Беседы на Евангелие Недели перед Воздвижением
Учение Иисуса Христа о сошествии Его с Неба для спасения людей (О любви нашей к своему Спасителю)
Какое Евангелие было сегодня?
Об обстоятельстве, как бы предшествовавшем страданиям Иисуса Христа на Кресте, а именно – о послании Богом Отцем Единородного Сына Своего на землю (на крестные страдания) для спасения людей по любви к ним (Ин. 3:13–17. Зач. 9).
...
«Никто во восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бога Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.»
...
Как более уяснить начальные слова в Евангелие: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах»?
В этих словах Иисус Христос говорит о своем сошествии с Неба на землю для совершения спасения людей и о вознесении на Небо по совершению сего спасения, после Воскресения. Тут же Он говорит, что Он как вездесущий Бог, живя на земле, пребывал в тоже время и на Небе. Так что, значит, когда говорится о сошествии Иисуса Христа с Неба на землю, то это должно понимать так, что на земле прежде был Он невидим, а потом явился во плоти; а когда говорится о восшествии Иисуса Христа с земли на Небо, то это должно понимать, что он восшел на Небо человечеством.
Как пояснить дальнейшие слова Евангелия: «И как Moисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»?
В этих словах указывается на прообраз спасительной смерти Иисуса Христа в медном змие, который был повешен Моисеем на дереве, когда однажды в пустыне на Евреев напали змеи и жалили их смертельно. Как тогда ужаленные змеями, когда смотрели с верою на медного змия, повешенного на дереве, исцелялись от укушения и не умирали, так теперь, со времени смерти Иисуса Христа, распятого на Кресте, всякий своею верою в Него может получить очищение грехов и спасение души от вечной смерти, т. е. погибели в аду.
Как понимать последние слова Евангелия: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него»?
Когда согрешили Адам и Ева, а в них, как в своих прародителях, согрешили все люди, то никто не мог спасти их от погибели за грехи: ни сами они, ни даже Ангелы. Мог только Сам Бог, потому что нужно было принести правосудию Божию такое удовлетворение за грех, каков был самый грех, а грех людей был так велик, как велик Бог, против Которого сделан грех. Следовательно только страдания Сына Божия могли сделать это удовлетворение. И Бог Отец по любви к человечеству отдал Своего Сына Иисуса Христа на крестные, как самые ужасные и позорные, страдания. И Сын Божий по той же любви к человечеству претерпел сии страдания и тем даровал людям спасение. «Не послал Бог в мир Сына Своего, чтобы судить мир», т. е. осудить за грехи на бедствия и несчастья, на вечную погибель в аду, «но чтобы мир спасен был чрез Него», т. е. через Его крестные страдания и смерть.
Чему особенно поучает нас, братие, настоящее Евангелие?
Тому, что безмерно велика любовь Бога к человеку: Сын Божий сходит с Неба и страдает позорным образом на кресте ради него. Что может быть выше этой любви?
А какова наша, братие, любовь к Богу? Мы, например, любим своих родителей. Это значит, что мы постоянно чувствуем к ним свою признательность, питаем расположение и всем, чем только можем, свидетельствуем эту свою к ним признательность и расположение: делаем все угодное, стараемся избегать неугодного для них.
Так ли мы, братие, ведем себя в отношении Христа Спасителя? О, если бы так! Но что говорят о нас дела наши, жизнь наша? Нет, если бы мы любили своего Христа Спасителя, то не было бы у нас столько и мыслей, и чувств, и слов, и намерений, и дел, неугодных Ему, запрещенных им в святом Его Евангелие. Следовательно, мало, братие, мало мы любим своего Господа Спасителя, когда не стараемся делать только то, что Ему угодно, но больше делаем то, что Ему противно, а угодно Его врагу – дьяволу.
А что, братие, значит не любить Христа Спасителя? Думали ли вы когда об этом? Это не значит ли быть камнем, а не человеком, стоять ниже животных, которые обыкновенно знают и любят своих господ и благодетелей. С другой стороны, без любви ко Христу Спасителю, при всем величие Его любви можем ли и мы быть у Него в любви? Без любви к Нему взойдем ли мы в Его Небесное Царство любви? Конечно, нет. Св. Апостол сказал: «Кто не любит Господа, тот проклят» (1Кор. 16:22).
Как бы нам, братие, стяжать неизменную, всегдашнюю любовь к своему Христу Спасителю? Прекрасное средство к тому следующее – как можно чаще думать о том, что Он сделал и постоянно делает для нас. Он из любви к нам, погибшим было на веки чрез грех, сошел с Неба, жил на земле страдальцем и, наконец, умер страшною смертью на Кресте для нашего вечного спасения; дал и постоянно дает все, что только нужно, чтобы нам не погибнуть навеки, а спастись. Эти ли размышления останутся бессильными, чтобы возжечь в наших сердцах любовь ко Христу Спасителю? Нет, они могут согреть и ледяное, могут умягчить и каменное сердце!
Будемте, братие, пользоваться сим средством возбудить в себе крепкую любовь к своему Христу Спасителю, когда все мы чувствуем, не можем не сознаться, что она в нас очень и очень слаба.