11. Новоначальным инокам
(Из жизни преподобного Евфиния нового, Фессалонитского. Пат. ч. I,
стр. 58).
Новоначальные иноки тоже, что дети, и требуют особого руководства. Одни из них, будучи неопытны в духовной жизни, не знают с чего начать и как подвизаться в иночестве, другие, более пылкие, часто впадают в прелесть, начинают высокоумствовать, принимать на себя подвиги непосильные, зачитываться тем, что читать им не полезно прежде времени, и тому под. Поэтому и тем и другим, на первых порах, нужно опытное и разумное руководство. В чем же должно состоять оно? И как, хотя в кратких словах, научить молодого инока, что и как он должен делать, чтобы не сойти ему с правого пути и не повредить делу своего спасения?
Преподобный Евфимий новый, Фессалонитский, видя, что многие, отрицавшиеся от мира и приходившие в его обитель были новоначальные и неискусные в подвижничестве, как пастырь добрый, утверждал их поучениями и говорил: „братия, враг диавол, по Писанию, яко лев рыкая, ходить, чтобы нашедши кого из нас нерадящих о спасении своем, поглотить его: да хранимся же и подвизаемся. Если мы отреклись от мира, то отсечем пожелания плоти; если мы распяли плоть свою и облеклись в смерть Господню, то да не увлекаемся удовольствиями плотскими, и да ходим духом, если для царствия небесного облеклись мы в ангельский образ, то да жительствуем как Ангелы; если мы действительно любим Господа, то должны хранить Его заповеди; если мы не хотим стяжать славы Его по любви к Небу, то по крайней мере да убоимся вечных мучений. Да работаем своими руками, ибо от праздности и лености мы изнемогаем и расслабеваем для творения добрых дел,–и тогда бесплодие и оскудение бывает необходимым нашим уделом: не сматряяй своего дому, наследить ветры, говорить Премудрый (Притч. 11, 29); и Апостол Павел говорит: аще кто не хощет делати, ниже да ястъ (2Сол. 3, 10). Храните смирение, любовь, послушание к предстоятелю, имейте к нему веру и ничего не скрывайте от него: исповедуйте ему ваши помыслы, и таким образом очищайте ваше сердце и ум, ибо это есть путь спасения (Пат. ч. I, стр. 58).
Итак, вот вам молодые иноки прекрасное, краткое руководство, как вам, на первых порах, в иночестве вести себя! Как видите, в наставлении преподобного, никаких особых премудростей нет, а все главное, существенное и необходимое–есть. Поэтому, чем мучить себя разными самоизмышлениями относительно духовной жизни, или высокомудрствовать, или принимать на себя, без разума, подвиги непосильные, гораздо лучше сделаете, если примете к сердцу вышеприведенное наставление св. Евфимия и по оному, в простоте сердца, поведете жизнь свою. Аминь.