Отдел второй. О заблуждении касательно свящ. Писания
Неканонических книг между книгами нового завета нет ни одной, а есть неканонические только между книгами ветхозаветными, именно следующие: 1) книга Товита, 2) Иудифь, 3) Премудрости Соломоновой, 4) Премудрости Иисуса сына Сирахова, 5) вторая и третья книги Ездры, 6) все три книги Маккавейские1. Как ни уважала и ни уважает православная Церковь книги неканонические, не должно забывать, что она всегда отличала их от книг канонических. Отличие это – в том, что последние, как учит она, написаны по вдохновению Духа Святого, и в собственном смысле составляют Писание богодухновенное, а первые этого важного преимущества не имеют и служат только в виде прибавления к богодухновенному Писанию, как книги добрые, назидательные, священные.
(Макар. Введен. в правосл. богослов. стр. 273. 275. С. п. б. 1852 г. )
§ 96. Сущность латинского заблуждения касательно свящ. Писания
Латины согласно с православною Церковию учат, что единый и единственный источник, откуда надобно почерпать учение о христианской Вере, есть божественное откровение, слово Божие, свящ. Писание и свящ. Предание; но первый из сих частных источников, свящ. Писание, они отчасти расширяют, когда некоторые из книг его, признаваемых в православной Церкви неканоническими2, почитают и выдают за канонические3. Правда, разделяя все книги Библии на перво-канонические, внесенные в канон первоначально, и второ-канонические, причисленные к каноническим впоследствии, латины относят неканонические книги ко второму из сих разрядов; но в то же время говорят, что и эти книги имеют такую же важность, какую и канонические4. В этом и состоит заблуждение их касательно свящ. Писания.
§ 97. Происхождение его
Нам известно, что в первые веки Христианства св. отцы и писатели Церкви пользовались и неканоническими книгами Библии: ибо приводили из них места в своих творениях, иногда даже с присовокуплением: говорит Писание, говорит свящ. Писание5. Причиною сего было, с одной стороны, то, что Церковь христианская искони уважала, хотя не наравне с каноническими книгами, и неканонические, а с другой – то, что св. отцы и писатели ее пользовались большею частию не еврейскою Библиею, а переводом семидесяти толковников, в котором неканонические книги ее соединены были с каноническими и составляли обыкновенно один кодекс александрийский. Уже впоследствии времени, когда еврейская Библия, которою пользовались иудеи палестинские и в которой находилось только двадцать две книги6, приведена была в общую известность, св. отцы и писатели Церкви постоянно стали различать канонические книги от неканонических. Известно также, что древние отцы и писатели западной церкви: бл. Иероним, Иларий пиктавийский и Руфин аквилейский7 исчисляли и признавали каноническими книгами Библии только двадцать две (по счету иудеев) книги ветхого завета, а на книги неканонические хотя смотрели с уважением, но или как на не принадлежащие к каноническим8, или как на прибавляемые к канону некоторыми, желавшими, чтобы канонических книг было двадцать четыре (соответственно числу букв греческой азбуки)9, или же как на книги, названные от отцов церковными и назначенные ими для чтения, в назидание народа, во время богослужения10. По свидетельству бл. Августина, неканонические книги первоначально присоединены были к каноническим не для утверждения Христианства, но для расширения сведений, для приумножения познаний11, или, как пишет бл. Иероним, говоривший о книгах сих, как назначенных только для народа, – для одинакового употребления с жизнеописаниями мучеников, которые читались оглашенным12. Если припомним, в дополнение к сему, что Филастрий, италианец, известный в четвертом веке св. Амвросию Медиоланскому и бл. Августину, излагал историю перевода семидесяти толковников с таким уважением, что почитал заблуждающими тех, которые не принимают его за основание Веры13, а Руфин аквилейский, западный дееписатель четвертого же века, говорил, что неканонические книги назначены отцами отнюдь не для того, чтобы подтверждать ими важность (auctoritatem) Веры14: то должны будем признать справедливым, что книги эти первоначально признаны у латин за канонические по ошибке, как не отделенные в александрийском кодексе от канонических, но потом одобрены правилами (canonibus) поместных соборов Африки и утверждены декретами епископов римских, а в шестнадцатом веке за непризнание их каноническими собор тридентский угрожал анафемою.
§ 98. Основания оного – из сочинений древних
Чтобы оправдать себя в усвоении неканоническим книгам Библии одинаковой важности с каноническими, латины указывают обыкновенно на бл. Августина (†430 г.)15, на епископов римских Иннокентия I-го (†417 г.)16 и Геласия (†496г.)17 и на древние переводы в которых те и другие книги соединены вместе18.
§ 99. Опровержение их
Но припомнив, что до пришествия Спасителя словеса Божии вверены были для хранения ветхозаветной Церкви (Рим. 3:2), что Церковь новозаветная приняла и могла принять словеса сии только от ветхозаветной Церкви, и что ветхозаветная Церковь признавала каноническими только тридцать восемь (двадцать две, по обыкновенному счислению иудеев) книг19, латины должны согласиться, что –
I. На свидетельства бл. Августина и епископов римских Иннокентия I и Геласия, которые причисляют неканонические книги к каноническим, как свидетельства частных лиц, живших в пятом веке, никак нельзя указывать, как на доказательство того, что первым искони усвояла одинаковую важность с последними Церковь вселенская. В этом может уверить латин бл. Августин, которого они особенно уважают. «В рассуждении канонических книг Писания, – внушает он, – испытатель оного должен следовать власти и руководству соборных церквей и особенно тех, кои удостоились иметь у себя престолы самих апостолов (sedes Apostolica) и получить от них послания. Вот главное правило, которого должно держаться касательно канонических книг: книги, принятые всею вселенскою Церковию, должны быть предпочитаемы не принятым некоторыми из церквей; книги, принятые не всеми, но принятые многими и важнейшими церквами, должны быть предпочитаемы принятым не многими, и притом не столь важными церквами»20.
II. Сила этого правила касательно различения канонических книг от неканонических отнюдь не ослабляется тем, что бл. Августин сам называл последний каноническими, вместе с теми двадцатью двумя книгами, которые внесены ветхозаветною Церковию в канон писаний богодухновенных. В творениях его находим, что написав: «если бы нашлось, что одни из книг принимаются множайшими, а другие – важнейшими церквами, то такие книги должно почитать за писания одинакового достоинства», он заметил, что «это не легко может случиться», и что такие книги должно почитать за писания одинакового достоинства по его мнению21, а не по суду Церкви вселенской. В тех же творениях находим и то, что сказав в одном месте: «хотя иудеи не почитают маккавейских книг каноническими, но Церковь признает их за канонические»22, бл. Августин в другом месте написал: «писания, называемого маккавейским, иудеи не почитают наравне с законом, пророками и псалмами, которые утверждает Господь, как свидетельствующие о Нем, когда говорит: подобает скончатися всем написанным в законе Моисеове и пророцех и псалмех яже о Мне (Лк. 24:44); но Церковь признала его Не безполезным, если будут читать или слушать его здравомысленно»23. Отсюда видно, что слово канонический бл. Августин принимал и употреблял не в теснейшем, общепринятом смысле, но в обширном, называя так вообще такие книги, которые утверждены правилами, канонами Церкви для чтения в назидание верующих; а в таком случае не одни собственно канонические, но и неканонические книги Библии справедливо могли быть названы именем канонических.
III. Не ослабляется означенное правило бл. Августина и тем, что неканонические книги в некоторых древних переводах Библии (напр. италийском) соединены вместе с каноническими: ибо сего также нельзя почитать за доказательство того, будто одинаковую важность с последними искони усвояла первым Церковь вселенская. В нашей, например, славянской Библии доныне те и другие книги соединены вместе. Между тем, Церковь православная полагает между Ними строгое различие, когда канонические книги почитает по преданию принятыми в канон (κανων, реестр, каталог) богодухновенных писаний от самих посланников Божиих и предлагает их верующим, как неизменное правило истины24, а на неканонические смотрит, как на не внесенные в канон богодухновенных писаний, но назначенные отцами для чтения вновь приходящим и желающим огласитися словом благочестия25, – как на книги назидательные и добрые, но не входящие в канон писаний богодухновенных26. Соединяются же, как и прежде соединялись, неканонические книги с каноническими для того, чтобы в одном сборнике иметь все досточтимые книги, богодухновенные и не богодухновенные, но добрые, назидательные, священные, паче всех других книг уважаемые Церковию.
§ 100. Основания – из определений соборных
Правда, книги Библии, почитаемые в православной Церкви неканоническими, называются каноническими не только у бл. Августина, Иннокентия I и Геласия, но и в правилах соборов: иппонийского27 и карфагенского28.
§ 101. Опровержение их
Но и это не говорит ничего решительного в пользу латин. Ибо –
Бл. Августин был из числа знаменитейших пастырей карфагенской церкви, сначала пресвитером, а впоследствии и епископом в Иппонии29. Посему естественно полагать, что слово канонический употреблялось тогда во всей карфагенской церкви в обширном смысле, именно в том, в каком употреблял его бл. Августин, и что следовательно в таком же смысле употреблено оно и на соборах Иппонийском и карфагенском. В пользу такого положения говорят: во-первых, бл. Иероним, который пишет, что «хотя Церковь и употребляет книгу Иудифь, книгу Товита, книги Маккавейские, книги Премудрости Соломоновой и Премудрости Иисуса сына Сирахова, однако в числе канонических книг не принимает их, читает их для назидания народа наряду с жизнеописаниями мучеников, но не для подтверждения догматов»30; во-вторых, бл. Августин, который свидетельствует, что «неканонические книги причислены к каноническим не для утверждения (auctoritatem) Веры, но для разширения сведений, для приумножения познаний» (ad ubertatem cognitionis)31; в-третьих, Руфин, у которого читаем, что «книги неканонические назначены отцами для чтения в церквах, а не для того, чтобы подтверждать ими важность (auctoritatem) Веры»32. В пользу того же положения говорят, наконец, и оба вышеупомянутые соборы, когда постановляют в указываемых латинами правилах: «Да не читается ничто в церкви под именем божественных писаний, кроме писаний канонических. Канонические же писания суть сии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Иисус Навин, Судии, Руфь, Царств четыре книги, Паралипоменон две, Иов, Псалтирь, Соломоновых книг четыре33, Пророческих книг дванадесять, Исаиа, Иеремиа, Иезекииль, Даниил, Товиа, Иудифь, Есфирь, Ездры две книги… Ибо мы прияли от отцов, что сии книги читати подобает в церкви». Впрочем,
II. Если бы и несомненно известно было, что слово канонический соборы иппонийский и карфагенский употребили в своих правилах в строгом, общепринятом смысле и по отношению к каноническим книгам Библии: то авторитет их, как соборов поместных, бывших в карфагенской только церкви, не может служить законом для Церкви вселенской, которой собственно вверены словеса Божии для сохранения и распространения по всему миру. В истине сего уверяемся из творений учителя карфагенской же церкви бл. Августина, отзыв которого об этом мы уже знаем34 и свидетельства которого особенно уважают латины. А что книги Библии, почитаемые в православной Церкви неканоническими, признавала таковыми в древности Церковь вселенская, по крайней мере многие и важнейшие частные церкви ее, в этом латины могут увериться из творений епископа сардикийского Мелитона35, Оригена36, св. Кирилла иерусалимского37, Евсевия кесарийского38, св. Афанасия александрийского39, св. Григория богослова40, св. Амфилохия иконийского41, Собора лаодикийского42, св. Епифания кипрского43, бл. Иеронима стридонского44, Илария пиктавийского45 и Руфина аквилейского46.
* * *
К этим книгам неканоническим относятся еще некоторые места, находящиеся в книгах канонических, как то: 1) молитва Манассии в конце второй книги Паралипоменон, 2) места, не означенные счетом стихов в кодексах греческих и в переводе славянском, в книге Есфирь; 3) песнь трех отроков в 3-й главе книги пророка Даниила, история о Сусанне в 13-й, также о Виле и змие в 14-й главе той же книги.
Именно: 1) книгу Варуха, 2) Товита, 3) Иудифь, 4) Премудрости Соломоновой, 5) Премудрости Иисуса, сына Сирахова, 6) две книги Маккавейские, 7) песнь трех отроков, историю о Сусанне, историю о Виле и змие, и – 8) всю книгу Есфирь, не исключая мест, не означенных счетом стихов. Перрон. Богословск. чтен. т. 1, стр. 176. Брюссель, 1848 г.
Греческое слово κανων означает: а) реестр, каталог лиц или вещей, б) определение, постановление Церкви, от чего все правила соборов назывались канонами, а всего чаще – в) правило твердое, неизменное, не допускающее ни прибавления, ни убавления. Известные книги свящ. Писания названы каноническими во всех этих трех смыслах, то есть потому, что они внесены в реестр (κανων) богодухновенных книг правилами (κανων) Церкви, которая и приемлет и предлагает их верующим, как правило (κανων) истины. Макар. Введен. в прав, богослов. стр. 259. Спб. 1852 г.
Перрон. Богосл. чтен. т. 1, стр. 176. Брюссель, 1848 г.
Так, Климент александрийский, св. Киприан, Ориген, св. Амвросий Медиоланский, бл. Августин приводят места из книги Товита (Климент. александр. Стромат. кн. 6: твор. стр. 665. Париж, 1641 г. Св. Киприан. Слов. о молитве Господней: христ. чтен. 1839 г. ч. 1, стр. 173. Ориген. Письм. к Африкану, чл. 13, О молитве чл. 11 и 14 и Прот. Цельса кн. 5, чл. 18: твор. т. 1, стр. 26. 27. 213. 220. 591. Париж, 1733 г. Св. Амврос. медиол. О Товите: твор. ч. 1, л. 203–210, изд. 1516 г. Бл. Августин. Христ. наук., кн. 3, гл. 27. Киев, 1835 г.). Св. Климент римский, Тертуллиан, Ориген, бл. Иероним делают указания на книгу Иудифь (св. Климент римск. 1 Послан. к коринфянам: христ. чтен. 1824 г. ч. 14, стр. 292. Тертуллиан. О единобрачии: твор. стр. 396. Венеция, 1701 г. Ориген. О молитве и в Толк. на пр. Иеремию; творен. т. 1 и 3, стр. 257. 303. Париж, 1733 и 1740 г. Бл. Иероним. Предисл. на кн. Иудифь: твор. т. 1, стр. 1170. Париж, 1693 г.). Св. Климент римский, св. Ириней, Климент александрийский, Ориген, св. Киприан, св. Епифаний, Иларий пиктавийский приводят тексты из книги Премудрости Соломоновой (св. Климент. римск. 1 послан. к коринфянам: христ. чтен. 1824 г. ч. 14, стр. 241. 266. Св. Ирин. у Евсев. Церк. истор. кн. 5, гл 8, стр. 278. Саб. 1848 г. Климент. александр. Стромат. кн. 6: твор. стр. 660. Париж, 1641 г. Ориген. Бесед. 12 на кн. Левит; твор. т. 2, стр. 251. Париж, 1733 г. Св. Киприан. Письм. к исповедникам: христ. чтен. 1837 г. ч 3, стр. 54–55. Св. Епифан. О ереси 76: твор. т. 1, стр. 979. Кельн, 1682 г. Илар. пиктав. Толков. на 127 псалом: твор. стр. 300. Кельн, 1617 г.), и проч.
По числу букв еврейской азбуки, хотя всех канонических книг ветхого завета тридцать восемь.
Все они жили в четвертом веке.
Бл. Иероним. Предисл. на кн. Соломоновы: твор. т. 1, стр. 939. Париж, 1693 г.
Илар. пиктав. Предисл. к толков. на псалмы: твор. стр. 189. Кельн, 1617 г.
Руфин. Символ. Веры: твор. бл. Иероним. т. 5, стр. 141–142. Париж, 1706 г.
Бл. Августин. О граде Бож. кн. 18, гл. 38: твор. т. 7, стр. 394. Антверпен, 1700 г.
Бл. Иероним. Предисл. на кн. Соломоновы: твор. т 1, стр. 938–939. Париж, 1693 г.
Иннонент. Начерт. церк. истор. отд. 1, стр. 259. Москва, 1842 г.
Руфин. Символ. Веры: твор. бл. Иеронима т. 5, стр. 142. Париж, 1706 г.
Бл. Августин. Христ. наук. кн. 2, гл. 8, стр. 83. Киев, 1835 г.
Иннокент. I Письм. к Ексуперию, гл. 7: твор. св. Льва велик. т. 2, стр. 47. Лион, 1700 г.
Гелас. на римск. соборе 494 г.
Перрон. Богословск. чтен. т. 1, стр. 177. Брюссель, 1848 г.
Иосиф. Флав. Против. Аппиона кн. 1, § 7–8. Здесь Иосиф высказывает, между прочим, и то, что писания, явившиеся у иудеев после времен Артаксеркса, не имеют одинаковой важности (πιοτεως δε ουκ ομοιας ηξιωται) с теми, которые явились у них прежде, потому, что прекратилось преемство Пророков (δια το μη γενεσϑαι την των προφητων ακριβη διαδοχην).
Бл. Августин. Христ. наук. кн. 2, гл. 12, стр. 81–82. Киев, 1835 г.
Бл. Августин. Христ. наук. кн. 2, гл. 8, стр. 82. Киев, 1835 г.
Бл. Августин. О град. Бож. кн. 17, гл. 36: твор. т. 7, стр. 393. Антверпен, 1700 г.
Бл. Августин. Прот. Гавденция, гл. 31, чл. 38: твор. т. 9, стр. 445. Антверпен, 1700 г.
Κανων της αληϑειας, norma veritatis. Св. Исидор. Пелусиот. Письм. кн. 4, письм. 114: больш. библ. древн. отц. и древн. писат. т. 7, стр. 713. Лион, 1677 г.
Св. Афанас. велик. Отрыв. из 39-го праздн. послания: твор. ч. 3, стр. 423. Москва, 1853 г.
Св. И. Дамаск. Точн. излож. прав. Вер. кн. 4, гл. 17, стр. 272. Москва, 1844 г.
Иппонийск. собор. Прав. 36: твор. св. Льва велик. т. 2, стр. 21. Лион, 1700 г.
Карфагенск. собор. Прав. 33: кн. правил, стр. 181–182. Спб. 1843 г. Римские учители относят сей собор к 397 году (Перрон. Богословск. чтен. т. 1, стр. 177. Брюссель, 1848 г.). Между тем, собор сей упоминает о епископе римском Вонифатие (†423 г.), который в 397 году не был еще епископом Рима. Посему справедливее относить собор этот к пятому веку, как и сделано в Начерт. церк. истор. отд. 1, стр. 258. 259. Москва, 1842. г.
Иннокент. Начерт. церк. истор. отд. 1, стр. 176. Москва, 1842 г.
Бл. Иероним. Предисл. на кн. Соломоновы: твор. т. 1, стр. 938–939. Париж, 1693 г.
Бл. Августин. О град. Бож. кв. 18, гл. 38: твор. т. 7, стр. 394. Антверпен, 1700 г.
Руфин. Символ. Веры: твор. бл. Иероним. т. 5, стр. 142. Париж, 1706 г.
Так назывались в древности книги: Притчей, Премудрости Соломоновой, Товии и Иудифь.
Смотр. выше § 99, I. стр. 11–12.
Мелитон. Письм. к Онисиму: Евсев. Церк. истор. кн. 4, гл. 26, стр. 240–241. Спб. 1848 г. Мелитон нарочито путешествовал по востоку, чтобы верно узнать о каноне книг ветхозаветных.
Ориген. Толков. на псал. 1: Евсев. там же, кн. 6, гл. 25, стр. 360.
Св. Кирил. иерусал. 4 Огласит. слов. чл. 35: твор. стр. 70–71. Москва, 1855 г.
Евсев. Церк. истор. кн. 4, гл. 26: стр. 241; Спб. 1848 г.
Св. Афанас. велик. Кратк. обозрен. свят. Писан. ветх. и нов. завета: христ. чтен. 1841 г. ч. 4, стр. 217–220 и 1842 г. ч. 1, стр. 192–194.
Св. Григор. богослов. О подл. кн. богод. Писания: твор. ч. 5, стр. 48–49. Москва, 1848 г.
Св. Амфилох. Письм. к Селевку: книг, правил. стр. 347–348. Спб. 1843 г.
Лаодик. собор. прав. 59. 60: там же, стр. 160.
Св. Епифан. О ереси 6, чл. 6: твор. т. 1, стр. 18–19. Кельн, 1682 г. О мер. и весах. чл. 23: твор. т. 2, стр. 180. Кельн, 1682 г.
Бл. Иероним. Предисл. на кн. Соломоновы: твор. т. 1, стр. 938–939. Париж, 1639 г.
Илар. пиктав. Предисл. к толк. на псалмы: твор. стр. 189. Кельн, 1617 г.
Руфин. Символ. Веры: твор. бл. Иероним. т. 5, стр. 141–142. Париж, 1706 г.