Азбука веры Православная библиотека протоиерей Иоанн Бухарев Беседы пастыря на воскресные литургийные евангельские чтения

Беседы пастыря на воскресные литургийные евангельские чтения

Источник

Объяснение сих чтений с приложением вытекающих из них нравственных поучений

Содержание

Вступительная беседа

Беседа на Евангелие Пасхи, или Светлого Христова Воскресения Беседа на Евангелие Недели о Фоме Беседа на Евангелие Недели о мироносицах Беседа на Евангелие о расслабленном Беседа на Евангелие о Самарянке Беседа на Евангелие о слепом Беседа на Евангелие Недели Святых Отец Беседа на Евангелие недели Пятидесятницы, или Троицына дня Беседа на Евангелие Недели Всех Святых Беседа на Евангелие второй недели по Пятидесятнице Беседа на Евангелие третьей недели по Пятидесятнице Беседа на Евангелие четвертой недели по Пятидесятнице Беседа на Евангелие пятой недели по Пятидесятнице Беседа на Евангелие шестой недели по Пятидесятнице Беседа на Евангелие седьмой недели по Пятидесятнице Беседа на Евангелие восьмой недели по Пятидесятнице Беседа на Евангелие девятой недели по Пятидесятнице Беседа на Евангелие десятой недели по Пятидесятнице Беседа на Евангелие одиннадцатой недели по Пятидесятнице Беседа на Евангелие двенадцатой недели по Пятидесятнице Беседа на Евангелие тринадцатой недели по Пятидесятнице Беседа на Евангелие четырнадцатой недели по Пятидесятнице Беседа на Евангелие пятнадцатой недели по Пятидесятнице Беседа на Евангелие шестнадцатой недели по Пятидесятнице Беседа на Евангелие семнадцатой недели по Пятидесятнице Беседа на Евангелие восемнадцатой недели по Пятидесятнице Беседа на Евангелие девятнадцатой недели по Пятидесятнице Беседа на Евангелие двадцатой недели по Пятидесятнице Беседа на Евангелие двадцать первой недели по Пятидесятнице Беседа на Евангелие двадцать второй недели по Пятидесятнице Беседа на Евангелие двадцать третьей недели по Пятидесятнице Беседа на Евангелие двадцать четвертой недели по Пятидесятнице Беседа на Евангелие двадцать пятой недели по Пятидесятнице Беседа на Евангелие двадцать шестой недели по Пятидесятнице Беседа на Евангелие двадцать седьмой недели по Пятидесятнице Беседа на Евангелие двадцать восьмой недели по Пятидесятнице Беседа на Евангелие двадцать девятой недели по Пятидесятнице Беседа на Евангелие тридцатой недели по Пятидесятнице Беседа на Евангелие тридцать первой недели по Пятидесятнице Беседа на Евангелие тридцать второй недели по Пятидесятнице Беседа на Евангелие Недели мытаря и фарисея Беседа на Евангелие Недели блудного сына Беседа на Евангелие Недели мясопустной Беседа на Евангелие Недели сыропустной Недели Великого поста Беседа на Евангелие второй недели поста Беседа на Евангелие третьей недели поста Беседа на Евангелие четвертой недели поста Беседа на Евангелие пятой недели поста Беседа на Евангелие Недели Ваий, или Вербного воскресенья Беседы на Евангелие Недели перед Воздвижением Беседы на Евангелие Недели по Воздвижении Беседы на Евангелие перед Рождеством Христовом Беседы на Евангелие Недели по Рождестве Христовом Беседы на Евангелие по Просвящении, или Крещению, Христовом  

 
Вступительная беседа

Все учение Иисуса Христа Спасителя нашего, как вы, братие, знаете, записано святыми апостолами Его в книгах их: в Евангелиях и Посланиях. Книги сии: Евангелие и Апостол (послания апостольские называются у нас Апостолом) каждодневно для нашего научения вере и заповедям вы слышите, читаются по частями в храме за службами, особенно за литургиею, для молящихся.

Нужно сказать вам, братие, да и кто из вас не знает, что в Священном писании Евангелия и Апостола есть довольно много не совсем понятного. И причины сего более или менее тоже известны вами. 1) Священное писание написано на славянском языке, на котором некогда говорили наши предки. В этом языке есть много слов малопонятных и совсем непонятных, например, слова: одр, очи, трапеза, срищется народ, бдети и т. п. 2) Господь Иисус Христос и Апостолы жили на востоке, где свои особые обычаи, где своя особая местность. И в Священном писании говорится многое применительно к тамошними обычаями и тамошней местности. 3) Иисус Христос часто говорил притчами, т.е. не прямо, а подобиями, загадками. Такое учение, конечно, требует разъяснения. При всем этом учение христианское, как учение духовное, принесенное с Неба, не может быть легко понимаемо, а требует пояснения.

Посему, братие, учение Христово, слышимое, но не совсем понимаемое, без объяснения не достигает своей цели, т.е. не научает так как до́лжно вере и заповедям Христовым. А между теми Иисус Христос говорит: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие, или исполняющие, его» (Лк. 11:28). Но как исполнять, не понимая его хорошо? Повествуется в книге Деяний Апостольских следующее: однажды ехал вельможа Эфиопской царицы и читал книгу пророка Исаии. Апостол Филипп, увидев это, спросил вельможу: понимает ли он то, что читает? Тот отвечал: «Как могу я понимать без руководителя?» и просил Филиппа сесть к нему в колесницу и разъяснить учение пророка. Филипп сделал так, и что же? При первой же встретившейся на дороге реке вельможа просил крестить его (Деян. 8:29–38).

С нынешнего дня, с благословения Господа Бога и с Его помощью начнемте, братие, разъяснение и толкование тех Евангельских чтений, который вы слышите на литургии в воскресные дни. Всякий воскресный день мы будем объяснять евангельское чтение того дня. Будем делать это следующим образом: сначала прочитаем самое евангельское чтение в переводе со славянского, на своем русском языке, которым обыкновенно говорим мы, затем, если в нем есть места, требующие разъяснения, разъясним их и, наконец, выведем из него поучительное наставление для себя, для своей жизни и деятельности. С Богом же за доброе дело!

Сегодня не будем объяснять читанного Евангелия, но предложим вам, братие, некоторые замечания вообще о чтении Евангелия на наших церковных службах, особенно на литургии.

Что такое собственно Евангелие, из которого мы слышим чтение на литургии и других церковных службах?

Это главнейшая и священнейшая христианская книга, в которой св. апостолами описана земная жизнь Иисуса Христа Спасителя человеков и Его спасительное учение.

Что значит название «Евангелие»?

Евангелие – слово греческое, по-русски значит: добрая или радостная весть. Так называется главнейшая христианская книга потому, что для человеков не может быть более радостной вести, как весть о Спасителе и о вечном чрез Него спасении.

Когда и какие из апостолов написали Евангелие?

Евангелие написано по вознесении Иисуса Христа на Небо. Написано оно святыми апостолами и евангелистами: Матфеем, Марком, Лукою и Иоанном Богословом. Каждым из евангелистов написано свое Евангелие, называемое его именем: Матфея, Марка, Лука и Иоанна, и одно из Евангелий написано раньше, другое позднее: раньше всех написано Евангелие Матфея, а позднее (всех) – Иоанна. Поэтому всегда пред чтением Евангелия диакон и священник возглашают: «От Матфея (или Марка, от Луки или Иоанна) святаго Евангелия чтение». Все четыре Евангелия соединены в одну книгу и носят одно общее название – «Евангелие».

Почему положено читать Евангелие на церковных службах?

Потому что во время молитвы на службах сердце наше бывает более согрето и потому более способно принять евангельское учение. В храме, как бы в доме Божием, и из уст совершителя Богослужения, как бы из уст Самого Христа, слышится евангельское учение о вере и добродетели.

Как читается Евангелие на церковных службах?

В праздники, история которых содержится в Евангелие, например, в Рождество Христово, Крещение, читается о сих самых праздниках. В воскресные дни читаются особенно важные места из Евангелия, каковы, например, особенные чудеса, притчи Христовы и т.п. В праздники святых читаются такие места, где содержатся указания на подвиги святых, например, в праздники св. ангелов, апостолов – указания на ангелов, апостолов. В будничные дни читаются в Евангелие места, следующие по порядку.

Для чтений Eвангелие обыкновенно разделяется на так называемые зачала, содержащие в себе по несколько стихов той или другой главы, так как обыкновенное разделение Евангелия – это разделение на главы, а глав – на стихи.

Как вдревле читалось Евангелие на службах?

Вдревле выбор чтений зависел от воли предстоятеля, в последствии же времени были установлены определенные чтения. Некто Евсталий, Александрийский диакон, разделил Евангелие с Апостолом на зачала, который были приняты в употребление всею Церковью.

Какими обрядами сопровождается чтение Евангелия на службах?

Пред чтением Евангелия возглашаются слова: «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия, Господа Бога молим...», «Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия...», «Вонмем...», «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!».

«Слава Тебе, Господи...» поется и по прочтении Евангелия. Евангелию всегда предносится светильник.

Для чего чтение Евангелия предваряется и сопровождается неизвестными возглашениями: «И о сподобитися...» и пр.?

Слова «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия, Господа Бога молим» выражают нашу молитву о том, чтобы Господь удостоил нас, недостойных по грехам, быть слышателями святого Евангелия Его. Слова «Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия», «Вонмем» показывают, что́ заключается в Евангелие и поэтому, как до́лжно слушать чтение Его: в нем заключается божественная премудрость о спасении рода человеческого. «Прости», т.е. будем внимать в простоте сердца, будем стоять прямо, благоговейно. " Вонмем" – будем внимательны. Слова жe «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!» показывают, что для нас не может быть более радостной вести, как весть, проповедуемая в Евангелии о Спасителе и о спасении нашем. Евангелию всегда предносится светильник в знак того, что в нем заключается свет учения Христова.

Как до́лжно слушать чтение Евангелия?

Евангельское чтение до́лжно слушать всегда так, как бы мы слушали Самого Иисуса Христа, запоминать слышимое и прилагать к своей жизни и деятельности.

Так, братие, и будемте слушать читаемые в Церкви за службами евангельские чтения и так будемте поступать по отношении к ним, особенно когда из объяснения их хорошо узнаем их смысл и значение. Сими словами и закончим настоящую беседу.


Источник: Беседы пастыря на воскресные литургийные евангельские чтения : Объясн. сих чтений с прил. вытекающих из них нравств. поучений / Сост. свящ. И. Бухарев. - 2-е изд. - Владимир : тип. П.Ф. Новгородского, 1887. - 212 с.

Комментарии для сайта Cackle