29 дек. 1973 г.
Сан Франциско
Милый Дмитрий Иосифович,
получил письмецо Ваше о вере... Мне трудно, даже невозможно быть человеком, «износящим суждение» в том случае, который Вы описываете. Если бы я не верил в веру Вашу, никогда бы не направил к Вам священника, отца С.115 Слово мое о том, что «не было у Вас веры», не имеет отношения к той вере, о которой Вы говорите, и которая у Вас есть (хотя ее никогда не достаточно бывает, для верующего, и он хочет все большей веры и ощущает себя нищим в ней). Я сказал о вере, которая отождествила бы волю Божию с этим предложением, простым и безхитростным православного священника, к Вам приехавшего и от чистого сердца желавшего с Вами помолиться. (И дело тут совсем не в необходимости громогласия).
Чтоб также безхитростно – и смиренно – принять это предложение, как Божию волю, – нужна была та вера, о которой я говорю... Что поделать, ее у Вас не было, или не хватило... Это не укор Вам и не умаление той веры, которая у Вас есть, а простая констатация факта.
Душа Ваша поможет Вам понять лучше мое письмо предыдущее и это. Что касается Вашего творчества, то оно стоит по колено и даже по грудь в вере христианской, евангельской. Покрыто ли оно с головой ею, утонуло ли Ваше сердце в ней – не мне судить. Ангелы это только (имея знание от Господа) – могут знать. Все мы недостаточны, в любви к Богу, все мы хромы и подслеповаты, хотя и возсиял в мире нашем Свет Разума.
Поздравляю Вас и Осинку Денисовну с рождением в мире Бога и Слова.
С любовию † А. Иоанн
* * *
Произошло недоразумение. Узнав в Мюнхене от одного правосланого русского благоговейного священника, что он объезжает больных и одиноких в Баварии, я просил его навестить Крачковского. Батюшка (ныне покойный), появившись в этом Доме, где жили Крачковские, и войдя к ним, стал сразу спрашивать Д. И. «когда он в последний раз причащался». Повидимому, он испугал Д. И. своим динамизмом и излишней (в таких случаях) «прямолинейностью». (Может быть, он, сам пожилой, себя плохо чувствоал)... Кленовскому не хотелось, чтобы у меня осталось впечатление, что у него «нет веры». И я ему поясняю, что в отношении Св. Причастия важна не только вера в него «по существу», как в Причастие Христу, но и вера, как возможность, для себя, принять Причастие в данный момент. (Причастие предполагает подготовку).
Крачковские посещали церковные службы в том Heim'e протестантском, где жили. Маргарита Ден. была лютеранкой, и стал вместе с нею там причащаться и он, о чем он упоминает в одном письме.