Архиеп. Аверкий (Таушев) († 1976 г.) О положении православного христианина в современном мире.
Положение православного христианина в современном мире, можно без всякого преувеличения решительно сказать это, до крайности тяжко. Вся современная жизнь, во всех ея проявлениях, так или иначе, направлена против него. Ведь все в ней, по существу, является сплошным отрицанием истинного христианства. И если еще в апостольския времена возлюбленный ученик Христов св. Иоанн Богослов мог писать, что «весь мир лежит во зле» (1Иоан. 5, 19), то с гораздо большим правом можем мы сказать это о нашем времени. Быть истинным православным христианином, готовым до смерти соблюсти свою верность Христу-Спасителю, в наши дни много труднее, чем в первые века христианства. Тогда преследовали христиан враги неразумные, не ведавшие Христовой веры, имевшие о ней представления превратныя, зачастую нелепыя. Да и гонения эти носили по преимуществу характер внешних гонений. Не принося ущерба душе, они обрекали на муку и смерть тела первых христиан. И тогдашние христиане, хорошо помня завет Христов: «не бойтесь убивающих тело, душу же не могущих убить» (Матф. 10, 28) и будучи подкрепляемы благодатью Божиею, с радостью шли на муки и отдавали свою жизнь за Христа. Эти гонения не только не угашали духа, а наоборот – еще более окрыляли и возгревали его, и кровь мученическая, по меткому выражению одного из тогдашних апологетов, действительно становилась семенем христианства.
Не то теперь.
Современный мир, за некоторыми исключениями (мы имеем ввиду кровавыя гонения на веру, имевшия место в Советской России), не угрожает так явно и открыто телесными муками и телесной смертью носителям Христова имени. Он даже сам, в значительной части своей, еще продолжает носить имя «христианского», строит храмы, призывает Имя Христово, клянется на Священной Библии.
Но все это – одна видимость.
Под прикрытием этой обманчивой, многих вводящей в заблуждение, благовидной внешности, в действительности повсюду идет теперь сильнейшее скрытое гонение на христианство, проявляющееся в самых различных видах и формах. Это гонение гораздо опаснее и страшнее прежнего открытого гонения, ибо оно грозит полным опустошением душ – духовной смертью. Сейчас происходит именно то, о чем предупреждал и от чего более всего предостерегал Христос-Спаситель, увещевавший Своих последователей не бояться мук телесных, поскольку они не грозят душе: «бойтесь более того», говорил Он: «кто может и душу и тело погубить в геенне» (Матф. 10, 28).
Что же это такое происходит в мире и как может современный мир, столько столетий, повидимому, живший в христианстве, гнать христианство?
Во всем этом нет для нас ничего неожиданного: обо всем этом мы давно предупреждены Словом Божиим. Но горе тому, кто упорно закрывает глаза на это, не желая видеть того, к чему призывает нас быть готовыми Слово Божие.
В мире, по словам св. Апостола Павла, «деется тайна беззакония» (2Солун. 2, 7) – происходит все усиливающийся процесс «отступления» христиан от Христа, процесс, который в конечном итоге своем должен привести к открытию «человека греха, сына погибели – антихриста (2Солун. 2, 3). Этот страшный процесс «Отступления» за последнее время так явно и очевидно обнаруживает себя во всех сторонах жизни, что только слепой может не видеть, к чему он ведет: все совершающееся ныне в мире есть не что иное, как тщательная подготовка царства Антихриста, в которой принимают самое деятельное участие, как открыто отрекшиеся от Христа, так и продолжающие еще наружно носить имя «христиан».
Первым важным этапом на пути этого «Отступления» было отпадение от Православия латинского Запада с папским престолом во-главе. Разве не антихристово начало положено в основу папского притязания стать непогрешимым «наместником Сына Божия» на земле? Разве не дает себя ощутить дух антихристов в этом стремлении «заместить», как бы «подменить» собою Христа для всех верующих в Него? А дух противохристианской гордыни, так очевидно приводящий к «прелести» в духовной жизни, непомерное властолюбие, жаждущее подчинить себе весь мир, – разве все это не характерныя черты Антихриста?
Такое извращение духа Христова в отколовшемся от Православия западном христианстве повлекло за собой целый ряд лжеучений и страшное моральное растление. Осталась одна видимость христианства, внешность его, лишенная подлинного духа жизни во Христе.
Все это вызвало к жизни второй губительный этап «Отступления» – появление так называемого «гуманизма», породившего на Западе новую эпоху – эпоху «Возрождения». Эпоха «гуманизма», или «Возрождения», явившаяся как реакция извращенному на Западе христианству, была в сущности отречением от христианства и возвращением к идеалам язычества. Она провозгласила культ сильной, здоровой, красивой человеческой плоти, и духу Христова смирения и послушания противопоставила дух самомнения, самоуверенности и обоготворения человеческого «разума».
Как протест против извращенного христианства, на почве того же гуманистического идеала, признавшего «разум» высшим критерием жизни, явилось на Западе религиозное движение, получившее наименование «протестантизма». Протестантизм с его безчисленными ответлениями – всевозможными сектами не только в корне исказил все учение истинного христианства, но и отверг самый догмат Церкви, поставив самого человека высшим для себя авторитетом, и дошел даже до отрицания веры в Божество Иисуса Христа, Основателя Церкви.
Зазнавшаяся человеческая гордыня, наконец, совсем отступает от Бога, начинает дерзко отвергать даже самое бытие Божие, и человек самого себя провозглашает как бы богом. Обуянный гордыней, самомнением, уверенностью в своих неограниченных силах, возможностях и способностях, человек, воспитанный на идеалах «Возрождения», уже не видет для себя никакой надобности в стремлении к заповеданному Евангелием духовному совершенствованию, и естественным порядком все глубже и глубже низвергается в бездну духовного падения и нравственного растления. На первый план выступает служение плоти, вследствие чего духовныя потребности все более и более заглушаются, подавляются и, наконец, дабы раз навсегда покончить с неприятным голосом совести, живущем в духе человека, самый дух объявляется несуществующим.
Таким образом появляется «материализм» – родное детище «гуманизма», естественное и логичное развитие его идей. Идеал сытого желудка, прикрывшись громким «ученым» наименованием «идеала социальной справедливости», «социальной правды», стал высшим идеалом человечества, отрекшегося от Христа. И это понятно! Разве мог бы возникнуть так называемый «социальный вопрос», если бы люди остались верны истинному христианству, воплощенному в жизнь?
На почве материализма, в свою очередь, уже естественно возникают, в силу прямой логической необходимости учения «социализма» и «марксизма-коммунизма». Гуманизм и материализм, отвергнувшие духовное начало в человеке, провозгласввшие самого человека «богом» и тем самым узаконившие самоутверждающуюся человеческую гордыню и животный эгоизм, привели к тому, что законом человеческой жизни, на почве постоянного столкновения интересов людей-эгоистов, сделалась ожесточенная борьба. В результате этой так называемой «борьбы за существование», более сильные, более умные и хитрые, более ловкие люди естественно стали притеснять и угнетать менее сильных, менее умных и хитрых, менее ловких. Ведь закон Христов, повелевающий «друг друга тяготы носити» (Гал. 6, 2) и «не себе угождати» и «не делать другому того, чего себе не желаешь» (Деян. 15, 29), но «любить ближнего своего, как самого себя» (Матф. 22, 39), был изгнан из жизни. Поэтому-то стало все более расти и шириться тах называемое «социальное зло», увеличиваться и множиться «социальныя неправды», «социальныя язвы» общества. А так как жизнь делалась все более и более невыносимой, вследствие все разраставшегося эгоизма и насилия одних людей над другими, то естественно было «что-то» придумать, дабы попытаться установить для всех одинаково сносный и приемлемый порядок жизни. И вот «социализм», а затем крайнее выражение его – «коммунизм» стали модными учениями, которыя обещали людям избавление от всех «социальных неправд» и установление на земле мирного и безмятежного райского жития, при котором все были бы счастливы и довольны. Но учения эти задались целью лечить язвы человеческого общества негодными средствами. Они не хотели видеть, что зло современности коренится в самых глубинах человеческой души, отступившей от единственно-спасительного евангельского учения, и наивно думали, будто достаточно переменить несовершенный, по их мнению, государственный и общественный строй жизни, чтобы на земле сразу водворилось общее благоденствие, и жизнь сделалась раем. Для этой необходимой, как они утверждали, и благодетельной перемены наиболее крайние социалисты, как напр., коммунисты, предлагали даже насильственныя меры, вплоть до пролития крови и физического уничтожения людей, с ними несогласных. Иными словами: зло они думали победить злом же, притом злом еще более горшим и несправедливым по своей жестокости и безпощадности.
«Великая Французская Революция», пролившая целые потоки человеческой крови, была первым их опытом. Она ясно показала, как безсильны люди устроить на земле свою жизнь без Бога, и к каким ужасным последствиям приводит человека отступление от Христа и Его спасительного учения.
Но возврата назад уже не было: процесс «Отступления» зашел уже слишком далеко.
И вот, третьим, самым важным этапом ныне столь быстро развивающегося на наших глазах «Отступления» явилась страшная кровавая катастрофа, постигшая нашу несчастную Родину-Россию в 1917 году. Разыгранная по примеру «Великой Французской Революции» 1789 года наша русская революция может, по всей справедливости, разсматриваться, как самое большое достижение слуг грядущего Антихриста. В лице Православной России было сломлено самое главное препятствие на пути победно шествующего, попущением Божиим, «Отступления»: не стало мощного оплота истинно-христианской веры и Церкви в мире, и Антихристу, в лице его слуг, по выражению нашего отечественного толкователя Апостольских посланий (святителя Феофана, Вышенского Затворника) стало «действовать просторно».
С тех пор, как мы это наблюдаем теперь, «Отступление» пошло вперед, уже не встречая себе серьезных преград, гигантскими шагами.
Страшныя потрясения, неслыханныя в истории с первых веков христианства, пережила и доселе продолжает переживать наша Русская Православная Церковь. Но не столько те кровавыя гонения, которыя уподобили ее первенствующей Церкви, сами по себе были страшны, сколько то внутреннее разложение, которое началось в ней, а с нею и во всей Православной Церкви после большевицкого переворота. Мы имеем ввиду тот тлетворный дух, который стал ярко обнаруживать себя, вылившись сначала в так называемое «живоцерковническое» и «обновленческое» движение, а затем – в губительное соглашательство с богоборческой коммунистической властью. Это был дух «Отступления» в недрах самой Православной Церкви, который породил всевозможные разделения и расколы, как там на Родине, порабощенной безбожниками, так и здесь заграницей. Этот дух «Отступления», конечно, гораздо опаснее и губительнее для душ, нежели открытыя кровавыя гонения. Ведь это – внутренняя измена Христу-Спасителю при сохранении внешней лишь видимой верности Ему.
Не об этом ли как раз и предрекал более 80-ти лет тому назад в своем толковательном труде на 2-е послание к Солунянам святитель Феофан Вышенский, говоря: «Хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это – только видимость, внутри же отступление истинное» (стр. 491–492). Ведь Сам Христос в Своей Нагорной проповеди ясно сказал, что «никто не может служить двум господам» (Матф. 6, 24); невозможно служить одновременно Богу и «маммоне», то-есть «миру сему, во зле лежащему», нельзя угождать в одно и то же время и Христу и Велиару, то-есть слугам грядущего Антихриста, в лице явной или тайной богоборческой власти (2Кор. 6, 15).
С падением Православной России действительио не стало больше «удерживающего» (2Солун. 2, 7), как неоднократно предрекал о том и святитель Феофан, и наш великий всероссийский праведник о. Иоанн Кронштадтский, и многие другие духоносные прозорливцы нашего времени, – и все в мире расшаталось, будучи потрясено в своих вековых устоях. Дух «Отступления» с необыкновенным цинизмом и безстыдством стал проявлять себя повсюду в мире во всех областях личной, семейной, общественкой и государственной жизни, как никогда прежде. Целые миллионы людей, бывших христиан по рождению, не стыдятся теперь открыто и во всеуслышание заявлять о своем неверии и безбожии, и государственная власть оффициально регистрирует их, как не принадлежащих ни к какому вероисповеданию; безнравственность достигла ужасающих размеров, разврат и порнография, в большинстве случаев не только не преследуются, а даже культивируются власть имущими, вплоть до систематического развращения молодого поколения в школах; почти исчезли прежния понятия о долге, чести, благородстве и совести – на первое место ставится грубая корысть, чисто-эгоистический разсчет, материальныя выгоды и плотския наслаждения. Особенно горько за современную молодежь, которая совсем почти лишена духовного горения и того высокого энтузиазма жертвенного служения ближним и увлечения высокими нравственными идеями, коими отличалась прежняя молодежь. Целью жизни для многих стали лишь карьерныя стремления, хорошо обезпечивающая в материальном отношении служба, внешний комфорт и низменныя плотския наслаждения. А невероятный рост детской преступности, о котором постоянно пишут гезеты, внушает нам самыя серьезныя опасения за ближайшее будущее.
Одним словом, мир, страшно сказать, христианский мир представляет собою ныне жуткую, безотрадную картину глубочайшего религиозно-нравственного падения.
И вот, одновременно с этим, столь резким контрастом со всею этою жуткою действительностью все чаще и чаще, все более и более настойчиво звучат многократно повторяющиеся призывы к миру и единению.
Можно ли поверить, при таких условиях, видя все происходящее, в искренность и, главное, в доброкачественность этих призывов?
Исходят эти призывы: на востоке – от богоборческой советской власти, залившей кровью нашу Родину, и от являющейся ея послушным орудием московской патриархии, по справедливости заслужившей себе наименование «советской церкви» (какое страшное сочетание слов!); на западе – от папского Рима, столь скомпрометировавшего себя в истории лукавой и антихристианской политикой порабощения инакомыслящих, и от протестантского мира, повинного в том религиозном хаосе, которым отличается нынешний мнимо-христианский мир, дошедший до полного безбожия.
С целью пропаганды этого «мира» и «единения» представители богоборческой власти и их покорные слуги в рясах ездят по всему миру, сея семена лжи и пытаясь обмануть и ввести в заблуждение наивных и доверчивых людей; с тою же сомнительною целью папский престол создал так называемый «восточный обряд» для введения в заблуждение православных, плохо знающих свою веру, а теперь объявил даже созыв «Вселенского собора», в котором все будто бы «отделившиеся братья» смогут принять участие, хотя в то же время изданная папою энциклика не оставляет сомнений в истинной цели этого «собора» – безусловном подчинении всех папской власти; не отстает от этого стремления к «миру» и «единению», сам непрестанно создававший столько разделений, в виде огромного количества сект, и протестантский мир, ныне пропагандирующий свое «экуменическое» движение, в сети которого, не без успеха, пытается завлечь православных, главным образом из числа зараженных тлетворным духом «живоцерковничества» и «обновленчества».
Как должен отнестись ко всему этому православный христианин?
Ко всякому ли миру и единению должен он стремиться?
Всякий ли мир и единение должны быть в очах его ценными, дорогими и близкими его истинно-христианской душе?
Отнюдь нет – решительно отвечает на этот важный вопрос – вопрос христианской совести – великий вселенский учитель и святитель, столп нашей Православной веры св. Григорий Богослов. «Не всяким миром», говорит он: «надобно дорожить, ибо есть прекрасное разногласие, и самое пагубное единомыслие, но должно любить только добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом» (Слово 6, т. 1. стр. 192).
Всего дороже для христианина Истина, ради свидетельствования которой пришел на землю Господь Иисус Христос, как Он Сам сказал Пилату (Иоан. 18, 37). И для истинного христианина может быть только одно единение желательно – единение в Христовой Истине – истине неискаженной, неизвращенной, чистой истине, без всякой примеси диавольской лжи, не отравленной никаким компромиссом с нею. С этой точки зрения, неприемлемы для христианина все эти призывы к «миру» и «единению», ибо они исходят от людей, посягающих на главное сокровище наше – чистую и непорочную истину свято-хранимого нами учения Христова и желающих подменнть ее ложью, которая от диавола. Замышляемое ныне врагами чистой Христовой истины «единение» это – не единение во Христе. Это то единение, которое стремится создать для себя желающий подчинить себе всех людей и основать на земле свое царство Антихрист.
Все, что происходит теперь на верхах религиозной, государственной и общественной жизни людей, с тех пор, как повержена во прах наша Православная Россия, и есть не что иное, как напряженная работа по подготовке слугами грядущего Антихриста его будущего царства.
Поэтому более, чем когда-либо в прошлом, надлежит помнить каждому желающему быть истинным христианином и до конца сохранить свою верность Христу, увещание св. Апостола: «Блюдите, како опасно ходите: не якоже немудри, но якоже премудри, искупующе время, яко дние лукави суть» (Ефес. 5, 15–16).
И вот, стремясь оберечь себя от тлетворного влияния современного мира, мы должны прежде всего дорожить нашей принадлежностью к Русской Зарубежной Церкви. Как должны мы благодарить Бога за то, что существует еще у нас наша Русская Зарубежная Церковь, не запятнавшая себя подчинением темным антихристовым силам, действующим в современном мире! Отдадим себе полный отчет в этом нашем спасительном преимуществе.
Великое значение Русской Зарубежной Церкви заключается в том, что она одна только является в настоящее время свободно-действующей, ни от каких богоборческих и антихристианских сил не зависящей, а потому неоспоримо законной Православной Церковью. Существование ея имеет для себя твердое каноническое обоснование в мудром указе Святейшего Патриарха Тихона, изданном 7/20 ноября 1920 года за № 362. Этот указ имел ввиду организацию особого Высшего Церковного Управления для всех тех частей Российской Православной Церкви, которыя окажутся «вне всякого общения с Высшим Церковным Управлением» или «если само Высшее Церковное Управление во-главе с Святейшим Патриархом почему-либо прекратит свою деятельность». Законно-избранное на последнем свободно-созванном Всероссийском Церковном Соборе 1917 года Высшее Церковное Управление в России, вследствие жестокого гонения со стороны большевиков, прекратило свое существование, а потому вполне естественно и законно то, что наша церковная жизнь заграницей руководится с тех пор особой, временно-самостоятельной Высшей Церковной Властью, находящейся на свободе, вне всякого подчинения богоборцам, овладевшим нашей Родиной и ставящим себе открытой задачей уничтожение не только Церкви и самого христианства, но и всякой религии вообще. Единая соборно-управляющаяся Русская Зарубежная Церковь и должна поэтому существовать до той поры, пока не будет в России избрано законным путем Высшее Церковное Управление, свободное от всякого порабощения и давления врагов нашей св. веры.
Кажется, всем разумным людям должно быть понятно, что не можем мы, желая сохранить свою верность Христу-Спасителю, подчиняться той церковной власти, которая поставлена богоборцами и которая является послушным орудием осуществления их адских планов в мире. Не можем мы находиться в какой бы то ни было зависимости и от всякой другой церковной власти за пределами нашей порабощенной Родины, которая признает законным это порабощение и имеет молитвенное общение с клевретами богоборцев в лице иерархов советской церкви. Мы не смеем забывать, что анафема, провозглашенная Святейшим Патриархом Тихоном 19 января 1918 года на богоборческую коммунистическую власть и подтвержденная затем 28 января того же года всем Священным Собором Российской Православной Церкви, с тех пор никем не была отменена, и до сего времени тяготеет над ней и над всеми, кто ее признает законной и кто так или иначе с нею сотрудничает или поддерживает общение.
Только полное легкомыслие и крайняя безпринципность, да еще лукавое мудрование, коими так отличается нынешний век, позволяют правителям современных государств признавать законной эту подлинно-антихристову власть, а иерархам поместных православных церквей – ездить в Москву, возлагать венки на гробницы вождей воинствующего атеизма и вступать в каноническое и литургическое общение с возглавителями той церкви, которая отдала себя в услужение этой антихристовой власти.
Мы такой «высшей политики» не понимаем и не приемлем, осуждая ее со всею силою нашего внутреннего убеждения, не допускающего таких компромиссов, убеждения, основывающегося на словах св. Апостола Павла: «Что́ общего у света со тьмою? какое согласие между Христом и Велиаром? или какое соучастие верного с неверным?» (2Кор. 6, 14–15).
Равным образом, не можем мы питать никакого доверия и к тем представителям православной церковной иерархии, которые под благовидным предлогом все того же пресловутого «мира» и «единения» вступают в учреждения и организации, враждебно-настроенныя по отношению к истинному христианству – Православию, или хотя бы имеют близкое дружественное общение с ними. Решительно отметаем мы всякое проявление духа «живоцерковничества» или «обновленчества», в какой бы форме этот зловредный дух ни проявлялся. Не может быть у нас ничего общего ни с «восточным обрядом» ни с «экуменизмом», ни с какими бы то ни было тайными обществами и организациями, сколь бы высокими лозунгами они ни прикрывались. Мы должны знать и помнить, что, по предречению целого ряда Свв. Отцев, писавших о последних временах, Антихрист явится в образе величайшего благотворителя и благодетеля человечества, ибо чем же иначе можно привлечь людей на свою сторону?
«Темже изыдите от среды их и отлучитеся, глаголет Господь, и нечистоте их не прикасайтеся» (Исаии 52, 11) – вот каким наставлением св. пророка, приводимым во 2 послании св. Апостола Павла к Коринфянам (6, 17) надлежит постоянно руководиться православному христианину, живущему в современном мире, так ярко отмеченном печатью «Отступления». Неусыпно бодрствуя над собою, как бы самому не оказаться увлеченным в этот стремительный поток «Отступления», современный христианин должен крепко держаться той Церкви, которая не запятнала своих риз каким-либо общением со слугами грядущего Антихриста. В настоящее время это – наша Русская Зарубежная Церковь, являющаяся единственной законной преемницей прежней дореволюционной Российской Церкви, хранительницей священных заветов просветителя русского народа св. равноапостольного великого князя Владимира, носительницей и проповедницей высокой идеи Святой Руси. Весьма характерно, что к ней так тянутся все лучшие люди из других поместных православных церквей и даже из иноверцев, ища в ней найти спасение от века сего лукавого. А потому для нас несомненно, что эта Церковь, несмотря на все нападки, явныя и тайныя гонения против нея, в том или другом виде, должна и будет существовать – или до возстановления законной Высшей Церковной Власти в освобожденной от ига богоборцев России – или до конца мира сего и второго пришествия Христова.
Но, конечно, одной такой, чисто-формальной принадлежности к истинной Церкви еще недостаточно. Необходимо стараться быть живым, а не мертвым членом Церкви. Для этого нужно «оцерковить» свою личную и семейную жизнь: надо с усердием и неопустительно исполнять все церковныя правила и установления, обычаи и традиции, надо всячески хранить наш исконный православный быт, не позволяя себе сливаться с окружающей иноверной средой, поддаваясь ея влиянию.
Прежде всего для сохранения подлинной живой связи с Церковью, необходимо каждому состоять членом какого-либо прихода Русской Зарубежной Церкви, самым добросовестным образом выполняя все свои приходския повинности, усердно и с любовью принося, с своей стороны, посильныя духовныя и материальныя жертвы на благо и процветание своего прихода, чувствуя и сознавая себя действительно живым членом общей церковно-приходской семьи.
Детей своих надо с самого раннего возраста обучать Закону Божию и русскому языку, воспитывая в них правильное религиозное и национальное самосознание в строго-православном русском духе, путем соответствующих бесед с ними дома, и непременно посылая их для прохождения систематического курса Закона Божия, Русского Языка и Русской Истории в церковно-приходския школы там, где они имеются, и стараясь оказывать всяческое содействие открытию и ведению таких школ там, где их нет. Необходимо твердо помнить, что забвение русского языка и разрыв вследствие того с русской культурой, которая основана на св. Православии, неизбежно ведет и к отпадению от Православной веры и Церкви. Одновременно надо тщательно беречь все наше молодое поколение от того духовного растления, которому всюду подвергается теперь молодежь, благодаря морально-нездоровым развлечениям и непристойным безнравственным увеселениям в виде неприличных модных танцев, кино, телевизии и театров. Совершенно недопустимо, в частности, посещение представлений, на которых демонстрируются советские фильмы, всегда в том или ином виде содержащие в себе элемент злостной пропаганды, и так называемых советских «фестивалей»: надо помнить, что посещающие такого рода зрелища не только подвергаются зловредному влиянию их, но и грешат тем, что поддерживают своими деньгами безбожную коммунистическую пропаганду во всем мире.
Православные русские люди, желающие быть живыми членами Русской Зарубежной Церкви, верными и преданными чадами ея, должны быть, вместе с тем, и миссионерами ея, борцами за истинную веру Христову, как среди окружающей их иноверной среды, так и среди отпавших или отпадающих от нея русских людей, забывающих свои духовныя ценности и святыни, пренебрегающих правилами и установлениями св. Церкви.
Надо крепко стоять за свою веру и ни в чем не поддаваться той растлевающей душу среде, в которой приходится жить и работать. Не Церковь нашу надо «модернизировать» и «реформировать», как этого нередко требуют теперь неразумные русские люди, совершенно не отдающие себе отчета в том, чего они хотят, а самим нужно приспособлять себя и всю жизнь свою стараться приноравливать к церковным правилам, установлениям и традициям.
Сейчас время исповедничества – твердого стояния, если понадобится даже до смерти, за свою Православную веру, подвергающуюся всюду явным и тайным нападкам, притеснениям и угнетениям со стороны слуг грядущего Антихриста. А в нашей св. вере нет ничего малозначительного – все в ней, до каждой кажущейся мелочи, имеет свой смысл, свое значение, свою ценность. А потому ничем пренебрегать не следует и ни в чем нельзя делать никаких уступок или компромиссов. Каждая уступка или компромисс в вопросах веры и церковных установлений ведет ко все большему и большему расшатыванию вековечных устоев нашего св. Православия, постепенному отпадению от него и к переходу в лагерь слуг грядущего Антихриста.
Этого последнего и следует в наш век, исполненный лукавства, обмана и предательства, более всего бояться.
Надо бояться также того, от чего так тщательно предостерегает нас устами Самого Христа-Спасителя Слово Божие: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лук. 21, 34). Знает враг человеческого спасения, как падки люди на увлечение материальным благополучием, а потому в настоящее время слуги грядущего Антихриста стараются более всего подействовать именно на эту слабую сторону людей. Всякого рода довольство, роскошь и обилие материальных благ представляют в настоящее время самое большое и опасное искушение, которое они и стараются в своих целях широко использовать. Ведь ничто так не способствует губительной духовной слепоте, как обольщение земными благами, погоня за ними, погружение в них, услаждение ими. Эта духовная слепота мешает распознавать «знамения времен», чему учит нас Сам Христос-Спаситель, мешает давать правильную оценку всему происходящему ныне в мире – она помешает узнать и самого Антихриста, когда он придет. «Человечество, руководствующееся плотским разумом», утверждают свв. отцы: «не только не узнает Антихриста, не увидит в нем коварного врага своего, но напротив, признает его своим благодетелем и провозгласит его своим богом» (еп. Игнатий Брянчанинов).
Вот почему в нынешнее время все, желающие сохранить верность Христу-Спасителю, особенно должны беречь себя от всякого увлечения земными благами, от обольщения ими. Крайне опасно поддаваться всяким стремлениям сделать себе карьеру, создать славное имя, приобрести власть и влияние в обществе, стяжать богатства, окружить себя роскошью и комфортом. Надо бояться и бегать людей, которые предлагают помочь во всем этом, оказать свое содействие. Особенно опасны большия денежныя пожертвования со стороны неизвестных или малоизвестных лиц и организаций, ибо они всегда обязывают и так или иначе связывают. Чего не делает иной раз человек, побуждаемый чувством благодарности к своему благодетелю? – Лучше жить скромно и даже в нужде и тесноте, но лишь бы сохранить свою свободу и независимость от кого бы то ни было, помня изречение св. Апостола: «Вы куплены дорогою ценою: не делайтесь рабами человеков» (1Кор. 7, 23).
Страшнее всего в нынешней жизни даже не явное и ожесточенное богоборчество, которое многих от себя отталкивает, а полный религиозный индифферентизм, забвение Бога и равнодушие к вере и Церкви. Слуги Антихриста более всего стараются о том, чтобы совершенно вытеснить Бога из жизни людей, дабы люди, довольные своим материальным благополучием, не чувствовали никакой потребности обращаться к Богу в молитве, не вспоминали Бога, а жили так, как-будто Его вовсе нет. Поэтому весь уклад нынешней жизни в так называемых «свободных» странах, где нет открытого кровавого гонения на веру, где признается за каждым право веровать так, «как он хочет» представляет собою еще большую опасность для души христианина, ибо приковывает его всецело к земле, заставляя забывать о небе. Вся современная «культура», направленная на чисто-земныя достижения и связанный с нею бешенный водоворот жизни, держат человека в постоянной суете и разсеянности, при коих нет для него возможности хоть сколько-нибудь углубиться в свою душу, и духовная жизнь в нем постепенно замирает.
Вот почему православный христианин, живущий в этих трудных условиях современной жизни, должен всеми силами бороться за поддержание в себе духовной жизни, а главное средство для этого – неопустительная ежедневная домашняя молитва и обязательное участие в общественной церковной молитве. Несмотря ни на какия препятствия, он должен поставить себе за правило – непременно молиться дома утром и вечером, хотя бы кратко, взяв себе за образец хотя бы молитвенное правило преп. Серафима для мирян, и ни в коем случае не пропускать ни одного воскресного и праздничного богослужения в храме, не только литургию, но и всенощное бдение. С этой точки зрения, совершенно недопустимое явление, широко у нас, к сожалению, распространившееся – устраивать разного рода увеселения и развлечения как раз в кануны воскресных и праздничных дней. Это тоже несомненная уловка слуг грядущего Антихриста для того, чтобы отвлечь православных христиан от такого неопустительного посещения церковных богослужений, которое безусловно необходимо для поддержания в себе духовной жизни.
И никакия оправдания не могут тут быть приняты во внимание. Душа человека дороже всего на свете – она, по словам Христа-Спасителя, ценнее всего этого тленного мира (Матф. 16, 26), а лишенная благодати церковной молитвы она умирает. «Христианин без церкви, как рыба без воды, не может жить истинною жизнью», учил приснопамятный о. Иоанн Кронштадтский: «Церковь – его стихия» («Мысли о Церкви» стр. 114).
Нужна правильная духовная жизнь по указниям Св. Православной Церкви, а для этого необходимо постоянное руководство Словом Божиим и творениями Св. Отцев. Губительнее всего распространенная в наше время привычка искать модных учителей и следовать во всем за так называемым «общественным мнением». Все эти модные учители суть не что иное, как те самые «лжехристы» и «лжепророки», от прельщения которых предостерегал Сам Господь Иисус Христос (Матф. 24, 4–5 и 23–25). А так называемое «общественное мнение», через прессу и иными способами, создают все те же слуги грядущего Антихриста, которые приобрели большую власть и умение действовать на умы и сердца современных людей.
Наконец, что самое важное, надо решительно оставить свойственную большинству современных людей плотскую греховную жизнь, легкомысленную и безпечную, и как можно чаще очищая свою душу искренним покаянием, всей душой стремиться к соединению со Христом в величайшем христианском таинстве Причащения.
Только так живущий православный христианин сможет избежать сетей, хитроумно раскинутых повсюду слугами грядущего Антихриста. Только такой христианин будет в силах бороться за свою душу и за души близких ему людей со все больше и больше надвигающимся на мир царством тьмы, готовым уже охватить все человечество. В этой борьбе опаснее всего нерешительность, колебания и компромиссы. Самый незначительный компромисс может осложнить и сделать эту борьбу более трудной, может оказаться даже губительным.
Это – борьба не на жизнь, а на смерть.
Преступно убаюкивать себя радужными надеждами на какой-то «прогресс» человечества, на какое-то лучшее будущее здесь на земле. Это ведь и есть главное обольщение слуг Антихриста, чтобы отвлечь нас от мыслей о небе. Господь ясно сказал, что не «прогресс» нас ожидает, а все большия и большия скорби и бедствия, вследствие «умножения беззакония» и «оскудения любви», и что, когда Он придет, то едва ли найдет веру на земле (Лук. 18, 8). А слова Господа непреложны, как Он Сам торжественно засвидетельствовал: «Небо и земля мимоидет, словеса же Моя не мимоидут» (Матф. 24, 35).
О каком же «прогрессе» можно говорить?
Не о мнимом антихристовом прогрессе должен истинный христианин помышлять в наше время, а о том, как бы лучше приготовить себя к сретению Господа, грядущего судить живых и мертвых.
На это есть прямое повеление Господа.
«Бодрствуйте... будьте готовы... (Матф. 24, 42–44) будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака... блажен раб тот, которого господин его пришед найдет поступающим так» (Лук. 12, 40–43).
И наоборот: горькая участь ожидает того, кто станет убаюкивать себя, говоря: «Не скоро придет господин мой» (Лук. 12, 45).
Дух постоянного ожидания Второго Пришествия Христова это есть дух первохристианства, молитвенно взывавшего ко Господу: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Апок. 22, 20). А противоположный сему дух есть несомненно дух Антихриста, старающийся всячески отвлечь христиан от мысли о Втором Пришествии Христовом и последующем затем воздаянии. Поддающиеся сему духу подвергаются опасности – не узнать Антихриста, когда он придет, и попасть в его сети. Именно это и есть самое страшное в современном мире, исполненном всевозможных обольщений и соблазнов. Слуги Антихриста, как предупредил нас Господь, будут стараться «прельстить, если возможно, и избранных» (Матф. 24, 24).
Мысль об этом, однако, отнюдь не должна нас угнетать и подавлять, а наоборот – «восклонитеся», говорит об этом Сам Господь: «и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лук. 21, 28).
Сколь ни злы и страшны слуги грядущего Антихриста, так тщательно подготовляющие ныне его пришествие, сколь ни страшен приход его самого, когда исполнятся назначенные для того сроки, но Господь наш сильнее их всех, и главное для нас это – до конца сохранить верность Господу, Который, как мы хорошо это знаем, «убиет Антихриста духом уст Своих и упразднит явлением пришествия Своего» (2Солун. 2, 8).
За эту верность свою Господу мы и должны бороться всеми своими силами, хотя бы нам пришлось и жизнь свою отдать за нее. Великая, ни с чем земным несравнимая, награда ожидает нас за это. «Будь верен до смерти», говорит Сам Господь: «и дам тебе венец жизни» (Апокалипсис 2, 10).
† Епископ Аверкий.