Я
Язычество. Обычаев языческих много и между христианами, в градах и весях христианских. Злой и губительный остаток сей усмотрен (и кто не видит в иных местах, начиная от великого града до малого?) в Воронеже святителем Тихоном. И вот как ревностный пастырь возопил против него, по случаю некоего непристойного празднества! «В прошлый понедельник, т. е. в первый сего (Петрова) поста день, известился я уже к вечеру чрез некотораго добраго человека, что на поле близ Московских ворот праздник какой-то совершается, который здешние жители Воронежа называют ярило»... Описав гнусность этого празднества, св. Тихон вещает: «Вот какой праздник усмотрел я в христианах, в тех людях, которые трикратным отвержением отреклися сатаны и дел его, и троекратно же присягнули служить Христу! В тех людях, которые исповедают Бога, сотворшаго небо и землю, усты прославляют имя Пресвятыя Троицы, тайны святыя приемлют, чают воскресения мертвых и пр... Но, увы, ослепления! Христиане забылись, что они – христиане: усты Христа исповедуют, а делами отмещутся Его; словом прославляют Бога, а безчинными делами хулят Его... Я вам самим отдаю на разсуждение, слушайте, какой се праздник... (следует опять описание его)... Не диавольское ли сие есть изобретение, который, как лев рыкая, всегда ходит, иский кого поглотити (1Пет. 5:8)? Не князя ли века сего прелесть есть, который помрачает душевные бедных людей глаза, чтобы не увидеть им света истины Христовой? Я вам точно говорю и засвидетельствую, что праздник сей есть праздник бесовский, и точно смердит идолобесием... (следует редкое сравнение с тем Израильтян праздником, в котором, как говорится (1Кор. 10:7) седоша людие ясти и пити, и восташа играти). Праздник христианский состоит в том, чтобы в церковь Божию входить, и имя Божие славословить, размышлять о содеянных Божиих благодеяниях, и сердцем и усты благодарить Бога благодетеля... А сей праздник из чего состоит?.. Итак, праздник сей есть праздник бесовский, издает запах идолопоклонства... Кто даст главе моей воду и очесем моим источник слез, и плачуся день и нощь?.. Како потемне злато, и изменися сребро доброе, т. е. христиане обратились в язычество? В сей горести и болезни сердца моего, обращаю слово мое ко всем живущим во граде сем, и с плачем молю: измите зло сие (останки язычества) из среды вашей. Священницы! Пастырие словесных овец! Стражие дому Господня! Ангели возвещающие волю небесную! По своей должности, настойте, умолите, запретите. Господа командующие, которым от благочестивейшаго монарха поручен меч на устрашение злодеев и нечестия! Устрашайте и пресекайте безчиние и соблазны языческие... Чем более, как не сими, имя Христово хулится, вера Христова унижается, Православие порочится... пред кальвинистами, папистами, и даже – пред магометанами и пр. и проч.?»
Вопр. Что святитель Тихон внушает в статье (част. 13): в яму человек впадает, которую сам ископал?
Отв. Так наветников и злодеев то зло постигает, которое они ближним приготовили. Часто яд, для других уготованный, сами испивают и умерщвляются; часто мечем, который на других подъемлют, себя самих ударяют и убивают; часто в большее поношение впадают, когда замышляют ближних своих оклеветать и опорочить: видим примеры сего многие. Так постигнул суд Божий Фараона мучителя, который гнался за Израилем... Так Авессалом, сын Давида, восхотел завладеть царством Израильским, но вместо того – обвесился на древе и погиб между небом и землею. Подобный суд дознал на себе Аман, который повелением царским повешен на той самой виселице, которую приготовил Мардохею... Подобныя судьбы и ныне постигают... Ужаснитесь убо наветники, и берегитесь ближним зло делать (Пс. 7:15–17).
Святитель Тихон след. простым и обыкновенным словом поражает гордыню гордых. Слышим, говорит он, что один другому говорит сие: я-де не твой брат. Чудно, что человек человеку говорит так. Осмотрись, человече, от какого духа слово сие произносишь, и сам увидишь, что дух гордости запах свой злый издает в нем. Когда ты не его брат; то чей? Он человек, а тебя как назвать – Ангелом или бесом?.. Я-де высокий, а он низкий; я-де богат, а он нищ; я-де господин, а он раб...; я-де добрый, а он злой...» О, человече! посмотри на Христа Сына Божия: Кто его благороднее? Кто Его богатее? Кто Его лучше? Кто славнее? Никто с Ним сравниться не может ни в чем. Ибо Он есть Бог вечный, Царь царствующих и Господь господствующих. И, однако же, Он не стыдится человеков братиею Своею нарицать, глаголя: возвещу имя Твое братии Моей; и: иди к братии Моей и рцы им и пр. (Евр. 2:12; Ин. 20:17). А ты кто, который говоришь человеку: я-де не твой брат?.. Осмотрися убо: и ты такой же человек (Част. 13).