Ориген

(~185–~254)

Апологетические труды

Догматическое богословие

Нравственно-аскетические труды

Письма

Священное Писание Ветхого Завета

Священное Писание Нового Завета

Труды на иностранных языках

Ориген
Ориген

Знаменитейший христианский учитель, философ, ученый, оказавший значительное влияние на развитие богословской мысли. Через 300 лет после смерти был осужден за различные ложные учения на V Вселенском Соборе.

Биография

Детские и юношеские годы

Ориген родился в христианской семье, предположительно в 185 или 186 году, в Египте, в Александрии. Мать Оригена была еврейкой, принявшей христианство. Отец его Леонид умер за веру в гонение Севера, когда сыну не было и 17-ти лет.

Ориген с детства выделялся способностью к учению. Сказывались и прирожденные дарования, и родительское воспитание. Кроме общеобразовательных дисциплин, он внимательно изучал Священное Писание, запоминая отдельные места наизусть.

С юных лет Ориген посещал занятия в Александрийском огласительном училище, прославленном трудами Климента Александрийского.

Евсевий Памфил, епископ Кесарии Палестинской, в «Церковной истории» рассказывает, что когда отца заключили под стражу, Ориген хотел разделить его судьбу, но мать спрятала его одежду, и тогда он написал отцу письмо, в котором содержались слова: «Держись, не передумай ради нас!».

После того как Леонид принял мученическую смерть (ему отсекли голову), имущество его конфисковали. Семья, в которой, кроме Оригена, было еще 6 детей, осталась без средств к существованию. Вскоре он стал преподавать грамматику, зарабатывая средства для поддержки семьи.

Учитель в Александрии

Когда, в результате гонений, Александрийское огласительное училище лишилось руководителей, многие за наставлением в истинах христианского вероучения стали обращаться к Оригену. Кроме образованности, к нему привлекало и то, что он не боялся открыто сочувствовать христианам: посещал их в тюрьмах, присутствовал при оглашении приговоров, сопровождал до мест казни.

Епископ Александрийский Димитрий предложил Оригену должность главы огласительного училища в Александрии. Ориген согласился. Он продал собранные им книги, и человек, купивший их, стал платить ему ежедневно по четыре овола, что составляло в то время обычную плату поденщика.

Ориген осознанно стремился к бедности, спал на голой земле, ел мало, ходил босым. Ученики не раз предлагали ему помощь, но Ориген отказывался. Так он отвечал на призыв Христа об оставлении всего и следовании за Ним.

Некоторые историки пишут, что Ориген оскопил себя или физически, или приняв какое-то снадобье. Считается, что он решился на этот шаг буквально восприняв слова Спасителя о скопцах (Мф. 19:12). Другие пишут, что он это сделал для того, чтобы отвести от себя возможные подозрения в недолжных отношениях с женщинами, которые входили в круг его учеников.

Приблизительно около 211–212 года Ориген отправился в Рим, а по возвращении вновь стал учителем.

В какой-то момент, ввиду большого количества оглашаемых, он вынужден был взять себе помощника. Выбор пал на Иракла, брата Плутарха, принявшего смерть за Христа. С тех пор Иракл преподавал первичные знания, а сам Ориген занимался с более подготовленной аудиторией.

Около 212 или 213 года Ориген познакомился с знатным и богатым чиновником Амвросием, который до их встречи принадлежал к какой-то секте гностиков. Ориген сумел обратить его к истине, так что Амвросий впоследствии стал диаконом и исповедником. Вскоре, по взаимной договоренности, Амвросий нанял скорописцев для записи слов Оригена. Он держал и переписчиков для распространения текстов.

Этим частично объясняется огромное количество творений Оригена: он их не писал, а надиктовывал стенографистам. К сожалению, записанное на слух он не приводил потом в порядок.

Но, конечно, всеми признавалось и необыкновенное трудолюбие Оригена. В историю христианской письменности он вошел как один из самых плодовитых писателей. Блаженный Иероним Стридонский писал: «Видите, труды одного не превосходят ли трудов и греческих и латинских писателей в совокупности? Кто бы мог когда-нибудь столько прочесть, сколько он написал?» Хотя сохранилась только малая толика этих книг, она поражает своим размахом и многообразием тем.

Свою писательскую деятельность Ориген начал в Александрии, вероятно, в 220-х годах. До окончательного отъезда из Александрии в начале 230-х годов он создал несколько сочинений, изъясняющих Писание. Стремление к более точному пониманию Священного Писания подтолкнуло Оригена к общению с представителями современной ему иудейской традиции.

Около 214 года Ориген, с благословения епископа Димитрия, предпринял путешествие в Аравию, куда его пригласил тамошний префект. В Аравии он находился недолго.

В Палестине

После того, как в Александрии вспыхнуло народное волнение, которое было подавлено властью, город подвергся разграблению, а затем из него были изгнаны пришельцы. Поскольку Амвросий был антиохийцем, он вынужден был покинуть Александрию и переселиться в Кесарию Палестинскую. В этот период в Кесарию прибыл и Ориген.

В Палестине он нашел радушный прием у епископов Александра Иерусалимского и Феоктиста Кесарийского. По их просьбе он, хотя и был мирянином, произносил проповеди в местных церквах, что вызвало неудовольствие Александрийского епископа Димитрия, усмотревшего в этом нарушение церковных обычаев. Епископы Александр и Феоктист, судя по их письму, цитируемому Евсевием, не были с этим согласны, но Димитрий прислал за Оригеном диаконов и побудил его как можно быстрее вернуться в Александрию.

Через несколько лет (вероятно, около 230 года) Ориген был направлен епископом Димитрием в Грецию с поручением по церковным делам. По каким-то причинам он оказался в Палестине и задержался там. Епископы Александр и Феоктист снова тепло приняли его. Более того, памятуя о прошлых недоразумениях, связанных с проповедничеством Оригена как мирянина, его посвятили во священника.

Епископ Димитрий, знавший и ранее об оскоплении Оригена, стал говорить об этом как о каноническом препятствии к священству. То, что такое действие, если оно действительно было, является препятствием к рукоположению, Церковь подтвердила впоследствии на I Вселенском Соборе. Согласно 1-му правилу I Вселенского Собора, «аще у кого в болезни врачами отъяты члены, или кто варварами оскоплен, таковый да пребывает в клире. Аще же, будучи здрав, сам себе оскопил, такового, хотя бы и к клиру причислен был, надлежит исключити».

Были и вероучительные причины разногласий между епископом Димитрием и Оригеном. Еще при жизни Оригена обвиняли в еретических учениях, которые через несколько веков стали причиной его посмертного осуждения.

В 231 году епископ Димитрий созвал Собор, который определил Оригена от учительства отстранить, проживание в Александрии запретить. Другой Собор, созванный через несколько месяцев, объявил посвящение Оригена в пресвитера незаконным.

Последующее время Ориген жил и трудился в Палестине под покровительством друзей. После смерти Димитрия Александрийскую кафедру занял бывший ученик Оригена Иракл, и Ориген рассчитывал на изменение отношения к нему, но этого не случилось.

Образованная Оригеном в Кесарии богословская школа быстро стала одним из центров просвещения. Слава Оригена достигала даже и до императорского двора. Мать императора Александра, Юлия Маммея, приглашала его к себе, желая послушать его.

В последний период жизни Ориген проповедовал и занимался литературной деятельностью.

Во время очередного гонения на Церковь при императоре Декии он был заточен в темницу, его пытали и угрожали сжечь. Через некоторое время Ориген получил свободу, но последствия мучений были болезненными, и он скончался в 253 или 254 году.

Труды

Учение Оригена, явившее собой первое системное изложение идей христианства в философском контексте, оказало значительное воздействие на творчество последующих мыслителей: Евсевия Памфила, Евагрия Понтийского, Дидима Слепца, святителей Григория Чудотворца, Григория Богослова, Григория Нисского, Василия Великого и других.

Одним из главных направлений научно-богословского творчества Оригена было исследование Священного Писания. Для этого он выучил еврейский язык. Плодом его многолетних изысканий стало фундаментальное произведение «Экзаплы» (Гекзаплы), содержащее свод библейских текстов, представленных как на еврейском языке, так и в различных переводах. До наших дней этот труд не дошел.

Из разъяснений на Писание сохранились отдельные фрагменты сочинений: Беседы на Песнь Песней, Гомилии на книгу пророка Исаии, Комментарии на Евангелие от Иоанна и другие.

Известнейшим догматическим сочинением Оригена является произведение «О началах». Это первый в Церкви опыт систематического катехизиса, однако именно в этой книге содержится сумма еретических учений (о предсуществовании душ людей вообще и души Христа в частности, о всеобщем спасении, об одушевленности небесных тел, о множественности последовательно существующих миров и цикличности творения, отрицание воскресения тел и других).

Особого внимания заслуживает написанный по просьбе Амвросия труд «Против Цельса», опровергавшего и хулившего веру и Бога. В этом сочинении Ориген приводит множество прекрасных аргументов, изобличающих ложные обвинения, выдвигавшиеся язычниками против христиан.

Кроме того дошли до нас и такие труды как «Увещание к мученичеству», «О молитве».

Взгляды Оригена

Несмотря на уважение к нему, на его аскетическую жизнь и исповедничество, Ориген не был причислен к лику святых Церкви. Это связано с противоречием его идей взглядам Церкви по многим существенно важным вопросам, касающимся учения о Пресвятой Троице, творении мира, Лице Господа Иисуса Христа, будущей участи грешников.

Неоплатонический философ Порфирий, ученик Плотина, так отзывался об Оригене: «Он жил, как христианин, а мыслил, как эллин». В устах Порфирия это могло быть похвалой, но это одновременно и указание на слабые стороны Оригена как христианского мыслителя.

Оригена иногда называют знаменитым учителем Церкви по его уму и учености. Отрицать его ум и ученость никак нельзя, но присваивать ему почетный титул учителя Церкви невозможно: Ориген был учителем по профессии, но не учителем Церкви. Более корректным представляется именовать его религиозным мыслителем.

У Оригена есть два вида идей: одни более или менее вписываются в церковное учение, а другие в лучшем случае расходятся с ним, а в худшем — находятся в непримиримом противоречии со взглядами Церкви.

Кроме того, следует принимать во внимание очень существенный факт, что Ориген был поставлен церковным учителем. Ему было вверено церковное служение, а это требовало соблюдения некоторых ограничений в делах и поступках. Как пишет профессор А.И. Сидоров, «далеко не всякое частное богословское мнение имеет право быть высказанным, поскольку богословское целомудрие является непременным условием всякого церковного мышления, как и просто целомудрие есть непременное условие нравственной жизни христианина».

Церковью осуждено мнение Оригена о том, что души, в том числе и душа Христа, были созданы отдельно, раньше своих тел (предсуществование душ). Он говорит и о реинкарнации, то есть переселении души, хотя и не так, как индуисты, и не в качестве догмата.

В работе «О молитве» Ориген прекрасно пишет, что действительная цель молитвы — не принудить к чему-то Бога, но войти с Ним в таинственное общение. Возвышение сердца к Богу, поставление себя в Его присутствии, богобоязненное настроение производят освящающее воздействие на всю деятельность человека. Но, кроме этого, вопреки преданию и практике Церкви, он пишет, что нельзя молиться никому из созданных существ и даже Господу Иисусу Христу, а только Богу Отцу. Это следует из его неверного суждения о Боге Сыне, которое тесно связано с теорией предсуществования душ. Указывая на отличие Сына от Отца, Ориген не говорит об Их единстве, в частности, Их единосущии и равенстве по Божеству. По его мнению, один только Отец в собственном смысле есть Бог, а второе Лицо Святой Троицы, Бог Слово, становится Богом причастием Божества Отца. То есть Он есть Бог по причастию.

Наконец, общеизвестно учение Оригена о всеобщем восстановлении (апокатастасисе), то есть что когда-то все грешные люди и бесы (а также планеты, которые он тоже считал духовными существами) будут спасены. Точнее, они возвратятся в свое первоначальное блаженное состояние чистых умов, в котором были еще до творения мира. Тем самым отрицается телесное воскресение. Поскольку чистые умы равны между собой, то все будут равны и Христу; на последнем тезисе сильно настаивали некоторые последователи Оригена, получившие отсюда прозвище исохристов.

У Оригена до сих пор немало сторонников, особенно на Западе, которые стараются опровергнуть выдвинутые против него обвинения, а осуждение его на Соборах считают ошибкой. Тут еще дело в том, что в работах Оригена можно найти совершенно противоположные мнения по одному и тому же вопросу. Профессор А.И. Сидоров считает, что здесь имеется случай, так сказать, богословской шизофрении, которая прослеживается и у некоторых других родоначальников ересей, но у Оригена выступает отчетливо. Слово «шизофрения» здесь употреблено не в качестве медицинского диагноза, а в буквальном смысле: в переводе с греческого оно означает расщепление, раскалывание ума, мышления.

Русский исследователь творчества Оригена священник Григорий Малеванский в работе «Догматическая система Оригена» (1870) высказал такое наблюдение, что «система» Оригена не чужда «некоторой спутанности, нерешительности... и могла подавать и действительно подавала повод к недоразумениям и нередко до противоположности различным толкованиям... В последней своей части она представляет такое смешение, такой разлад различных маловяжущихся друг с другом идей, что посторонний исследователь становится совершенно в тупик, не зная, какой из двух или трех мыслей, высказанных одним и тем же умом, дать преимущество перед остальными, или как соединить их все воедино, как представить себе ту взаимную связь их, которую они по всей вероятности имели в уме творца своего... Эта система была и есть яблоком раздора для исследователей преимущественно последней частью своей (эсхатологией), в которой она, можно сказать, почти с одинаковым успехом и была безусловно осуждаема, как не имеющая ничего общего с учением Церкви система, и была безусловно оправдываема, как истинно церковная, чисто православная система. Но причину этого алогического явления понять весьма нетрудно. Ориген принял в основание своей системы, кроме правила церковной веры, и некоторые, по его мнению, несомненные, метафизические и философские начала, и таким образом добровольно возложил на себя нелегкое бремя служения двум, не всегда и не везде согласным между собою господам».

В V веке преподобный Викентий Леринский воздает многие похвалы Оригену. «Ориген был весьма трудолюбив, целомудрен, терпелив… Он обладал таким сильным, глубоким, острым, превосходным умом, что почти всех далеко превосходил. Он был так богато учен и всячески образован, что немного останется в любомудрии божественном, едва ли что есть в любомудрии человеческом, чего бы не знал он в совершенстве…» Но после таких похвал преподобный Викентий добавляет: «Искушение от столь знаменитого лица, учителя, пророка, не обыкновенное какое-нибудь, но, как последствия показали, чрезвычайно опасное, весьма многих отторгло от целости веры. Великий и славный Ориген с большим надмением пользовался даром Божиим без границ, потворствовал уму своему, слишком много доверял себе, ни во что ставил древнюю простоту христианской религии, воображая себя смыслящим больше всех, и, презирая предания церковные и учительства древних, толковал некоторые места Писаний на новый лад» («О Священном Предании Церкви»).

После кончины Оригена со временем нашлись его неумеренные почитатели, которые настаивали на его неправильных мнениях. Это послужило источником оригенистических споров. Они начались с осуждения Оригена Феофилом Александрийским в 399 году и закончились в эпоху императора Юстиниана, который издал в 543 году указ, обвиняющий Оригена в еретичестве. В указе говорилось, что в его учении больше языческого, манихейского, арианского, чем христианского. Были изложены и главные заблуждения Оригена: предсуществование душ; предсуществование души Христа; искупление Христом Ангелов; отрицание неограниченности Божией; признание светил существами одушевленными и другие. Вследствие этого обвинения на местном Константинопольском соборе в 543 году совершилось осуждение Оригена как еретика, он был предан анафеме и сочинения объявлены подлежащими истреблению. Последовавший через 10 лет V Вселенский Собор осудил как лично Оригена, так и различные его еретические учения. Подтвердили анафему Оригену и VI, и VII Вселенские Соборы.

Почему труды Оригена, осужденного Вселенским Собором, размещены в православной библиотеке?

Как уже было показано, Ориген оказал влияние на ряд святых отцов и церковных писателей до V Вселенского Собора – и в деталях экзегетики, и в тех своих концептуальных подходах, которые не расходились с церковным учением. Поэтому редакция нашего портала решила разместить его сочинения, несмотря на имеющиеся у него ошибки.

Литература об авторе