§ 161. Сочинения нравственные. Учреждения богослужебные.
Между всеми сочинениями св. Амвросия, 3 книги его о должностях занимают первое место. По древним спискам они назначаются для служителей Церкви; они заключают в себе изложение должностей христианина, подведенное под общие начала, с применением нескольких наставлений к служителям Церкви. Св. Амвросий имел при сем в виду Цицероново сочинение о должностях и хотел показать превосходство христианского нравоучения пред нравоучением лучших язычников. О христианской нравственности св. Амвросий писал много. Таковы сочинения его: об удалении от мира; о патр. Иакове и о блаженной жизни – две книги, где в первой говорит, что жизнь блаженная – жизнь без страстей плотских, во второй описывает жизнь Иакова, как пример счастливой жизни; о патр. Иосифе – как образце целомудрия и других добродетелей, об Илии и посте с похвалами воздержанию; о Навуфее, против скупости и жестокости к бедным; наставление воинам и другим членам государства809. Книги о девстве, наставление деве, 3 книги о девах, увещание к девству, письмо о девстве810, и книга о вдовицах заключают в себе все, что может быть сказано в похвалу девства и вдовства и в наставление им. В письмах то увещевал к покаянию811, то давал понятие о совершенстве христианском, приобретаемом постепенно812, то преподавал советы клиру813, судьям814, епископам815, или находящимся в скорби816. В нравоучении Амвросий является тем, чем был в жизни: здесь возвышенность и твердость духа выражаются в своем достойном виде; здесь он велик и как учитель благочестия и как духовный оратор.
Весьма важны труды св. Амвросия для устройства Богослужения. Валафрид Страбон писал в начале IX века: «Амвросий Медиоланский епископ устроил чин как литургии, так и других, служб для своей церкви и для прочих лигурийцев, который сохраняется и доселе в Медиоланской Церкви»817, Все, что устроял в сем отношении св. Амвросий, запечатлено было мыслию о Востоке, выражало желания сближаться с обрядами светлого Востока818.
В чине службы св. Амвросий ввел следующее:
а) Составил Лекционарий, или, как говорит древнее известие, означил начала и окончания чтениям из Евангелия, Апостола и Пророков819. Для всех праздничных дней, со включением воскресных, он согласно с древним Восточным обыкновением, назначил чтения не только из Евангелия и Апостолов, но и из Ветхого Завета. Власть папы не успела изгладить печати Амвросиева времени на сем установлении – италийского древнего перевода чтений.
б) Чин совершения Евхаристии с молитвами и предисловиями (liber missalium orationum et profationam), где также много сходного с Восточным, во не с римским чином820.
в) Антифонарий (antiphonarium) был вполне нововведением св. Амвросия, принятым с востока. Св. Амвросий ввел антифонное пение тогда, как правоверная паства его была угнетена имп. Юстиною – арианкою. «Тогда, говорит Августин, установлено петь псалмы и гимны по обыкновению Восточных, дабы народ не ослабел821 или, как говорит Павлин, «стали петь гимны и бдения антифонно по клиросам»822.
Св. Амвросий написал, как ноты, так и гимны для антифонария. Августин, Проспер, Исидор Севильский823 свидетельствуют, что гимны св. Амвросия в их время были петы в церквах на Западе. Блж. Августин пишет о себе, что «раз обуреваемый скорбию, воспел я гимн Амвросия и скорбь сердечная утихла». Это был вечерний гимн Амвросия824. Сам Амвросий писал: «Говорят, что народ услаждается моими гимнам. Не отвергаю... что сильнее исповедания Троицы, которая ежедневно прославляется устами народа?»825 Гимны Амвросия писаны с соблюдением меры и при том так, что смысл всегда оканчивается четвертым стихом; последнее само по себе указывает на то, что они назначены для антифонного пения.
Между подлинными гимнами св. Амвросия (всего до 13), следует заметить особенно гимн: Тебе Бога хвалим826. Напрасно некоторые отнимают его у Амвросия, увлекаясь примером некоторых писцов невежд827. Составление сего гимна надобно отнести к тому времени, когда одержана была полная победа над арианством, т.е. к 386 г., а в 388 г., когда крещен Августин св. Амвросием, его пели крестивший и крещаемый828. С V века видим уже всеобщее употребление его на Западе, между прочим при коронации королей и на Соборах829. Но вот на что еще доселе не обращали внимания, и что вместе говорит о подлинности сего гимна! Весьма сходный с ним гимн находится между гимнами св. Григория Богослова; это хвалебно-молитвенный гимн Триипостасному: «Дай мне воспеть, дай мне восхвалить Тебя, Бессмертный Царю и Господи... Тобою живут бесчисленные сонмы Ангелов, Ты засветил солнце» и пр.830. По местам буквально, а по содержанию и весь сходен с сим гимном гимн Амвросия. И так, как мы уже знаем, что Амвросий более, нежели кто-либо другой из Западных учителей, переносил Восточное на Запад, и даже вносил очень многое из восточных сочинений в свои собственные: то не остается сомнения и в том, что песнь Тебе Бога хвалим, действительно принадлежит св. Амвросию.
* * *
Некоторые из этих сочинений в Хр. Чт. 1838. 1839 г.
Ер. 42.
Ер. 67. 79.
Ер. 27–33. 37. 38. 70. 71. 73–75.
Ер. 81. 63. 64. 84.
Ер. 25. 26.
Ер. 2. 5. 6. 16. 19. 23.
Ер. 39. 15.
Lib. de reb. eccles с. 22.
Missale Ambrosianum, Mediolani 1831. Mabillonii Museum italicum. T. 1. P. 14. p. 99–109. Paris. 1724.
Epist. Pavli et Gebehardii у Мабиллона Т. 1. Musaei ital. р. 96. Mitte nobis Antiphonarium cum notatis et sacramentarium cum solis orationibus et praefationibus Ambrosianis. И в начале письма: Nos nullum apellamus sacramentarium, nisi librum missalium orationum absque actionibus evangelicis, apostolicis et propheticis, quarum fines et principia secaudum Ambrosianam exceptionem petentibus nobis annotare pollicitus es.
См. прим. 44. Augusti Christ. Archeol. В. 4. S. 284–286. Bona rer. liturg. lib. 4. c. 40.
Confession. lib. 9. с. 7.
См. Sigeberti Chronicon.
Проспер Chronicon ad an. 386. Исидор de eccl. offciis. 1. 6.
Confess. lib. 9. с. 120. Начало гимна: Deus creator omnium Solique rector vestiens Diem decoro lumine, Noctem soporis gratia. В другом случае он говорит еще об утреннем гимне св. Амвросия: Jam surgit hora tertia (Retract. 1, 21. 9, 12. De nat. et grat. c. 63).
Orat. adv. Avxent. T. 5, p. 109.
Кроме двух, о которых говорит Августин (пр. 49), Римский Собор 430 г. говорит о гимне: Veni Redemptor gentium. Это прекрасный гимн на Рождество Христово. О двух других упоминает Кассиодор. Семь других по древним рукописям отыскал кард. Томассин (Op. T. 8). Прочие, известные с именем св. Амвросия, не принадлежат ему.
В некоторых латинских рукописях гимн сей надписывается именем Abundini, или S. Sisenii, или Sisebuti, или Sisebuli. Но самая разность надписи и ее неправильность показывает, что она одолжена происхождением невежеству писцов.
О последнем Chronica Dacii, или вернее Landulfii, также жизнь Августина, неизвестного сочинителя (Vita S. Augustini, incerti auctoris. 1833, Kiliae, p. 35–38), и псалтырь Карла Вел. (см. прим. 54).
Св. Венедикт и Кесарий Арлесский (в 5. в.) уже предписывали петь сей гимн (Benedicti regula с. 44). Тоже в антифонарие Григория Двоеслова. Алкуин, псалтырь Карла Вел., Мабиллониев манускрипт 9 века, Смарагд епископ 10 века (Comm. ad regul. S. Benedicti) говорят о сем гимне, как о гимне св. Амвросия. В Карловой псалтыри надпись на нем: hymnus, quem. S. Ambrosius et S. Augustinus invicem condiderunt. Weiss Leben d. Väter u. Märtyrer Th. 42. S. 456. Binterim Denkwürdigk. der Kirche. В. 4. Th. 4. S. 404.
Гимн св. Григория в Хр. Чт. 1836. 2, 478.