Письмо к св. Григорию Чудотворцу
Предисловие
Св. Григорий при прощании с Оригеном произнес благодарственную речь и, вероятно, скоро после этого отправился из Kecapии Палестинской на родину, не зная еще, какой род жизни он изберет. Ориген мыслью не разлучался с своим учеником и, видимо, сильно беспокоился вопросом о том, к чему приложит свои богатые дарования и знания столь преданный его почитатель. Результатом этих забот Оригена и явилось письмо его к Григорию Чудотворцу, написанное после окончательной разлуки с Григорием1, в котором Ориген убеждает его, не увлекаясь возможностью сделаться известным философом или юристом, посвятить свои дарования на служение христианству, воспользовавшись из языческих наук тем, что может быть полезным для христианского деятеля. Свидетельствами из Священного Писания Ориген, с одной стороны, доказывает возможность и законность такого пользования приобретениями языческой науки, а с другой и предостерегает от чрезмерного увлечения ими, так как не для всех обращение к языческой науке оказывается полезным. В заключение Ориген убеждает Григория внимательно заниматься изучением Священного Писания и молиться о даровании помощи для уразумения божественного, чтобы не сказать или не помыслить о нем чего-нибудь слишком поспешно. Можно думать, что эти увещания находятся в связи с некоторыми выражениями благодарственной речи Григория. Так, Григорий в своей речи (§ 180), изъясняя изречение Священного Писания, что отворить может только тот, кто затворяет, называет при этом Оригена истолкователем божественных слов людям (§ 181). Ориген в конце и выступает против такого одностороннего преувеличения, соединенного с отречением Григория от самостоятельного исследования, и истолкование приведенного Григорием изречения дополняет таким образом: «и будет открыто тебе придверником» и т. д., и указывает своему ученику на то, что недостаточно стучать и искать, а необходима еще и молитва. Также и слова письма, что Ориген дерзнул написать это письмо Григорию вследствие отеческой любви к нему, напоминают о том, что Григорий в своей речи называет Оригена своим истинным отцом (§ 189).
Письмо Оригена сохранилось в той экзегетической хрестоматии, которую составили из произведений александрийского учителя св. Василий Великий и Григорий Богослов во время понтийского уединения и которая называется Ὀριγένους, Φιλοκαλία, в 13 главе, с надписанием: Πότε καὶ τίσι τά ἀπό φιλοσοφίας μαθήματα χρήσιμα εἰς τὴν τῶν ἱερῶν γραφῶν διήγησιν μετὰ γραφικῆς μαρτυρίας2. Для помещаемого ниже перевода греческий текст взят из издания «P. Koetschau», Des Gregorius Thaumaturgos Dankrede an Origenes, als Anhang der Brief des Origenes an Gregorios Thaumaturgos. Freiburg und Leipzig 1894. S. 40–44. P. Koetschau заимствовал письмо из издания I. A. Robinson’а, но для него H. Achelis’ом произведена была новая проверка текста (S. XXXV).
Письмо к св. Григорию Чудотворцу.
1. Ориген – господину моему, благороднейшему и почтеннейшему сыну Григорию, о Бозе радоватися.
Прирожденная способность к пониманию, если с нею соединяется упражнение, как ты знаешь, может обнаружить деятельность, которая ведет к возможному, если можно так назвать, завершению того, над чем кто хочет упражняться. Итак, твое дарование может сделать тебя совершенным римским юристом и эллинским философом тех школ, которые считаются знаменитыми. Но я желал бы, чтобы ты воспользовался всею силою своего прирожденного дарования в последней цели для христианства; ради этого я хотел бы, чтобы ты по возможности взял и из философии Эллинов то, что может служить для христианства как бы общеобразовательными науками3 или пропедевтикой, и из геометрии и астрономии то, что может быть полезным для изъяснения священных писаний, чтобы то, что сыны философов утверждают относительно геометрии, музыки, грамматики и риторики и астрономии, как вспомогательных для философии, мы могли сказать и о самой философии по отношению к христианству.
2. Может быть, на нечто в таком роде намекает написанное в книге Исход от лица Божия, чтобы повелено было сынам Израилевым просить у соседей и у живущих с ними «сосуды серебряные и золотые и одежды» (Исх. 11:2, 12:35), чтобы, обобрав Египтян, они получили материал для изготовления взятого на служение Богу. Ибо из того, что сыны Израилевы похитили у Египтян, было устроено то, что находится во святом святых: кивот с крышкой, и херувимы, и очищение, и золотой сосуд, в котором сохранялась манна – хлеб ангелов; это, вероятно, сделано было из наилучшего золота Египтян. Из второго же сорта золота [низшего] по сравнению с тем [был сделан] плотный весь золотой светильник, вблизи внутреннее завесы, и на нем лампады, и золотой стол на котором были хлебы предложения, и между обоими золотой алтарь кадильный. Если же был третий и четвертый сорт золота, то из него были сооружены священные сосуды. А из серебра Египтян сделано было иное. Ибо, проживая в Египте, сыны Израилевы получили эту прибыль от проживания там, чтобы иметь изобилие в столь ценном материале для употребления при служении Богу. Из одежд Египтян, вероятно, сделано было все, что нуждалось в работе, как наименовало Писание (Исх. 27:16, 37:23), ткачей, когда ткачи, с мудростью Божией, известного рода одежды сшивали с подобными, чтобы сделать внешние и внутренние завесы и покрывала.
3. Но какая мне необходимость без нужды отклоняться и доказывать, на что пригодилось сынам Израилевым взятое из Египта, чему Египтяне не дали надлежащего употребления, а Евреи, наставляемые божественною мудростью, употребили для богопочитания? Однако, Писание знает, что для некоторых нисхождение из земли сынов Израилевых в Египет послужило во зло: оно намекает, что для некоторых служит во зло проживать с Египтянами, т.е. с науками мира сего, после того, как они воспитаны были в законе Божием и в израильском служении Ему. По крайней мере, Адер идумеянин, пока был в земле Израиля, не вкушая хлеба Египтян, не сооружал идолов; когда же, убежавши от мудрого Соломона, сошел в Египет, как бы убежавши от мудрости Божией, он сделался родственником фараона, женившись на сестре его жены, и родил сына, который воспитывался среди сынов фараоновых (3Цар. 11:14–20). Поэтому, хотя он и взошел в землю Израиля, но взошел с тем, чтобы разделить народ Божий и заставить их сказать к золотой телице: «вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской» (3Цар. 12:28)4. Я же, наученный опытом, мог бы сказать тебе, что мало таких, которые взяли из Египта полезное и вышли из него и соорудили то, что относится к служению Богу; напротив, много братьев идумеянина Адера. Это те, которые, вследствие известной эллинской изобретательности, вызвали к жизни еретические мысли и, так сказать, соорудили золотых телиц в Вефиле, который изъясняется: дом Божий. Мне кажется, что и этим слово [Божие] намекает на то, что они собственные сооружения воздвигли в Писаниях, в которых обитает Слово Божие и которые образно называются Вефилем. Другое же сооружение, [как] утверждает слово [Божие], воздвигнуто было в Дане; пределы же Дана самые крайние и близко от языческих пределов, – так ясно из написанного в книге Иисуса Навина (Нав. 19:40–48). Итак, близко от языческих границ находятся некоторые из сооружений, которые, как мы показали, соорудили братья Адера5.
4. Итак, господин [мой] сын, прежде всего со вниманием занимайся чтением божественных писаний. Да, занимайся со вниманием, так как, читая божественные писания, мы нуждаемся во многом внимании, чтобы не сказать или не подумать о них чего-нибудь слишком поспешно. Но внимательно занимаясь чтением божественных писаний с верным и богоугодным настроением, стучи в то, что заключенно в нем, и оно будет открыто тебе придверником, о котором сказал Иисус: «ему придверник отворяет» (Иоан. 10:3). И внимательно занимаясь божественным чтением, право и с твердою верой в Бога ищи сокрытую от многих мысль божественных писаний. Не переставай стучать и искать. Ибо весьма необходима и молитва о том, чтобы понимать божественные писания. Увещавая к ней, Спаситель не только сказал: «стучите, и отворят вам», и: «ищите, и найдете», но и: «просите, и дано будет вам» (Мф. 7:7).
Я осмелился на это вследствие моей отеческой любви к тебе. Хорошо ли то, что я осмелился, или нет, знает Бог и Его Христос и причастник Духу Божию и Духу Христову. Да будешь и ты причастником и да умножаешь всегда причастие, чтобы мог говорить не только: «мы сделались причастниками Христу» (Евр. 3:14), но и: мы сделались причастниками Богу.
* * *
«Joh. Dräseke» (в «Jahrb. f. prot. Theol.» VII (1881), S. 113 ff. и в «Der Brief an Diognetos, nebst Beiträgen zur Gesohichte des Lebens und der Schriften des Gregorios von Neocaesarea», Leipzig, 1881, S. 155 ff.) доказывает, что послание написано в 235 или 236 г., во время перерыва в занятиях Оригена по случаю гонения Максимина, когда Ориген ушел в Каппадокию, а Григорий отправился в Египет для продолжения образования, на что, по его мнению, указывают прикровенно намеченные в тексте Оригена исторические отношения, обусловившие и выбор примеров из Священного Писания; кроме того, и увещания Оригена в письме будто бы стоят в противоречии с собственными выражениями Григория в благодарственной речи. Однако, эта теория не может быть признана состоятельною (см. P. Koetschau, Des Gregorios Thaumaturgus Dankrede an Origenes. Freiburg u. Leipzig, 1894, S. XV-XVII) уже по тому одному, что в таком случае в благодарственной речи, как написанной после письма, предполагаемый Joh. Draeseke вынужденный перерыв в занятиях нашел бы какое нибудь отражение, чего на самом деле совершенно нет.
Новейшее издание J. A. Robinson, The Philocalia of Origenes, the Test revised with a eritical Introduction and Indices. Cambridge 1893.
Ἐγκύκλια μαθήματα – круг наук и искусств, которые каждый свободный грек должен был изучить в юности, прежде чем вступить в гражданскую жизнь или посвятить себя какому-либо специальному занятью. Для правильного определения смысла, в каком Ориген употребляет здесь это выражение, особенно поучительны следующие слова Климента Александрийского (Стром. 1, 5): «как общеобразовательные науки (τὰ ἐγκύκλια μαθήματα) помогают философии, своей госпоже, так и сама философия содействует приобретению мудрости. Ибо философия – искусство, а мудрость есть знание вещей божеских и человеческих и их причине».
Т. е. еретические измышления обнаруживают близкое родство с язычеством.