными колоннами и тремя кирпичными, построена была «трудом и усердием преосвященнейшаго и блаженнейшаго кир. Макария патриарха – в л. 7070 (1552)»482.
Блаж. патриарх Гавриил 483 , из дворянского сербского дома Раичей 484 , был первосвятителем сербским во время весьма тяжёлое. Христиане сербские сильно страдали тогда от своеволий магометанского фанатизма. В октоихе, писанном в 1639 г. в Милешевом монастыре, писавший его говорил: «тогда подъехом нужду и гонение великое и приет мучения венец Гавриил иеромонах м. октоврия в 9 день и много мучение подъет от трьклетого Нух паши. И тогда изгна бостанжие из монастыря и не имехом, кому плакати. И идохь на царствующий град и царь (Мурат) бе на Богдаду; не имехомь, кому плакати»485. По крайним нуждам кафедры и страны блаж. Патриарх Гавриил отправился для милостыни в Валахию и оттуда явился в благотворительную Москву. – Здесь в 1655 г. он вместе с антиохийским патриархом присутствовал на соборе, весьма важном для славянских церквей. – Собор определил исправить церковные книги по греческим и древним славянским книгам. Восставшие тогда же против определений собора протопоп Аввакум, главный виновник порчи книг при п. Иосифе, и друзья его, коломенский епископ Павел и муромский протопоп Даниил отосланы были в монастыри на покаяние486. Блаженный патриарх, привезший в дар Москве несколько рукописей и три напечатанные на юге Литургии, получил щедрую милостыню для Сербии от доброго царя487.
Когда после долгого странствования возвратился он в Сербию, патриаршая кафедра оказалась занятою другим (Максимом). Он объяснял право своё на кафедру и несправедливое присвоение её другим. – Под турецкою властию, особенно тогда, простор был только страстям. Интриги иезуитов, злобствовавших на Россию за Хмельницкого, довели в 1657 г. конст. патриарха Парфения до мученической смерти: его обвинили в государственной измене за сношениe с Россиею488. Точно так же враждовавшие против блаж. Гавриила, действуя под влиянием иезуитов Австрии, где бедные искали недоступного счастия489, донесли турецким властям, что Гавриил – государственный изменник, жил в России. Визирь потребовал к себе блаж. Гавриила и допросил подробно о всех обстоятельствах пути его. Когда окончилось исследование, визирь, вполне узнавший несостоятельность клеветы, объявил святителю: так как тебя обвиняют в государственной измене, то по законам, как сам знаешь, ты должен быть казнён смертию; но если ты согласишься принять нашу веру, не только пощажу жизнь твою, но предоставлю тебе важную должность и ты будешь жить в почёте и роскоши. Блаженный видел, что государственному изменнику не должны были предоставлять ни почестей, ни жизни, а если предоставляют, то только за измену св. вере; как же согласиться на измену вере в Господа Иисуса? Он отвечал визирю: «я совершенно невинен в государственном преступлении, – это сознаете вы сами. Спасти же жизнь мою отступлением от веры христианской не соглашусь никогда, пока остаюсь с здравым смыслом. Почести и богатства ваши поберегите себе, мне оне не нужны». Святитель предан был пыткам, которыми принуждали его принять магометанство. Мужественный страдалец переносил всё терпеливо и благодарил Господа, что удостоил его страдать за св. веру. Потеряв всякую надежду отвлечь святителя от христианства, привели его на место казни и повесили490. Это было в октябре 1659 г. В Печской обители хранится посох с надписью: Патху Ку (пaтриapxy Kиpиy) Гаврилу»491.
* * *
Болгарское сказание о нём изд. Ламанским в Зап. акад. VI, стр. 121–189. Известно оно и Гласнику XI, 41. Оно многословно; берём нужное из него.
В русских летописях солнечное затмениe 19 марта 1113 г. (Погодина Изслед. VI, 91). Если преподобный указывает на это затмение, то кончина его последовала в 1105 г.
Шафарика Памятн. 2, 60. Сборник Ламанского: «в молбу и похвалу 4 звезды, иже в последня времена просиявше, Прохора пшинскаго, Иоакима сърандопорскаго, Илариона мегленскаго и Гавриила лесновскаго». Зап. акад. VI 122, 123.
Опис. муз. стр. 451. В 1586 г. приезжал в Москву за сбором милостыни игумен Гервасий, «из великой горы Соговицы – обители пустынножителя Иоакима». Сношения России с востоком стр. 182. Спб. 1858 г.
О св. Иоанне: а) известия, писанные тогда, как мощи его лежали в Средце: аа) служба ему в минее за август, в ркп. XII в. парижской б-ки № 23. Здесь сказано о Иоанне: «в наша дни явися, преподобне»; бб) житие св. Иоанна в ркп. б-ки общества сербской словесности (списки службы и жития доставлены професс. Лавровским); б) известия, составленные по перенесении мощей в Тернов: аа) сказание синаксаря 1340 г., напеч. в Изв. акад. VIII, 150–152. бб) Описание жития, составленное п. Евфимием около 1380 г. Передаём текст синаксаря, с дополнениями Евфимия и других источников.
Синаксарь говорит ещё: «в царство христолюбиваго Петра царя болгарскаго». Это – неточность. К первой половине царствования Петра относятся последние пустынные подвиги преподобного. Так как он скончался 70 лет в 946 г., то рождение его было в 876 г. при к. Борисе.
Служба: «отвергл еси мирскую любовь и нищим раздал еси – сокровище, некрадаемое желая стяжаты».
Служба: «наготю уразумев человека прьваго, ризою кожною приодеяся». Одежда пльти твоея, отче, риза попсана, в нюже облечеся и умертвил еси преподобне страстная вьзыграние, дебелство же кононое эдемскыя ризы отвергл еси».
Служба: «разбойники посла (диавол) от малыя тя кущи изгнати. Ты же, преблаженне, яко за Христа гоним, радовашеся».
Об этом говорит и средечское сказание, где сказано и то, что отрок похоронен, по указанию преподобного, на месте Осенево, и св. Иоанн «хождаше на место то душе тое ради праведничю сътвори себе место то покоище».
По средечскому сказанию, «сътвори в пещере той св. Иоанн, не исходя, тры лета и 6 месяц». – Так как известие Евфимия, писанное позже, оправдывается во всех других случаях; то и в этом заслуживает предпочтительного доверия, тем более, что по средечскому сказанию Иоанн вслед за тем живёт 7 лет на скале, тогда как по другим известиям он прежде скалы жил в дупле.
Служба: «в дупно древо вселся, без покрова и без пищи многы дни пребыл еси, пребогате».
Служба: «обновлено ралом постничества, отче, сердце твое въсприемь Бог, в пустыни неорано прозябаеть тебе слануток (по др. списку: «слаенюток»)». У Востокова в словаре слаенуток в переводе с греческого отвечает теревинфу. Миклошич считал слануток за плодовитое дерево. Но по службе св. Иоанну, слануток – растение, являющееся на невспаханной земле. Евфимий заменяет его словом: бобы.
Служба, пес. 6. «Якоже Илия грьстию питааше вдовицю и чада ея: так и ты малою алною препител еси пасющиих». У Востокова алена – лань, дикая коза. В службе – пища дикой козы.
Служба: «божественных послушав заповедей, – в мльчани пребыл еси все житие твое, яко непотребен и безьстен, в отчестве своем вменися поношением».
Древняя служба: «от многых лет, отче, диаволь въсихщааше человека и мючаше: но того исцелил еси въскоре, принесена бывша к тебе».
Так средечское cкaзaниe. Здесь же сказано: «высота камене того 40 саженей... До днешнего дне знаятое стопи ногу его на камены и кръвь его».
По средечскому сказанию, место, где стоял ц. Пётр, желавший видеть пустынника, «оттоле назвася царев върх».
В минее августа ХII в. «18 д. ycпениe преподобнаго отца нашего Иоанна рыльскаго». – Тот же день кончины в средечском сказании.
По средечскому сказанию, преподобный являлся самому царю Петру и при этом царе мощи перенесены с пустынной скалы в Средец.
Служба, слава глас 1. «В постницех въсиявших ревнителя, пустынное в спитание, средечскаго светильника словесы песными вси вернии похвалим, зовюще: радуйся великая славо, иже в наша дни явисе, преподобне. Пес. 7. Божественная рака мощей твоих, яко другыи раи благоухаеть притекающим к тебе... Пес. 8. Паче звезнаго множества, паче песка морскаго чюдес твоих множество. Отче: ибо слепым зряк даеши и недужным исцелениа и всех прошениа испльняеши к полезному».
«Идеже до днешнего дне лежит чудотворивое тело преподобнаго», – говорит синаксарь. Эти слова показывают, что сказание синаксаря писано около 1240 г. У Евфимия следует после того история обители. Памятники обители – в Гласнике VII, 180–189. Память пр. Иоанна показывается под 19 октября-листопада у Григоровича стр. 70, у Поклонника св. горы стр. 335. Но это – день перенесения мощей в Тернов. Место, куда перенесены были мощи, в синаксаре болгарском и афонском (у Поклонника св. горы стр. 335), называется Трапезицею, тогда как по известию Евфимия перенесены они в Тернов. Г.Княжич пишет: «в Тернове – между двух скал и р. Янтрою есть возвышенность, называемая Трапезец или Трапезицею; на этом месте был дворец болгарских царей» (Зап. археол. Общ. IV, 109). Так как храм во имя св. Иоанна решились строить в то же время, как положили перенесть мощи его в Тернов; и ко времени перенесения не могла окончиться постройка его; то естественно, что на первое время св. мощи положены в храме Трапезицы, столько затруднявшей собою поклонника стр. 332.
Григоровича Путеш. стр. 147–151, 101, где описана и местность обители. В 1627 г. являлся в Москву за милостынею настоятель Рыльской обители; в грамоте царю было писано: «в области сардикийской на горе Книшаве есть царскаго создания обитель Рыло с храмом преп. отца Иоанна пустынножителя, где почивают мощи его, целыя и невредимыя доселе». Здесь же сказано, что обители пр. Иоанна даны были грамоты царями Иоанном и Феодором. Сношения с востоком 2, 57–60.
Страдание св. Филиппа и друзей его довольно подробно описано в записке латинской, изд. сперва Мабилонием Analect. IV, 134, потом Руинартом: Acta mart. II , 437. s. Weiss, Leben. d. Heiligen XV, 407–416. В записке сохранено многое из записки очевидца; сочинитель писал не раньше 4 века. В мартирологах память показана 22 окт. Но в менологе Василия и в слав. прологе память Севера и друзей его – авгус. 20. Из латинской записки делаем извлечение.
Менолог говорит притом, что Север «был родом из Сиды памфилийской – и пришел в Филиппополь фракийский, когда префект Апеллиан мучил там 36 мучеников». В современной записке не сказано, где замучен Север; могло быть, что когда св. Филиппа и Гермеса послали в Одрин, Север выслан в Филиппополь. – Но несомненно, что Менолог ошибается, называя Севера пришельцем из Сиды. По современной записке, он – ученик и священник фракийского святителя. Мартирологи показывают, что в Одрине пострадал с св. Филиппом, кроме Гермеса, Евсевий. В Иеронимовом мартирологе: 29 сент. во Фракии страдание св. Евтихия, Плавта. Ноябр. 12 «во Фракии мученическая кончина (natalis) св. Эдикта, Евтика, Феликса, Гермогена и Агиеста мучеников». 14 ноябр. «в Ираклии, городе фракийском, страдание святых Климента, Климентина, Феодота, Филимона и многих других». Нояб. 16 «в гор. Ираклии страдание святых Григория, Виктора, Гемма». Нояб. 18 «в Ираклии страдание святой жены с 46 своими». Декаб. 20 «во Фракии, в гор. Гетдубе, страдание Юлия» – Гетдубу полагали на границах Болгарии и Романии, – но без доказательств. Гетдуб скорее найдут по истории.
Бapoний относил страдание св. Филиппа и Севера ко времени Юлиана. Ему последовал Вершинский в месяцеслове, стр. 128. Но в описании мученичества не только нет никакого основания для такой мысли, напротив, как сказано, оно ясно говорит о времени Диоклетиана. Гонение за книги у Лактанция Dе morte persecut. с. 15, 18. Евсевия 8, 2. У Руинарта записка о мученичестве св. Сатурнина начинается так: «при Диоклетиане и Максимиане диавол поднял такую войну против христиан, что требовал на сожжение святые заветы Господа и св. писания, разрушал храмы, запрещал богослужение и священныя собрания». Acta 2, 378.
Strabonis fragmenta ар. Tafel: de provinciis p. 33.
У Aппиoнa 4, p. 1037, 1027 во Фракии τα ςενα σαπαιον και Γορπιδον (чит. Kαρπηλιων).
Шафарика Древности V, 152. Славяне и в средние времена называли Адрианополь не иначе, как Одрином. Болгарский переводчик Манассииной летописи: «Крум князь брань с стави под Одринем». У Черткова стр. 87.
Шафарика Древности 1: 353, 354.
Пересмотр других фракийских племён – у Черткова во Временнике общ. ист. X, 83–89. О Бессах см. июля 24. Да и сами византийцы писали, что греки во Фракии и Македонии стали являться колонистами только со времени Филиппа македонского, напр. Стефан византиец у Тафеля de provinc. р. 25, 26. Даже епископ 3 века писал: «Элий Публий Юлий, епископ колонии Дебельта во Фракии, призываю в свидетеля Бога» и пр. Евсевия Ист. 1, 300.
Lib. VII, 3.
В латинских актах это слово писали различно: то Getistirion, то Ogetistirion, то Ogestiron, также как Гет-дуб – (пр. 23) писали Giidoba, то Gelduba, то Gildo Baculi. – Чужаки не понимали славянского слова и каждый коверкал его по своему. Один умник прибавил такое объяснение первому слову: interpetatione vero latino_e linguæ locus possessionis vocatur. Угадал! Стерав у Востокова. – О образовании личных славянских имен – в Изв. акд. IX, 91–99.
Четь-минея 13 мая, Acta Sanct. 3 maii gro_ece in append, p. 15 latine p. 194. О Верее у Черткова о манас. 125, 146–110. Св. Александр был тот мученик Александр, которого храм в Друвинаре в 597 г. сжёг aварский каган и за то жестоко был наказан. Множество войска погибло от моровой язвы под Друзипарою. Хану договором «уступлено право переходить Дунай против славян». Simocatti hist. VII 14, 15. Друзинара на р. Эригоне, о которой Вриенний пишет: «не знаю, как называлась она в древности, – названия часто меняются; а ныне она, вытекая из фракийских гор, называется Алмиром (Соленою), близ нея крепость, которой имя Каловрия» (Спб. 1858 г. стр. 128). Тафель (De provinciis р. 29) замечает, что древние жители – фракийцы и имя крепости полуфракийское.
Wiltsch Kirchl. Stat. 1, 173.
О мученичестве его – Христианские мученики востока 240–244.
По алкорану Бог в утешение Адаму и Евве послал с неба ковчег с ивображениями всех пророков, в том числе и Магомета и этот ковчег путешествовал с израильтянами в пустыне и хранится в храме Соломоновом (Сур. 2). Авраамом принесён был в жертву не Исаак, а Измаил, с которым он после путешествовал в Мекку и построил храм Каабу (Сур. 3 и 37). Соломон за преступление лишён был царства на 40 дней, по потом путешествовал в Мекку на ковре; а царице Савской Соломон посылал письмо с птицею Гугуд, убеждая её принять магометов закон (Сур. 27, 34, 38). Пресв. Дева Маpия была сестра Аарона и Мариамны (Сур. 19). Иисус Христос делал из глины подобия птиц и зверей (Сур. 3 и 5). Небылицы в лицах! Иначе: не любо не слушай, а лгать не мешай, хотя бы Магомет – подчас невежда тёмный.
В общей службе Сербляка на 30 августа упоминаются ещё «Григорий богоносный», архиепископы: Иоанникий, Иаков, Савва третий, патриархи: Кирилл, Никон, Иоанн, Максим (л. 161, 162). В предисловии Сербляка сказано: «надлежало бы нам – вместити молебныя правила и сих угодников Божиих: св. Григория сербскаго архиепископа, иже бе от корене неманичей, его же мощи беша в монастыре Куманице на р. Лиме, преподобнаго Стефана, его же мощи почивают в Пипере, и св. новоявленнаго Петра Черныя горы митрополита: обаче ничтоже ныне обрести возмогохом». Тоже должны и мы сказать о Иакове-Иоанне. В Гласнике VI 34, 43, 44 весьма мало сказано о них. Не можем не прибавить и того, что пат. Максим, сколько известен он, едва ли не напрасно причислен о. Анфимом (Зап. геогр. общ. XIII, 175) к великим святителям; построение галереи и венчание Бранковича – не великия дела, а отношения его к св. Гавриилу очень не благовидны. В древнем сербском уставе (Гласник XI, 194) не называются святыми ни Иаков и Савва третий, ни Евстафий 2. О св. Стефане сказано под 28 мая. В одной сербской летописи XV в. говорится, что со времени св. Немани «явились в сербской церкви великие светильники миру, одни равночестные апостолам, другие мирототцы и чудотворцы и архиереи достоблаженные и множество преподобных и праведных мужей» (Рус. беседа 1860. 11, 19). Теперь пока неизвестно «множество» преподобных сербской земли, а из праведных пока известен только Щилянович. Сохранилась надпись на кресте, назначенном для храма св. апостолов Петра и Павла: «и крьсть створи епискупь рашки Григорие вьтори, еко и она вьдовица две цете дадуще». Так как в устроении того же креста, по надписи, участвовал и король Милютин (Mikloschitz Monum. № 86), то Григорий paccкий епископ был современником сего короля.
Раича 11: 410, 411. Летоп. в Гласнике 1, 165; V, 41; VI 28, 29; X, 264. Общая служба: «радуйся Савво вторый, подобный Моисею во кротости». Сербляк л. 162. По известии о первосвятителях (Гласник VI, 28) «еще жив сый святый сей (Арсений) постави серблем архиепископа вместо себе Савву втораго». Так как блаж. Арсений († окт. 8, 1266 г.) 3 года пред смертию был болен, то конечно не позже 1263 г. Савва посвящен был в архиепискoпa Арсением. В том же известии сказано, что Савва архиерействовал 7 лет. Но тогда он умер в 1270 г., а это не могло быть. В 1269 г. был архиепископом Иоанникий. Да и само известиe в другом случае (Гласник VI, 30) говорит, что Савва 2, как и Даниил, недолго был архиепископом. – Потому надобно положить, что блаж. Савва почил в начале 1268 г. В древнем уставе (Гласник XI, 194) сказано: февр. 12 «престависе архиеп. свет Савва втори».
Зап. геогр. общ. XIII 174, 152. Изображение его – в Грачанице, ibid. 236.
Служба св. Савве в Сербляке 1861 г.
Зап. геогр. общ. XIII, 173. В сербском уставе мая 12 «престависе архиепископь светы Никодим». Гласник XI, 194. Служба в Сербляке. л. 128.
Даниил у Раича 2: 506, 507.
Даниил пишет, что к. Милютин умер «летом яко рещи четырем минувшим архиепископу Никодиму», т.е. спустя почти 4 года после поставления Никодима в архиепископa. Поскольку же Милютин умер окт. 20, 1320 г., то возведение Никодима в архиепископa было в начале 1317 г., или иначе пред вознесением Господним. В хиландарской грамоте Милютина подписался «Савва по милости Божией архиепископь всех сербских и поморских земль». В приписке изчислены предшественники его: Савва св., Арсений, Савва 2, Иоанникий, Евстафий, Иаков, Евстафий 2 (Аврамовича Памятники № 4. Григорович стр. 56). В житии Милютина сказано (Сербляк л. 57), что при к. Милютине были архиепископами: Савва 3, Никодим и Даниил. Это – неточно. При нём были: св. Евстафий (†1279 г.), Иаков (†1285 г.), Евстафий 2 († 1304), Савва 3 (1305–1316 г.) и Никодим. Но Даниил был архиепископом уже при Дечанском и Душане.
Гласник V: 62, 63. В Сербляке общая служба: «радуйся, Никодиме, подобный пророку Илии, доблестный ревнителю».
Изд. в Гласнике XI, 189–193
Изв. акад. II, 346–349.
В Сербляке служба ему: «православными ученьми твоими иноплеменных ереси от церкве Христовы далече отгнал еси... Ревность божественную имея, яко Илия великий, гневом дыхаеши на враги креста Христова и сих отгонявши, якоже волки хищныя, от своего стада, пастырю блаженне».
При нём на соборе вместе с епископами были (у Григоровича стр. 48) игумены: студенечский, милешевский, сопочанский, банский, градечский, моравского градца, рашский, кончульский, ораховецкий, нагорницкий, скопский. У Раича II, 512 показаны ещё современные св. Никодиму игумены: модрицкий, хвостенский, гостиварский. Епископы при нём: зетский рашский, хлумский, хвостенский, топлицкий, будимльский, дьбрский, моравицкий, скопльский, призренский, липлянский, браничевский, мачвенский, градацкий и кончульский, всего 15 (Хризовул и Шафарика в Памятн. стр. 51). См. окт. 30 о кафедральных храмах и монастырях Милютина.
У Григоровича (Пут. 57) покавано, что грамота написана в 6840 (1332 г.). Но тут ошибка. Гласник (VI, 35) показыает, что Никодим управлял церковию 8 лет и след. скончался в мае 1325 г. Да известно Евангелие 1329 г., писанное при архиеп. Данииле (Григоровича стр. 18–21).
Гласник VI 41, 42. XI, 160–162. Душан: «венчан быхь на царство в л. 6854 (1346) апр. 14 д. – благословениемь и рукою преосвященнаго патриарха Иоанникия и вьсеми архиереи собора срьбскаго, благословениемь и рукою преосвященнаго патриарха больгарскаго кир. Симеона и вьсеми архиереи сьбора бльгарскаго» (Майков 239, 240). Поскольку же венчание Душана происходило вслед за провозглашением Иоанникия патриархом (Раича II, 746), то ясно, что возведение Иоанникия в патриарший сан было делом болгарского патриарха и собора архипастырей. Харьковский вестник (1854 г. 1, 512) принимает Симеона за охридского архиепископа. Это – ошибка. Симеон был терновским патриархом (Изв. акад. VII, 155). Записка о сербском патриаршестве, писанная полугреком, говорит: «патриарxa себе изьбра срьблемь не по закону, ни с благословением цароградскаго патриарха, – нь поиска благословение безчинно на архиепископу трьновьском и на архиепископу охридском и сбором срьбскимь» (Гласник XI, 161). По этому известию на соборе был и охридский архиепископ. Кто же он был? Без сомнения, тот же «смиренный ахридонский Анеим», который подписался под деянием констант. собора 1347 г. и которого Мелетий называет «многоученым». Но полугрек а) несправедливо называет болгарского первосвятителя архиепископом: сама константинопольская церковь признала его патриapxoм. б) Так как сербский первосвятитель признан конст. собором за независимого и всегда посвящался собором сербских архипастырей; a патриapx костантинопольский ещё при св. Савве отказался от управления сербскою церковию, то полугрек несправедлив и в том, будто «по закону» посвящение сербского патриарха должно быть «с благословением цареградскаго патриаpxa». Да и при св. Иоанникие греческая церковь не предъявляла неудовольствий на сербское патриаршество. Неудовольствия подняты при п. Савве собственно за то, что Душан выгнал из своего царства греков епископов, не хотевших повиноваться воле его.
О характере летоп. в Гласнике V: 66, 68.
Письма святогорца II, 152–155.
Грамоты у Майкова стр. 237–239, 842.
Грамота призренскому монастырю в Гласнике XV: 264, 269, 306, 311. Грамота иерусaлимской церкви Михаила у Аврамовича в Памятниках № 35. О времени её Шафарик: Monumenta illyrica. Pragæ 1839. Майков стр. 28, 238. Троношская летопись о Душане: «той нанесенния им (рагузянам) обиды или повеления от деда и отца загладил и паки свободное и волное, якоже кто хощет, исповедание да держит. Итак паки восприяли рагужане, но не вси, тогда римское исповедание». Гласник V, 68. О гонении на православие см. декаб. 2 прим. 8.
«Закон – поставляем в л. 6857 (1349) – мая 27 – честным сбором нашим с преосвященным господином отцем нашим патриархом Иоанникием и всеми архиереи и церковники». Законник издан у Раича (неполный) IV, 342–271 Шафариком: Pamatkii drevniho Pisemstwie, w Praze 1851. По исследованию Шафарика законник дополняем был в 1354 г.; законник 1349 г. оканчивался 136 статьёю; остальные 64 статьи принадлежат к дополнению 1354 г. Майков (стр. 36): очень может быть, что и сочиняло его какое-нибудь духовное лицо.
Служба св. Иоанникию в Сербляке л. 168.
Известие в Гласнике VI, 42. Законник утверждён в мае 1349 г. (Прим. 51). Но в том же 1349 г. ц. Душан уже при патр. Савве утверждает земли за храмом введения (Аврамовича Памят. № 12 Григоровича стр. 49, 50). По древнему уставу «сент. 3 пристависе прьвы патриархь Иоанникие» (Гласник XI, 193). Итак, блаж. Иоанникий скончался сент. 3, 1349 г. После того ясно, что св. Иоанникий был в сане патриаршем три года с половиною и в сане архиепископа около восьми лет; а в сербских поздних заметках (Гласник VI, 42; XI, 161) несправедливо сказано, будто святительствовал он 16 лет. После того не можем ничего сказать о том, что будто п. Иннокентий в 1354 г. писал к ц. Душану и к патр. Иоанникию об унии, о чём говорит Дюканж. Мощи св. Иоанникия покоятся в печском храме, в прекрасной мраморной гробнице. Зап. геогр общ. XIII, 174.
Переводим текст по изданию Раича IV, 243. Церковные статьи законника разсмотрены при пособии грамот Крестичем, в Гласнике XI, 204–261. Шафариково сравнение законника с чешскими и другими юридическими обычаями – в Чтен. общ. ист. 1846 г. и в Гласнике II, 97–155.
Так по сп. 1390 г. у Майкова стр. 29; у Раича кое-что изменено и прибавлено.
Выражение сп. 1390 г. «кто не имать бащины» в сп. 1701 г. пояснено словом: «сирома». Кто не имел батьковщины, т.е. родовой и наследственной собственности, назывался сиротою. Другой закон: «сирота горшечник – свободен, как и поп», т.е. если горшечник не имеет родовой земли, где бы мог добывать глину, то он свободен от повинности за ремесло, как и священник.
Так по изданию Шафарика ст. 13–16, 36, 37. У Раича в ст. 39 смысл закона довольно изменён. Грамота 1348 г. призренскому монастырю: «быть игуменству – и общему житию. Игумен сидит на соборе за одним столом с игуменами св. Стефана (банским), Пандократора (дечанским) и забродским. Игумен ставится не иначе, как из киновии, кого изберут патриарх и царь с согласия монастырской братии; если же не найдется способный, взять из Хиландаря. Игумен не сменяется, разве по великой вине... Когда приходит (на праздник) в монастырь патриарх, дарится ему конь и когда ставит игумена, также дарится конь. Игумен не имеет права ни отдать (монастырское), ни сделать что либо подобное, без coгласия эконома и экклесиарха. Хранитель хлеба и вина выдает, как установил святой король (Милютин) в Банске, для всех одинаково хлеб, в среду, пятницу и понедельник раз в день, вино по утру и вечером; в пост каждый день однажды, кроме субботы и воскресенья; трапеза – всегда». Гласник XV: 269, 306.
По изданию Шафарика ст. 18: «монахи, постригшиеся из подворьев монастырских, должны идти в другой монастырь. Иначе живя в монастыре не могут удержаться, чтобы не давать чего-либо родственникам и знакомым. Выходит и великий соблазн для братии: созывают в монастырь гостей и пришельцев».
По изданию Шафарика в ст. 28 прибавлено: «кто ли их (нищих) не узьхранить от митрополито или от игумень, да отлучить се оть сана».
Церковными людьми в законнике называются а) люди духовного звания; б) арендаторы церковных земель и наёмные смотрители; в) поселенцы, работающие на церковных землях. Напр. ст. 48. «Если церковные люди, которые держат церковные сёла и церковные земли, прогонят посадников (поселенцев) церковных, то прогнавшие церковных людей связываются, земля отбирается у них, пока не наймут поселенцев».
По изданию Шафарика ст. 82, 83. «Если кто обезчестит святителя или монаха или попа, платит 100 перпер. Если кто окажется убийцею святителя или монаха или попа, убивается и вешается».
Ещё есть несколько статей против нарушителей целомудрия и супружеской верности. Ст. 92, 100 и 101.
О жизни его синаксарь в Сербляке л. 151–153.
Сказание в продолжении Родослова (муз. Румянц. стр. 159), Раича III 20, 21. Летопись в Гласнике V: 76, 77. Заметка: «елико болше возрасташе власть и честь церкве сербския, толико уже вящше начаша и охотники не добродетельми, но деньгами и разбойническо, куповати сан сей». Гласник VI 42, 43. Титул сербского патриарха: «васесветейшему и васеблаженнейшему отцу же и господину нашему, архиепископу пекскому прьвие Иустинианиe, пaтриapxy же васем срьблемь и блгаромь, поморие, далматие, травуние и вретанинскимь островомь и севернимь странамь и белаго подунавия, посподамь господину». – Так возглашали пaтриapxy желание многих лет во время Литургии. Гласник IX, 257.
Летоп. в Гласнике V, 80.
Григоровича Пут. 23, 24.
В 1382 г. «благословением патриарха кир Спиридона» основана обитель с храмом в с. Дренчах и освобождена от подчинетни Афонской горе. Григоровича стр. 83. У Миклошича (Monum. serb. № 191, 200) грамоты патр. Спиридона: ибарской введенской церкви 1385 г. и другая монастырю Ждрело (Жерло) или Горнаку. В последних п. Спиридон освобождает обитель горнакскую от подчинения местному митрополиту. Это естественно: пр. Григорий Синаит, основатель обители, пользовался высоким уважением и при жизни, а по смерти он чтится в числе святых. Патриарх пишет свою жалованную грамоту на основании грамоты кн. Лазаря († 1389 г.). В грамоте представляется дело в таком виде, будто пр. Григорий сам испрашивает милостей для основанной им обители. Поскольку же преподобный был наставником п. Каллиста, скончавшегося в 1362 г. (см. февраля 27 д.), то едва ли пр. Григорий являлся лично к к. Лазарю и тогда, как Лазарь был только князем Подунавия. Потому слова грамоты о пр. Григории дело воображения. Указанный в грамоте год её – ошибочный, как признаёт и Миклошич.
Общая служба в Сербляке л. 162, 163.
Зап. геогр. общ. ХIII, 175.
По троношской летоп. (V, 80), вторичное управление св. Ефрема церковию было после Саввы. Но летопись сообщает тут предания явно ошибочные: она говорит, что во второй раз призывал бл. Ефрема на кафедру кн. Лазарь и что это было после смерти Даниила и Саввы; -обстоятельства несовместимые. П. Даниил в 1395 г. утвердил грамоты к. Милицы-Евгении. Григоровича стр. 83. О. Порфирия стр. 56. Диплом деспота Стефана 1403 г.: «и сговори се сь госпогом маиком ми кнегином Милицем и с господином ми преосвещеннимь патриархомь кир Данилом и с митрополити и чьстными игумени и властели моими». Аврамовича Древ. афон. стр. 63. Миклошича Monum. р. 568. У Миклошича (Мonum. № 130) напечатана грамота Душана 1351 г. Которянам с привилегиями, утвержденными то «архиепископомь кири Данилом», то «патриархом курь Данилом». Но – или вся грамота подложная, или же надобно разуметь в ней архиепископа Даниила († 1338 г.) – и след. принадлежит она к 1336–1338 г. у того же Миклошича грамота 1357 г. дана по совещанию с патриархом Саввою (№ 141). Да и по другим заметкам (Гласник XI 163, 164, 194; VI 42, 43) Савва, второй патриарх, долго управлял церковию, так что св. Ефрем называется преемником его и третьим патриархом.
П. Даниилом утверждены грамоты кн. Милицы-Евгении в 1395 г. Григоровича стр. 83. О. Порфирия указ. стр. 56.
Сербляк л. 153. В древнем сербском уставе: «июня 15 престависе иже во светых патриархь з Ефрем». Гласник XI, 194.
Поклонник св. горы видел в Карее псалтирь следованную, печатанную в Милешеве мон. 1557 г. при «архиепискoпe вьсее сербскыя земле и поморскые кир Макариe» стр. 125.
Сахарова Славян. библиогр. № 24, 25, 28–31, 39, 41. Шафарика Югославян. типографии в Чт. общ. ист. 1846 г. Как смотрели на печатание книг в Венеции высказывает дечанский иepoд. Моисей в предисловии к сборнику 1538 г. «Велико поперение бысть от измаильтян на христианех ради согрешений наших. Того ради и наше укьснение бысть в западных странах италских, в велицей ереси римской, не могши изыти в своем отчьству, ради измаильтских великих поперений». Строева дополн. к Опис. Стар. книг стр. 7. М. 1841 г.
Славянская оценка папе и Лютеру: на стене болгарского Зографского монастыря представлена на море ладья с учителями церкви и со Христом Господом на корме; с берега грозятся на неё еретики; папа старается багром опрокинуть лодку, а рядом с ним Лютер стреляет в неё из ружья. Заметка Поклонника стр. 333.
Летоп. в Гласнике V, 75.
См. пр. 71. Не знаем, на чём основаны известия Момировича стр. 131 о перенесении патриаршей кафедры в 1389 г. в новый Пек, в 1438 г. в Белград. Первого не видно по житию п. Ефрема. Стефан деспот избрал своею столицею Белград, но по памятникам не видно, чтобы патриаршая кафедра тогда же перенесена была в Белград; напротив п. Никодим приходил в Белград на погребение деспота (См. июля 19 прим. 11 . «Кое-что о сербской церкви под турецким владением». Спасича в Гласнике I, 140–153.
Зап. геогр. общ. XIII, 173. По надписи на Евангелии (Григоровича стр. 189, 190) блаж. святитель ещё жив был в 1563 г. В известии о первосвятителях сербских (Гласник VI 43, 44) предшественниками Макария после Саввы показаны только четверо: Кирилл, Никон, Никодим и Арсений. Едва ли это было так. II. Кирилл известен в 1407 г. (Раича III 406, 407). Никодим в 1427 г. погребал блаж. деспота Стефана. – См. в июле прим. 11. В сопочанском синодике (Зап. геогр. ХШ, 152) после Арсения и Никодима Павел и Феодосий и затем Maкapий, после Савватия Филипп и предшественник Паисия Симеон. В известных списках первосвятителей сербских (Гласник VI 43, 44; XI, 165) эти четыре лица опущены. См. пр. 82. По одной летописи (Майков стр. 52) в 1574 г. скончался архиепископ Антоний. Это – преемник Макария (Гласн. VI, 44).
О мученичестве св. Гавриила – Христианские мученики востока стр. 100, 101. Спб. 1862 г.
Гласник VI, 44.
Зап. геогр. общ. XIII, 311–313. Писец говорит ещё, что гонение происходило при п. Паисии, известном в 1641 и 1646 г. по его надписям на книгах. Зап. геогр общ. XIII, 168. Гласник VIII, 150. Грамота архиепископа Паисия 1633 г.; у о. Порфирия стр. 60. У него же (стр. 60) разрешительная грамота п. Максима 1669 г. В Гласнике 1: 159, 160 грамота п. Максима в Сараево 7131 (1623). Если верно показан год последней грамоты, то кроме п. Максима, скончавшегося в 1861 г. (Гласник VI, 44), был ещё п. Максим, предшественник Паисия. В Гласнике (III, 299) указано письмо пекского патриарха Иоаннa к босанскому митрополиту Феодору, писанное в июле 1614 г.
Ист. рус. цер. IV, 133–135. В тоже время на моск. соборе был ещё сербский митрополит Михаил. Строева дополнение к Опис. староп. книг стр. 152, 162, 163. М. 1841 г.
По записям двора московского, в мае 1654 г. прибыл в Москву Гавриил, патриарх сербский и болгарский; он привёз с собою письменные книги: типик и сборник патриарха цареградского Михаила Кавасилы на латинскую ересь (читай: Нила Кавасилы, архиеп. солунского Fabricii bibl. gr. X, 20), житие и повести сербских царей и патриархов; ещё свиток – жития всех святых сербских и откуда изыдет царствиe и патриаршество, тетради Кирилла философа и учителя славянского и книгу Василия Великого с тремя напечатанными литургиями (Саввы Опис. патр. библиот. стр. 8. М. 1858 г.). По дворцовым запискам сербский патриарх Гавриил в 1655 г. обедал у государя февр. 12 в именины царевича и февр. 20 в именины царевны. Дворц. раз. III 457, 458.
Христиан. мученики на Востоке стр. 89–92. Отзывы современников о Парфение у Арсения Суханова, по изд. Сахарова, стр. 104. Митроп. Михаил, пробыв полтора года в Москве, в 1657 г. был в Ирусалиме, где оставил сборник для сербской обители арх. Михаила (Ж. м. пр. 1836 г. XI 542, 546, 547).
Раича IV, 99–103.
Гласник: «от агарян удавлением скончася, от бpaтии оболган неправедно». VI, 44. Мало сказано.
Зап. геогр. общ. ХIII, 175.