Беседа на Евангелие тридцатой недели по Пятидесятнице
О богатом юноше (Почему богатство гибельно для души)
Сегодня предлагалось, братие, нам такое же евангельское чтение, какое в 12-ю неделю, только не от евангелиста Матфея, а от Луки (Лк.18:18–27. Зач. 91), где содержится указание Иисусом Христом богатому человеку пути к вечному спасению и ученикам – опасностей богатства по поводу удаления сего человека от Христа.
...
«Некто из начальствующих спросил Иисуса: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца своего и матерь свою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав cие, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав cиe, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие cиe сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу».
...
Евангелие было объяснено нами вам, братие, в свое время. Не думаю, чтобы вы не помнили объяснений. Посему, повторять объяснение не будем, а только выведем из него поучение для себя.
Что же особенно поучительного можно было бы вывести из сегодняшнего евангельского чтения?
В сегодняшнем евангельском чтении говорится и примером удалившегося от Христа некоторого богатого человека показывается, что богатство гибельно для души человека. «Но от чего же и каким образом богатство может быть гибельно для нас – для нашей души?» – спросит кто-нибудь, выслушав сегодняшнее евангелие о богатом человеке.
Ответим на этот вопрос рассказом из Пролога о Евлогии каменосечце, или просто каменщике. Евлогий заработанную свою сумму всякий день делил на две части и одну употреблял на себя, на свое содержание, а другую – на нищих и особенно странников. Однажды некто из странников, благочестивый старец, подумал об Евлогии: «Если он, не имея почти ничего, делает много добра, то сколько делал бы он добра, если бы был богат!» И стал просить у Бога богатства ему. Бог послал к старцу Ангела спросить, уверен ли он в том, что Евлогий не испортится от богатства? Старец ручался за Евлогия больше, чем за самого себя, и самим собою поручился за него.
Тогда Бог послал Евлогию богатство – он нашел в горе много золота. Но что же? Евлогий после того не захотел жить в своем месте, а отправился в город, купил себе дом и сделался придворным вельможею, а о бедных людях и о добрых делах для них он совсем позабыл. Сделался, кроме того горд и скуп. Узнав о разбогатении Евлогия и о переселении его в город, старец порадовался, что Бог исполнил его молитву об Евлогии и отправился в город посмотреть на благотворительные заведения: странноприимницы, больницы и богадельни, которых так много, думал он, настроил Евлогий. Но каков был его ужас, когда он увидел, что Евлогий не только не сделал ничего подобного, но еще стал скуп и горд? И Евлогий не только не принял к себе старца, но еще велел прогнать его с глаз своих, когда тот хотел поговорить с ним.
Заплакал тогда старец и об Евлогии и о себе самом, что поручился за него собою. Бог внял слезам старца и лишил Евлогия богатства. Царь почему-то прогневался на Евлогия и приказал лишить жизни Евлогия, богатство же его взять в казну. Евлогий спасся только бегством. Затем Евлогий возвратился к прежней своей работе и к прежним добродетелям и спасся от погибели (Прол. 27 марта).
Из рассказа об Евлогии, кажется, теперь ясно видно, отчего и каким образом богатство гибельно для наших душ. Оно отвлекает нас от добродетелей христианских, которые ведут в Царство Небесное, и располагает к порокам, которые влекут к вечной погибели.
Так гибельно для душ ваших, братие, богатство! А еще из нас, не имеющие его, обыкновенно очень желают его. Нет, благодарить еще нужно Господа, что Он не дал нам богатства! С ним очень легко, подобно как случилось было с Евлогием, можно погибнуть на веки.