Источник

§ 162. Жизнь Макария Великого и сочинения его.

Для всей Церкви, а не для одной пустыни, был и остается великим св. Макарий Египетский, отец пустыни. Современник Макария Александрийского, называвшегося «городским»831, но несколько старше его, он еще в юности почувствовал желание оставить мир и поселился близ деревни в келии; его избрали в чтеца в одной церкви, но он бежал в другое место; здесь оклеветала его впадшая в грех девица; он принял на себя клевету; преступница ужасными страданиями, внезапно поразившими ее, вынуждена была сказать о невинности Макария; но Макарий убегая славы человеческой удалился832 в пустыню Скитскую833; отселе посещал он св. Антония834. На 40 году был посвящен в пресвитера и тогда же получил дар чудотворений и пророчества, а по умножении учеников воздвиг для них четыре храма, сам пребывая с одним учеником своим835. Велики были подвиги Макария еще в первые годы пустынной жизни; за великие подвиги уже тогда называли его отроком-старцем836; но преимущественно молчание837 и сердечная кротость838 отличали и возвышали дух великого. Когда из Александрии изгнан был арианами архиепископ Петр преемник Афанасия и ими же поставлен был Люций: Люций послал отряд солдат в пустыни, чтобы насилием и жестокостями принудить пустынников к арианству; многие скончались мучениками, а Макарий вместе с несколькими другими послан в заточение на один из островов египетских: но здесь остров язычников вскоре стал островом христиан839. По возвращении в скитскую пустыню пророк и чудотворец840 скончался в 390 году на 90 году от рождения своего, на 60 пустынной жизни841.

Геннадий пишет, что «Макарий Египетский, подвижник скитский, писал послание к инокам, в котором поучал, что человек может совершать истинное служение тогда, как, познавши себя самого, добровольно несет все труды, мужественно борется с страстями, как бы не потерять благодати данной ему, и, наконец, сохраняя себя в чистоте, достигает чистоты душевной»842. Это письмо известно было и св. Исааку Сирину843; но оно доселе остается в рукописях844.

Для вас драгоценным наследством опытной мудрости Великого Макария служат 50 Слов и 7 наставлений и два послания. Они по всем спискам греческим, как и в переводах сирском и арабском, приписываются св. Макарию Египетскому845. Некоторые (Селье, Удин) хотят видеть в сочинителе бесед современника пелагианских споров. Напрасно! предметы, о которых говорит Авва ученикам своим, такие, которые каждый день представляются вниманию людей, имеющих тяжкое дело с своею душою. Вопрос о благодати и свободе Авва решает просто, повелевая молиться и трудиться. Если бы мы исполняли от всей души простой и святой совет Аввы, спорам праздности не было бы ни места, ни времени. Содержание бесед указывает на глубокую их древность. Наставник в 27 беседе представляется современником исповедникам. В виду его еретики, которые говорят, что «материя не имеет начала и она есть корень, корень – сила и сила равная Божией»846. А такие люди слишком известны были далеко прежде 4-го века и в 4 веке. Нельзя еще не заметить, что точно также, как ныне некоторые соблазняются содержанием бесед Макария и по содержанию их не хотят признавать их беседами Великого Макария, во время св. Исаака Сирина некоторые соблазнялись письмом св. Макария, не отвергая однако подлинности письма. Но если тогда одна неопытность в предметах духовных соблазнялась письмом, а св. Исаак, объяснив содержание письма для недальновидных, называл писателя письма: «Св. Макарием»847, то не тоже ли следует сказать и о соблазняющихся содержанием бесед Макария? Между тем в доказательство важности и подлинности Бесед мы можем еще указать на суд Иоанна Антиохийского патриарха 11 века; патриарх, перечисляя душеспасительные писания пастырей Церкви и отцов пустынных, одобренные Церковью для общего употребления, помещает между сими писаниями «книгу св. Макария», и сего Макария относит к подвижникам скитской пустыни т.е. той самой, где подвизался Великий Макарий848.

* * *

831

Макарий Александрийский назывался городским (πολετικος) от того, что родился в городе Александрии (Созомен 3, 44.); он жил еще три года по смерти Макария Египетского (Палладиев Лавз. гл. 49.). Филипп Сидский говорит, что Макарий Александрийский был наставником Александр. училища, и это вполне оправдывается тем, чтò говорят Сократ (4, 23) и Созомен об образованности Макария Александр. При том Ираклид (Paradis, с. b.) прямо называет его пресвитером Александрийским; при св. Афанасии во время Тирского Собора видим Макария Александрийского (Сокр. 1, 24. Созомен 2. 22). Итак, после того, как заведовал он училищем александр. с 330 до 340 г., в этом последнем году он перешел в Нитрийскую пустыню, где проводил жизнь строгую и украшен был даром чудотворения. С его именем известны доселе только: а) правило монашеское в 30 гл. на Лат. язык.; б) письмо к инокам; в) слово об исходе души и о состоянии по смерти. Первые два in Benedicti anianensis codice regularum (Patrolog. lat. T. 103.). Последнее сочинение записано учеником Макария. Слова Макария нередко встречаются в слав. ркп. Третий Макарий – Макарий Писпир был старше Египетского и Александрийского; он заботился о св. Антонии, когда тот лежал на смертном одре.

832

Cotelerii Monum, graec. Eccl. t. 1. р. 564. Rosweid. Vet. Pat. lib. 3. c. 99. lib. b. c. 15. Достоп. сказания о подвижн. отцов. М. 1845. стр. 150. 153. 138.

833

На 13 часов пути от Александрия на юго-запад Нитрийская гора, за нею далее на 5 часов пути, на границах Ливии и Египта, пустыня Скитская – море песчаное, где можно ходить только по указанию звезд. Скитская пустыня – часть Нитрийской, называющейся ныне долиною Натровою. Ritter Erdkünde. Berol. 1822. Путеш. г. Норова 1, 84. 85.

834

Иероним in vita Pavli Eremitae, Созом. Η. E. 3, 13. 14. Руфин Η. Е. 2. 8. Достоп. сказ. стр. 142.

835

Палладий в 19 гл. Лавсаика. Созом. 3, 13. 14. Достопр. сказ. стр. 140.

836

Палладий в 19 гл. Лавз. Созом. 3, 14.

837

«Довольно, если вы будете часто повторять от всего сердца: Господи помилуй меня; как знаешь и хочешь, помилуй меня». Rosweidi. 3, 3. 5. 4. § 26. О поступке его с жрецом идольским Rosw. lib. 3. с. 127. Coteler 1. р. 547. о воздержании и обращении при посещении братии Сократ. Н. Е. 4, 23. Rosw. vit. lib. 3. § 3. lib. 5. c. 4. § 26.

838

Однажды искуситель сказал ему: «Макарий я могу стать выше тебя в ночном бодрствовании, в посте и во многом добром: но твоя кротость посрамляет и обезоруживает меня». «Когда приходил к нему какой-либо брат, как к святому и великому старцу: то он ничего не говорил с ним». В противном случае отвечал с удовольствием. Достоп. сказ. стр. 144. 145. 149. 153. 132.

839

Феодорит Н. Е. 4, 18, 19. Сократ Н. Е. 4, 22. Созом. 6. 19. 26. Палладий в 117 гл. Лавсаика: Другой опыт ревности его к вере про Иеракитов см. у Росвейда lib. 3. с. 99. lib. b. с. 3. § 17. У Сократа Н. Е. 4, 23.

840

О даре пророческом и даре чудес его см. Сократа 4, 23. Палладия в гл. 19 Лавсаика.

841

Палладий в гл. 19 Лавсаика.

842

De script. Eccl.

843

Слово 46. по слав. изд., 49 по греч. «о истинном ведении и об искушениях. S. 295. 304». Ἐν Λειψίᾳ 1770.

844

Во многих греческих показанных Гарлесом (Fabr. Bibl. graec. Tom. 8. pag. 363); в переводе арабском есть в рукописи 788 и 885 годов; в перев. сирск. по ркп. 769 г. и 13 в. см. Maii Collect. vet. auct. Т. 4. р. 145. 599. Т. 5. р. 46. Assemani Bibl. От. Т. 3. Р. 4. р. 44.

845

S. Macarіі Aegyptii Homiliae atque opuscula ed. a G. Pritio. Lips. 1699. 1744. s. Macarіі Aegypti epistolae et quaedam alia, cum curis criticis H. Floss Coloniae 1850. На греческом издано 50 бесед. А в араб. ватик. ркп. 1055 года есть 26 бесед св. Макария Египетского; в этом списке читаются следующие греческ. беседы: 1–5, 7. 8. 10–12. 15. 18. 19. 47. Прочих 11 араб. бесед нет между издан. греческими. Но как на сир. есть и те, которые есть на араб., так и в греческой ркп. есть еще 7 бесед не изданных. Maii Collect. Vet. Auct. T. 4. p. 191. 192. 1833. Romae. Harles ad Fabr. Bibl. grae. T. 8. p. 362. 363. Asseman. В О. T. 3. P. 1 p. 44. 327. Флосс говорит: homilias, quales, hucusque editae sunt, miserrime depravatas ac mutilatas esse. В этом можно согласиться с ним, но во многом другом против него рукописи. Беседу о духовном законе считали беседою прп. Марка Пустынника. Правда еще Фотий, пересматривая рукописи, видел первым между сочинениями прп. Марка сочинение о рае и духовном законе: но а) есть различие между беседою Макария и главами Марка; б) легко могло быть, что Марк, как слушатель Макария, (см. о Марке) наставление Макария принял за руководство для себя и других, и потому оно присоединено к сочинениям самого Марка; но не как его сочинение. Последняя часть 25 беседы (§ 4) взята из беседы Василия Великого «о свободном произволении», которую Гарньер, хотя не признает за сочинение Василия Великого, но без основания (см. Reinwald Homiliarium. Patrist. 1829. fasc. 2. р. 192–195). Что касается до 7 наставлений, то в первоначальном своем виде они писаны в виде писем. Ибо Глика в своей летописи (Script. Byzantin.) приводит слова из писем (ἔν ἐπιστολαις) Великого Макария, которые читаются во 2 главе четвертого наставления. Harles ad Bibl. Fabr. I. cit. На араб. и сир. также не одно встречается письмо Великого Макария, см. прим. 14. слав. выписки из бесед и слов Макария Египетского есть в Лавр. Пергам. Сборн. 13. или 14 век. ( 9) и в друг. бум. 15 в. ( 26). Русский перевод наставлений и бесед Великого Макария в Хр. Чт. 1821. 1825. 1827. 1829. 1834–1837. 1846. Особою книгою, изданный перевод бесед, М. 1853 г. не может быть вполне одобрен по смеси русских слов и оборотов с славянскими.

846

Бес. 16. р. 241. Сл. Бес. 46. р. 525.

847

Исаака Сирина Слов. 46 по слав. изд., 49 по греч.

848

См. его сочинение о монастырях изд. Котельером. Monum. Grae. Eccl. Т. 1. р. 166. сл. р. 333. Прежде Иоанна Симеон Метафраст приводил в сокращенный вид наставления Великого Макария Египетского.


Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.] / [Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. II-го Отд-ния собств. Его. Имппер. Вел. Канцелярии, 1859. / Т. 2. – VIII, 384 с. (В 1-м изд. т. 2 напеч. в тип. Акад. наук; Т. 3 - в тип. В. Безобразова и К°).

Комментарии для сайта Cackle