Источник

Е

Вопр. Что есть Евангелие?

Отв. Евангелие есть слово греческое и значит весть добрую, благоприятную и утешительную. Евангелие Иисус-Христа открывает нам, что Он от Отца Небесного в мир сей послан грешники спасти, как сам Он рек: прииде Сын человеческий взыскати и спасти погибшаго (Лк. 19:10). Тоже и Апостол благовествует: верно слово и всякаго приятия достойно, яко Христос Иисус прииде в мир грешников спасти (1Тим. 1:15). Слава пославшему Отцу! Слава и пришедшему Сыну спасти грешников! Поклонимся убо радостным и благодарным духом Пришедшему спасти нас и Благоволившему послать Его. Благословен Бог, хотяй всем человекам спастися и в разум истины приити! Приимем сию радостную весть в сердца наши и дадим славу Богу, благоволившему о нас.

Вопр. Сколько св. Евангелистов?

Отв. Четыре: Матфей, Марк, Лука, и Иоанн Богослов.

1) Св. Матфей есть один из дванадесяти апостолов, иначе называемый Леввием. Он писал прежде прочих Евангелистов, именно чрез восемь лет по вознесении Господа. Существующий до ныне греческий текст сея книги есть перевод с еврейского, или сирского, но он, по своей апостольской древности, имеет для христиан достоинство – равное подлиннику.

2) Св. Марк был сопутником ап. Петра и причисляется к 70 апостолам, а к вере во Христа обращен Петром. Будучи послан от Петра во Египет, епископскую там отправлял должность и первый христианское училище в Александрии основал. Отвержение от Христа Петрово пространнее, нежели прочие Апостолы, описал, потому что, конечно, от самого Петра сию плачевную историю лично услышал.

3) Св. Лука, антиохиянин, искусством врач, сотрудник ап. Павла. Он отличается полнотою, которая объемлет происшествия нового Завета от рождения Предтечи до вознесения Иисуса Христа на небо. Имя его Лука от lux – свет; он не был самовидец, но Евангельскую историю от Апостолов слышал. Написал он Евангелие свое в 66 или 67 лето по вознесении Господа, потому что Деяния Апостольские написал он в лето по Р. X. 68. Феофил, для которого писано его Евангелие, был, без сомнения, муж чиновный, и, может быть, градоначальник.

4) Св. Иоанн. Имя его еврейское, и значит – благодатнаго, или Богу приятнаго, был иудеянин, из Галилеи; прежде был рыбарь; имел весьма горячее сердце, но благодатию Духа прекротким сделался. Христос, его и брата его Иакова назвал воанергесом, т. е. с сирского языка: дети грома (Мк. 3:17). Он своими глазами, с Петром и братом своим Иаковом, видел преобразившегося Иисуса Христа. Христос самою нежною любовию любил его; почему и на персях Христовых возлежал он. Христос ему со креста поручил Матерь Свою: се Мати твоя, рек Он (Ин. 19:27). Евангелие свое написал он в 101-е лето по вознесении Господа.

Вопр. Что есть Евхаристия?

Отв. Евхаристия, ответствует свят. Тихон, есть тайна, в которой преподается нам истинное тело и истинная кровь Христа Бога нашего, под видом хлеба и вина, и в которой истинно и господственно присутствует существенно Иисус Христос.

Вопр. Какая материя или вещество требуется для Евхаристии?

Отв. Хлеб пшеничный, квасный, и вино естественное виноградное.

Вопр. Какими словами окончательно совершается самое таинство?

Отв. Сими: и сотвори убо хлеб сей честное тело Христа Твоего; а еже в чаши сей – честную кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым; и тогда существо хлеба претворяется в существо тела Христова, а существо вина – в существо крови Христовой, действием Святого Духа.

Вопр. Что надлежит хранить в тайне сей?

Отв. Четыре сии: 1) да будет иерей законно хиротописанный (т. е. посвященный): ибо никто не может совершать тайну сию, кроме архиерея и иерея. 2) Да будет подобающая тайне сей вещь (вещество), т. е. хлеб пшеничный, квасной, чистый, не смешанный с иною мукою; также и вино да будет естественное, не притворное (не поддельное) и не смешанное с чем, ниже во оцет (окись) претворившееся, ниже оплесненное, – но чистое в себе самом. В него на проскомидии да вливается мало воды, как научает в служебниках чин. 3) Да будет престол освящен самим архиереем, там, где имеет приноситися бескровная жертва; или вместо престола, да будет, по крайней мере, антиминс, освященный от архиерея. Никто не может освятить престола или антиминса, кроме архиерея. 4) Да имать иерей мысль и намерение таковое во время освящения Даров, яко существу хлеба и вина пременитися в существо тела и крови Христовой действием Св. Духа.

Вопр. Какое наставление свят. Тихон преподает священноиерею относительно приобщения больного?

Отв. В прибавлении к должности священнической о тайне святого покаяния, преподав некоторые наставления об исповеди, а именно: как возбуждать нераскаянного грешника, и как утешить и ободрить тронутого и умилившагося, святитель Тихон далее говорит: по утешении приобщает иерей больного, тела и крови Господа нашего и Бога Иисуса Христа, глаголя сии слова: вот тебе милосердый и человеколюбивый Христос Бог наш тело и кровь Свою преподает, в знак Своея к тебе милости и любви, в напутие живота вечнаго. Прими предражайший сей живота залог с духовною радостию и любовию, и благодари столь великаго милостивца, и сими Св. тайнами укреплен, будь благонадежен. Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет с тобою, вразумляющая, укрепляющая, ограждающая, наставляющая в тихое живота вечнаго пристанище, и – Ангел Божий, верный твой Хранитель. Амин. (Часть 1).

Вопр. Как христианам должно к причащению тела и крови Христовой приступать?

Отв. 1) Апостол глаголет: да искушает человек себе, и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет. ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня (1Кор. 11:28, 29). 2) Многие много читают молитв, псалмов и акафистов; но сие не довольно. Ибо молитва от неисправленного и непокаявшегося сердца не приемлется. 3) Страшно приступать неочистившемуся истинным покаянием; страшно паки и приступившему и причастившемуся мирскими похотьми оскверняться: обое – то и другое страшно, как видно из Апостольского слова и из рассуждения Тайны святыя. Посему должно и хотящему приступить рассуждать, кто и к чему приступает, – и причастившемуся, чего причастился. И прежде причащения нужно рассуждение о себе самом и о великом том Даре, и по причащении – потребно рассуждение и память небесного оного Дара. Прежде причащения нужно покаяние сердечное, смирение, отложение злобы, гнева, прихотей плотских, примирение с ближним, твердое предложение и изволение нового и благочестивого о Христе Иисусе жития. По причащении требуется показание исправления, засвидетельствование любви к Богу и ближнему, благодарение, тщание усердное о новом, святом, и непорочном житии. Словом: прежде причастия истинное покаяние и сокрушение сердечное нужно; по причащении плоды покаяния – добрые дела потребны... Христианин без веры быть не может, вера – без любви, а любовь – без добрых дел (1Кор. 13:1–13). Тогда христианин остается не иное что, как язычник, хотя имя Божие и Христово исповедует. Как же страшно таковому приступать к Тайне святой, всяк видит. Отсюда происходит, что многие христиане, причащающиеся сей святой Тайне, не в лучшее, но в горшее успевают, ослепляются более, не просвещаются; ожесточаются, не исправляются, и так от греха в грех падают, но греха своего не познают, и греха за грех не поставляют, и делают то, чего язычники политичные (образованные) не делают. Причина сему – та, что презирают Божию благодать, и так лишаются сами Божией благодати, и предаются в неискусен умтворити неподобная (Рим. 1:28). 5) Посему грешникам должно себя исправить, да не в суд причащаются. Блудникам, прелюбодеям и осквернителям переменить сердце свое, и возлюбить чистоту: Ибо к пречистому Агнцу приступают. Гордым и высокоумным отложить бесовскую гордость и возлюбить смирение; ибо к смиренному приступают Христу. Злобным и огнем отмщения дышащим злобу оставить и возлюбить кротость и незлобие; ибо к кроткому и незлобивому Агнцу Божию приближаются. Ненавистливым и завистливым оставить ненависть и зависть, и возлюбить братолюбие: ибо к человеколюбцу Сыну Божию приближаются. Льстецам, лукавцам и обманщикам возненавидеть диавольскую хитрость и возлюбить простоту, истину: ибо к вечной и бессмертной приходят истине. Клеветникам, злоречивым, хульникам исправить язык свой: ибо устами восприемлют пречистое тело Христово. Сребролюбцам оставить мамону и возлюбить Бога: ибо к Сыну Божию, Иже есть любы, приступают. Жестокосердым и немилостивым переменить нрав свой жестокий и стать милостивыми: ибо к милостивому и милосердому Богу приходят. Татям, хищникам, мздоимцам оставить неправду сию, и возвратить или расточить (на милостыню) похищенное и поучиться правде: ибо к Царю праведному приближаются. Богачам скупым оставить скупость и быть щедрыми: яко к щедрому Господу приходят. Пияницам оставить пиянство и начать трезвенное житие: ибо распятому и умершему Христу приобщаются. Словом: всякому должно исправить, очистить и обновить себя, да неосужденно приступит (Кн. VIII, гл. 9). «Должно, глаголет св. Василий Великий, очистить себя от всякия скверны плоти и духа приступающему к Телу и Крови Господней, да не в суд яст и пиет; и память Того, Который за нас умер и воскрес, явно показать в том, что он (приступающий) умер греху, и миру и самому себе, живет же – Богу о Христе Иисусе Господе нашем (Кн. 1. О крещении гл. 3)».

Опасно убо и страшно приступать не оставляющему греха, и совесть замаранную и раздраженную грехами имеющему, да не в суд себе яст и пиет. Рассуждай же, христианине, и берегись неисправным приступить, и приступивши паки мирскими похотьми окаляться, ибо Господь наш есть огнь, недостойные поядаяй (Евр. 12:29).

Вопр. Как свят. Тихон особо выясняет ту мысль, что причащение пречистых и животворящих Таин – тела и крови Христовой должно подвигнуть нас к удалению от греха и к истинному покаянию?

Отв. Како, говорит он, пречистое тело Христово дерзнешь принять в руки твои (к приемлющим в руки речь здесь), которые хищением, мздоиманием, биением, нечистым прикосновением и прочим греховным делом оскверняемы? Како приимешь во уста Тело и Кровь Его святую, – в те уста, которые злоречием, сквернословием, кощунством, лжею, язвительным укорением, и прочим смрадом не престаешь наполнять? Како приимешь Христа в сердце твое, которое злобою, лукавством, ненавистию, нечистою похотию, сребролюбием и прочим злом преисполнено? Надобно таковому опасаться, чтобы не приличествовало ему слово Христово, сказанное одному книжнику: лисы язвины имут, и птицы небесныя гнезда: Сын же человеческий не имать, где главы подклонити (Мф. 8:20). Лесть, лукавство, лицемерие, сребролюбие, лихоимство и пр. суть как бы лисы, язвины свои в сердце человеческом имеющие, и – как птицы гнездящиеся: Сын же человеческий не имеет, где главы подклонити... Се стою при дверех, и толку (Апок. 3:20). Стоит сей святой Гость, Который нас ради странствовать на земле благоволил, – стоит и ударяет в двери сердец наших... Но кто отверзает Ему двери в дом свой? Кто слышит глас Его? Тот только, кто слову Его повинуется, престает от грехов, кается, и жалеет сердечно за содеянные грехи... К такому Он входит и вечеряет с ним, то есть, утешает его истинным и живым утешением. Тоже и на другом месте вещает: аще кто любит Мя... и Отец Мой возлюбит его и к нему приидем (Ин. 14:23). А где – Отец и Сын, там – и Дух Святой. Где Бог живет, там – царствие Божие, там утешение и радость живая; ибо Божие благодатное пришествие без утешения и радости не бывает. Надобно убо, христианине, престать от грехов, покаяться и начать новое о Христе житие, когда хощем с пользою и плодом Таин Христовых приобщаться (Час. VIII, §412).

Утверждая догмат о святейшей Литургии, как о бескровной жертве, святитель Стефан Яворский в книге своей: Камень веры, так внушает, будучи проникнут сам скорбию и сетованием. Запустение града Иерусалима видяще некогда отроцы еврейстии, душою сокрушенною и духом смиренным вопияху: несть во время сие, ни всесожжения, ни жертвы, ни приношения (Дан. 3:38)... Подобную сей мерзость запустения тщатся противники (Лютер и его последователи) сотворити Сиону, святому граду Бога жива, Церкви Христовой, егда хощут отъяти от нея Литургию, приношение же и жертву бескровную, яже приносится Богу Отцу на жертвенниках по вся дни. Кая нужда, глаголют они, ныне в Церкви Христовой жертвы? Не довлеет ли единая жертва кровная, юже совершил на крестном алтаре сам Христос Бог наш, яко агнец, заклан быв, за спасение рода человеческого? Жертва в новой благодати не иная есть, как всякая добродетель – покаяние, страннолюбие и прочие; Литургии же, или иная жертва некая бескровная вымыслы суть умов человеческих. Се тако противники Церкви Святой отрыгают глаголы... аще и не отметают Евхаристии, но именуют ее тайною, а не жертвою... Но в нашей Православной, Восточной, Кафолической, Апостольской Церкви несть сицевого запустения, говорит святитель Стефан Яворский, друг святого Димитрия Ростовского, – имамы бо литургию, либо бескровную жертву от Христа самого Апостолам, от Апостолов же своим их приемникам, и от них друг – другоприимательне последующим векам, даже до второго пришествия, преданную. В Литургиях, по вся дни бываемых, приносится истинная и свойственная бескровная жертва, и сия есть святейшая Евхаристия, или Тело и Кровь Христова, под видом хлеба и вина освящаемая и Богу приносимая (Правосл. Испов. 1. ч. вопр. 107).

Вопр. Что есть жертва?

Отв. Жертва, ответствует святитель Стефан Яворский, есть приношение, внешним действием самому Богу бываемое на славу Того самого, и на исповедание Превысочайшего владычествия Его, на показание нашего ничтожества, от иерея и служителя сему делу Богозванного и правильно поставленного. Бывает же сие приношение некия вещи чувственныя, пребывающия, и не скороминующия, тайну некую содержащия, и нечто будущее или бывшее показующия, потом – потребляемыя.

Вопр. Может ли быть одно и тоже и тайна, и жертва?

Отв. Святейшая Евхаристия не только есть тайна, едина от седьми Таин, но имать и сие паче всех таин преимущество, яко есть и жертва, юже всегда Господу Богу приносим в честь и в благодарение за вся благодеяния Его, а наипаче – за избавление наше, и в ней получаем вся утешения и надежды наши.

Вопр. Какие доводы приводит Стефан Яворский к утверждению того, что Евхаристия есть Жертва?

Отв. Первый довод от Тайныя вечери. Христос, Спаситель наш, на Тайной вечери дал тело и кровь Свою не только в снедь ученикам Своим, но в жертву Богу Отцу Своему – тожде тело и кровь Свою принес. Сие явствует из слов Его: сие есть тело Мое, еже за вы ломимое; сия есть кровь Моя, яже за вы и за многия изливаемая (Лк. 22:19, 20; Мф. 26:26–28). Если бы тело и кровь Христова на тайной вечери не была жертва, но только снедь: то нужда бяше Христу рещи: тело Мое вам даемо, а не за вы. Также и о чаши – рещи бы нужно было так: вам проливается, а не за вы. Второй довод – от посланий святого апостола Павла (особенно Евр. 8). Поскольку Христос есть Первосвященник, то надобно Ему и жертву приносить. Всяк бо первосвященник поставляем бывает, во еже приносити дары же и жертвы, по слову Апостола (Евр. 5:1); временный первосвященник временно приносит жертву, вечный – вечно. Христос убо, яко Первосвященник во веки, должен иметь таковую жертву, яже имать приносима быти даже до кончины века, аще самим Христом, аще служительми Его, на сие дело поставленными. Довод третий – от святых Соборов. Довод четвертый – от свидетельств святых отец, светил Церковных. Киприан святой пишет: «Отцы наши благочинне разсудили... да никтоже от братий умирающ священника творит попечителем и приставником благ своих; аще кто сотворит, да не будет за него умершаго приношение (жертва)». Святый Кирилл Иерусалимский: «молимся в литургии об умерших... яко велия бывает душам польза, когда за них приносится святая оная и страшная жертва. Св. Златоуст: «сия трапеза души нашей жилы, мысли, союз, упование, спасение, свет, живот. С сею отшедше тамо жертвою, в дерзновении мнозе на священныя взыдем преддверия (на 1 Кор. нрав. 24)» И в другом месте он же (св. Златоуст) взывает: «оле обычай! Туне – жертва повседневная, туне предстоим жертвенншку: никтоже причащаяйся.» Потом святитель Степан, изчислив и другие многие свидетельства, воззвал: что на сия противницы? Стыдятся сих столь многих, святостию и мудростию сияющих обличителей...

1) Египетского царя Фараона в духовном смысле святитель Тихон изображает так: царь египетский Фараон, когда извел Моисей Израиля из Египта и от работы египетския избавил, гнал во след его, желая паки себе его поработить (Исх. 14). Так диавол гонит в след нас христиан, которых Христос, Сын Божий, от работы его избавил, и хочет паки себе поработить: так он противится Христу. Христос хочет нас спасти; он хочет нас погубить, и тщится лукавый дух недействительными Его заслуги учинить, и тем славу Его, которая от спасаемых, ради спасения их, проистекает, умалить. Ибо чем более спасается людей благодатию Христовою, тем большая Христа слава. Сие усматривая диавол, и печалуя, ищет учинить препятствие спасению нашему и умаление Христовой славе.

2) Как Египетская работа в духовном смысле означает порабощение рода человеческого греху и диаволу, а Фараон – поработителя диавола: так и прочие обстоятельства, относящиеся к избавлению израильтян из Египта, имеют духовное знаменование. Сие св. Церковь изъясняет в следующей песни: «В Чермнем мори неискусобрачныя Невесты образ написася иногда. Тамо Моисей – разделитель воды, здесь же Гавриил – служитель чудесе. Тогда глубину шествова немокренно Израиль; ныне же Христа роди, безсеменно Дева. Море по прошествии Израилеве пребыть непроходно; непорочная, по рождестве Эммануилеве, пребысть нетленна. Сый, и прежде Сый, явлейся, яко человек, Боже помилуй нас (Догматик гл. 5).

Вопр. Не были ли прообразами и прочие события и предметы, относящиеся к изшествию Израильтян из Египта?

Отв. Были, говорит св. Иоанн Дамаскин, рассуждая о Кресте. «Честный Крест прообразовало древо жизни, насажденное Богом в раи. Поскольку чрез древо вошла смерть: то и надлежало, чтобы чрез древо же дарованы была – жизнь и воскресение. Тоже прообразовали жезл Моисеев, крестообразно поразивший море, спасший Израиля и потопивший Фараона; крестовидно простертыя руки, обратившия в бегство Амалика; горькая вода, услажденная древом; камень, разсеченный жезлом, и источивший воду; жезл Ааронов, прознаменовавший сан свяищенноначалия; змий, на древе выставленный пред взоры всех, как уже умерщвленный... Сам Моисей, избавитель Израильтян, был прообразом Господа нашего Иисуса Христа, Спасителя нашего; Агнец пасхальный прообразовал Его страдание спасительное и таинство Святейшей Евхаристии; манна прознаменовала истинное брашно и истинное питие в том же неизреченном таинстве.

3) Здесь же следует размыслить о бегстве Богомладенца Иисуса, с Материю Его и с мнимым отцом Своим, во Египет, для спасения Своего от Ирода, по наставлению Ангела Иосифу: востав скоро, поими Отроча и Матерь Его, и бежи во Египет: хощет бо Ирод искати Отрочате, да погубит Е (Мф. 2:13). Св. Иоанн Златоуст говорит: "Египет приемлет и блюдет Его от наветов, и таким образом он как бы усвояет Его... Хотя эта честь принадлежала одной Палестине, но Египет оказался ревностнее оной... И ты ныне, пришедши во Египетскую пустыню, увидишь, что сия пустыня лучше рая; увидишь там в человеческом образе безчисленные лики Ангелов, т. е. Антониев, Макариев»...

Святитель Тихон о Единении христиан с Господом и Богом нашим Иисусом Христом (из 8 беседы Святого Златоустого на 1 пос. Коринф.) приводит сии слова: «смотри, Христос есть глава; мы же – тело. Он – основание; мы – здание. Он – лоза; мы – рождие. Он – жених; мы – невеста. Он – Пастырь; мы – овцы. Он – путь; мы – идущие. Мы – церковь; Он Всельник – обитатель. Он – первенец; мы – братия. Он – наследник; мы – снаследники. Он – воскресение; мы – востающие. Он – свет; мы – просвещаемые. Сия вся единение с Богом являет.

Но как со Христом, так и друг с другом христиане должны иметь единение... В вещественном теле все члены связаны жилами: так в духовном теле Христовой Церкви христиане, яко друг другу – члены, должны быть связаны союзом любви. Сие заповедает христианам своим Христос: се заповедую вам, да любите друг друга (Ин. 15:17). К сему увещавают Апостолы: от чиста сердца друг друга любите прилежно (1Пет. 1:22). Братолюбие да пребывает (Евр. 13:1). Возлюбленнии! аще сице возлюбил есть нас Бог, и мы должны есмы друг друга любити (1Ин. 4:11).

В вещественном теле, аще страждет един уд, с ним страждут вси уди (1Кор. 12:26). Когда болит рука, или нога, или голова, или глаз, или иной член, соболезнуют ему и прочие все члены. Так и в теле духовном христиане друг другу должны соболезновать и сострадать. Когда христианин бедствует и страждет, его бедствием и страданием подвигнуться должны и прочие христиане, и ему сострадать. К сему увещавает христиан Апостол: поминайте юзники, аки с ними связани; озлобляемыя, аки и сами суще в теле (Евр. 13:3). Бывайте друг ко другу блази, милосерди, прощающе друг другу, якоже и Бог во Христе простил есть вам (Еф. 4:32). И Христос глаголет: будите убо милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть (Лк. 6:36). Милосердым же быть не иное что, как сердцем болезновать болезнующему, сострадать бедствующему и плакать с плачущими.

В вещественном теле один член другому помогает: рука руке, нога ноге, глаз глазу, ухо уху и проч. Нога спотыкающаяся от другой ноги подкрепляется; рука руку и прочие члены моет, утирает, исправляет; око видением, ухо слышанием, ноздри обонянием, ноги движением и бегством прочим членам и всему телу служат; желудок и чрево варением пищи и пития работают всему телу. Так и в духовном теле христиане друг другу должны помогать и служить. Когда один печалится, другой утешай его; когда один изнемогает в вере, другой его подкрепляй; когда один совращается с пути истины, другой исправляй его...

К сему на многих местах слово Божие увещавает нас. А Христос Господь наш все, что ни сотворится христианину доброе, Себе самому вменяет (Мф. 25).

В теле вещественном чрево, ради всего тела, работает: варит пищу, образует соки и обращает в кровь, и кровь по всем членам разделяет, и сим образом все члены тела подкрепляет, оживляет и возращает. Так в духовном теле – пастыри должны быть, как чрево, в деле своем: пищу слова Божия первее внутрь себя чтением, поучением, размышлением и вниманием, одного места с другим сношением, как бы разжевать и сварить и в сок и кровь духовную обратить, и так братии своей – духовным сочленам разделять...

О единении христиан с Богом и друг с другом Господь наш Иисус Христос, в своей первосвященнической молитве, пред страданием Своим и Крестною спасительною смертию, молился так: не о сих же (Апостолах) молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя: Да вси едино будут: яко же Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут: да и мир веру иметь, яко Ты Мя послал еси. И Аз славу, юже дал еси Мне, дах им, да будут едино, якоже мы едино есмы. Аз в них, и Ты во Мне, да будут совершени во едино, и да разумеет мир, яко Ты Мя послал еси, и возлюбил еси их, яко же Мене возлюбил еси (Ин. 17:20–23).

Вопр. Что есть Елеосвящение?

Отв. Елеосвящение, беседовал свят. Тихон с своим духовенством, есть тайна, в которой чрез помазание елеем, освященным чрез молитву иерейскую, преподается больным оставление грехов, спасение души и здравие тела.

Вопр. Какая материя или вещество Елеосвящения?

Отв. Елей чистый, несмешанный, освященный.

Вопр. Какая Форма или окончательное совершение сего таинства?

Отв. Молитва сия, от иерея глаголемая: Отче святый, врачу душ и телес! Исцели помазанием сим раба твоею (и проч. до конца) и совершение самого помазания над болящим – при чтении сих слов.

Вопр. Что должно соблюдать в Тайне сей?

Отв. Четыре сии: 1) священнослужителей Тайны сея, по чину церковному, должно быть седмь; нужды же ради могут быть и меньшего числа. 2) Немощный, прежде всего, да исповедает грехи свои, потом да приимет Тайну сию, а потом да причастится Божественных Таин. 3) Да будет елей чистый, без всякого примеса. 4) Должен всяк из действующих Тайну сию иерей во время помазания читать предреченную молитву: Отче святый, врачу душ и телес и проч. тогда тайна сия совершается (т. е. в ней действует на страждущего благодать).

Вопр. Всякий ли может Тайну сию принимать?

Отв. Не всякий, а токмо – немощный тяжким недугом и близ смерти сущий, по слову св. апостола Иакова (гл. 5): болит ли кто в вас? да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне, и молитва веры спасет болящаго и проч.

Блаженной памяти преосв. Митрополит Новгородский и С. Петербургский Гавриил, упоминаемый в жизнеописании бл. Тихона, о Епископе, и собственно – о его посвящении, в книге своей: О служении и чиноположениях Православной Церкви, сие написал: «во-первых бывает избрание; потом избранному во епископа объявляется изволение Государя о нем. Приемшу ему сию должность, назначается день посвящения. В оный день пред литургиею, избранный восходит на изображение орла, знаменуя, что он верою и добродетелию должен быть превыше вверенных ему, и возноситься духом к небесным, – и в присутствии государя и архиереев чтет Исповедание веры, обещает хранить тщательно все установления св. Церкви, верность к государю и попечение о приведении паствы своея на путь спасения; потом приняв благословение от епископов отходит в притвор алтаря. По Трисвятом приводится протоиереем и архидиаконом пред Царския врата и приемлется от архиереев к Престолу, где преклоняет колена и возлагает руце и главу на Престол, свидетельствуя тем покорение выи своея (т. е. всего себя) Богу. Хиротонисающие (посвящающие) епископы держат над главою посвящаемаго отверстое Евангелие, да помнит, что, хотя он возвышается, но подвержен законам Евангелия, и имеяй заповедати другим, заповедь закона приемлет, и (да помнит же), яко совершающая сила священства подается от благодати Виновника таинств, и что посвящаемый должен иметь совершенное познание Евангельских истин, дабы силен был и иных научать.

Три, а по нужде – два Епископа потребны к посвящению Епископа. Ибо, по преданию Церкви, ни патриарх един, паче же митрополит, архиепископ или епископ доволен к избранию епископа, а след. и к посвящению, потому что избрания право имеет Собор (§§302–306)».

Должность Епископа: 1) проповедовать слово Божие (Св. Игнат. посл. к Смирн. заповед. Апост.); 2) посещать епархию и наблюдать благосостояние паствы и поучать народ; 3) посвящать священников, диаконов и клириков; 4) от епархии не отлучаться; 5) заступать обидимых; 6) быть на соборах; 7) иметь училища и приготовлять воспитанием и науками к чинам священным...

Соблазн двояким образом бывает, говорит бл. Тихон (кн. 6 §71): 1) развращенным и слову Божию противным учением, как то делают еретики и прочие суеверы; 2) подает соблазн и тот, кто противно слову Божию живет, и развращенно между братиею своею обходится... Соблазн подобен моровой язве, которая, зачавшись в одном человеке, многих, близь живущих, заражает и умерщвляет: так и развращенное учение в одном ересеначальнике зачинается, но бесчисленный народ поражает и погубляет; так и беззаконное одного житие подает случай многим беззаконновать, и то, что видели или слышали, делать. Отсюда видим, что иной град и село – тем, иный другим беззаконием отличается от другого. Иным мамона и сребролюбие обладает наипаче: в ином роскошь и всякое плотское угодие преизобильно разливается; в другом гордость житейская паче прочего себя оказывает. Тоже примечается по домам и фамилиям... Хотя и всякий может подать соблазн еретическим, неправославным учением и мышлением, или житием беззаконным, но наипаче родители бывают соблазном детям, пастырь – людям, начальник – подчиненным, господа – рабам своим, учитель – ученикам своим, старые – младым. Ибо высших житие, и мысли и пример для низших есть, как правило, или как зеркало, в которое смотрят и по которому себя исправляют последние. Горе миру от соблазн, глаголет Христос (Мф. 18:7)! Горе жеего же ради соблазн приходит! Уне ему было бы, аще жернов осельский облежал бы о выи его, и ввержен в море, неже да соблазнит от малых сих единаго (Лк. 17:1, 2). Из сего видим, коль великое зло – соблазн: это язва и зараза моровая! Сие зло да убедит нас уклоняться от беззакония и берещися еретических мыслей слов, дабы то горе, которым Божие слово угрожает соблазнителям, нас не постигло.

Вопр. Какие были в Церкви святой еретики?

Отв. Следующие из главных: Арий, против которого Никейский первый был собор в 325 г. и составлены первые восемь членов Символа Веры. Македоний духоборец, против которого составлен второй Вселенский собор в Константинополе в 381 г. Несторий человекопоклонник: на него был собор третий Вселенский во Ефесе в 431. г. Диоскор – единоестественник: 630 Отцов низложили его ересь на Халкидонском соборе в 451 г. Так называемые Оригенисты, почитавшие себя последователями Оригена и баснословившие, вопреки Писанию, о конце вечных мук, и опровергнутые 165 Отцами в Константинополе на пятом Вселенском соборе в 553 г. Далее Св. Церковь считает еретиками Сергия, Пирра и других единовольников (монофелитов): они низложены 170 Отцами в 680 г. на шестом Вселенском Соборе. Седьмая из древних свирепевшая ересь иконоборческая – низложена на седьмом Вселенском соборе 367 Отцами в 788 г. Это – плевелы древние; но враг Христов и Церкви Христовой не спит, и не остается в бездействии; но всегда сеял и сеет ересь, раздор, раскол, повсюду – на Востоке и Западе, на Юге и на Севере... Бдите убо, бдите и Север и Юг, и Восток и Запад! Бдите и блюдите недремленно ниву свою святую, да не вражеская рука засеет ее своими плевелами – древними и новыми.


Источник: Учение иже во святых отца нашего Святителя Тихона, новоявленного угодника Божия, всея России чудотворца. Об истинах православно-христовой веры и церкви изложенное в азбучном порядке и катихизической форме: с присоединение немногих ст. из писаний святых отцев и учителей церкви. - Санкт-Петербург: Тип. Дома призрения малолет. бедных, 1864. - XVI, 482 c.

Комментарии для сайта Cackle