Беседы на Евангелие Недели по Воздвижении
О последовании Христу (Что значит быть учеником Христовым)
Какое Евангелие сегодняшней недели?
Об обстоятельстве, как бы последовавшем за страданиями Иисуса Христа на Кресте, а именно: предлагалось учение Иисуса Христа о кресте последователей Его и о необходимости несения сего креста для спасения души (Мк. 8:34–38, 9:1. Зач. 37).
...
«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе»7.
...
Что поучительного для нас, братие, в сегодняшнем евангельском чтении?
В нынешнем евангельском чтении Иисус Христос показывает, что значит быть Его учеником, или христианином.
Первое, что необходимо для того, чтобы быть учеником Христовым – это отвергнуться себя. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя», – говорит Он, т. е. совершенно откажись от своей воли и исполняй Его волю и закон. Это совершенно необходимо и естественно. Наша воля более склонна ко злу, чем к добру – как же слушаться ее? Да и какие ученики не слушаются своего учителя? Иначе мы не будем и христианами, когда не будем слушаться Христа.
Второе, что необходимо для того, чтобы быть учеником Христовым – это взять крест свой. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, – говорит Иисус Христос и прибавляет, – и возьми крест свой», т. е. терпи все, что придется терпеть, терпи, что будет тебе послано от Самого Бога, например, какое-нибудь несчастье, терпи все от людей, например, обиды, неприятности. И терпи и борись с собою, когда тебе хотелось бы делать грех, а закон Христов запрещает это, например: когда хотелось бы мстить, хотелось бы не поститься, а Христос запрещает это; когда не хотелось бы делать добродетели, например, молиться, помогать нуждающимся, а Христос повелевает это.
Здесь же в нынешнем Евангельском чтении Христос говорит, что нелегко быть христианином. Это уже само собою видно из того, что христианину следует отказаться от своей воли и нести свой крест. Что может быть тяжелее, как не поступать так, как мне самому хочется, а поступать так, как велят другие? А нести крест-то, т. е. все терпеть и терпеть – разве это не очень трудное дело? Господь тут же в евангельском чтении и говорит, что это так трудно, что приходится как бы терять здесь свою душу. Господь тут же и говорит, что придется и терпеть не раз стыд и посрамление за свое истинное христианство, например, насмешки хотя за соблюдение постов. Но при этом нужно взять во внимание: что же легко дается нам и здесь на земле? Например, легко ли достается то, чтобы занять выгодное и видное место в обществе? Сколько лет ученья, сколько труда, сколько принужденья себе приходится иметь для этого! Небесное ли, вечное-ли, райское блаженство мы хотим получить легко, ничего для этого не делая или делая очень мало? Это неестественно и несправедливо!
Да подумаем теперь мы, братие о себе: «Истинные ли мы христиане? Настоящие ли мы ученики Христовы? Всегда ли и во всем мы больше слушаемся христианского закона или, наоборот, больше слушаемся своих греховных желаний и страстей? Трудно или легко нам наше «христианство», т. е. трудом, борьбою и подвигами думаем мы получить райское блаженство или так – легко, даром, безо всякого труда, безо всякой борьбы с собою, безо всяких подвигов»?
Если думаем легко получать, то жестоко ошибаемся. Если бы это было легко, то не нужно бы было и страдать Христу на Кресте. Если бы было легко, то для чего же было и Святым столько трудиться для своей святости? В Евангелие же Своем Христос прямо говорит: «Царствие Небесное силою берется, и употребляющие yсилие получают его" (Мф. 11:12).
* * *
Объяснение сего Евангелия см. в 3 недели вел. поста.