Речь к воспитанникам Сумского реального училища по освящении в нем храма 5 октября, 1886 года.
Любезные юноши! Для вас устроен и освящен этот прекрасный храм; к вам я обращаю и слово мое по поводу этого радостного события.
Присутствие христианского храма в учебном заведении дает понятие о христианском воспитании учащегося в нем юношества. Да и какое может быть иное воспитание в христианском государстве, а тем более в нашем православном отечестве, в котором вся жизнь и сила созданы верою и христианскими подвигами наших предков? Это так, и никто из благомыслящих людей об этом не будет спорить. Но иное дело иметь убеждение в истине, и иное осуществлять ее в жизни. И надобно признаться, что мы, если видимым образом и преуспеваем в приобретении научных знаний, то еще более видимо слабеем в христианской жизни и добрых нравах. Этого не должны скрывать от себя и юноши, еще имеющие время поправить недостатки воспитания, от которых страдают их предшественники.
Вы спросите: что же мы в этом можем сделать? Отвечаем: вы, именно вы, и только вы сами с помощью наставников, можете стать на истинный путь христианского воспитания, приняв к сердцу те основания и правила, на которых оно утверждается. Если в науке и при отличных наставниках и при широких курсах нельзя преуспевать без собственного прилежания, то тем более нельзя вам и при полных уроках Закона Божия сложиться внутренне в добрых людей и граждан без усиленного труда в духовном самоисправлении и самоусовершенствовании. Если нельзя привить к душе юноши познаний, приемлемых только умом, без собственных упражнений, то тем более нельзя направить к совершенству всего духа, – ума, сердца и свободы без собственных усилий в устроении себя по идеалу истинного человеческого совершенства, начертанному в христианском учении.
Итак, христианское воспитание точнее можно назвать самовоспитанием. Только сам человек, как существо свободное, самообладающее, во внутренней жизни сокровенное, для наблюдений со стороны мало доступное, может вести внутри себя эту трудную работу самоусовершенствования. Успехи и недостатки знания в науках проверяются экзаменами, но тайные расположения сердца, но зарождающиеся в глубине души пороки и страсти, которые прорываются наружу большею частью уже тогда, когда они трудно исправимы , – ни для кого не видимы, по слову Апостола: „кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?“ (1Кор. 2:11).
Поэтому теперь начинайте и с усилием изучайте и применяйте к делу эту трудную науку самовоспитания, которая составляет задачу всей вашей жизни, – от юности до старости, и наконец до того страшного испытания, которое предстоит всем нам на суде Божием и решит на веки нашу участь.
Для успешного исполнения этой великой задачи прежде всего утвердите в умах своих убеждение, что только христианское миросозерцание, т. е. христианские понятия о Виновнике нашего бытия, о мире, о цели нашей жизни, о наших духовных потребностях, о наших нравственных законах и обязанностях, – только эти понятия указывают нам прямой путь к нравственному совершенству. Не верьте никому, что человеческая наука может открыть и уравнять нам этот путь. Древние философы думали больше нас, искали пути к счастью и совершенству усерднее, чем мы, и доходили до отчаяния от невозможности познать истину без откровения свыше. Потому нам, обладателям божественного откровения, нельзя безнаказанно отрекаться от него: вечное блуждание умов, безвыходные противоречия, самые грубые заблуждения, а за ними пороки и бедствия постигнут, и уже постигают, и наш христианский мир, как было с миром языческим, если отречемся от Единого нашего Учителя – Христа (Мф. 23:8). Присмотритесь к жизни: уже и теперь вы своими глазами можете видеть опытные доказательства того, как гибнет молодость, отдавшая себя на нравственное разграбление ложным учениям и лживым учителям.
Потом усвойте себе убеждение, что начальных уроков в богопознании и благочестии, которыми большинство наших образованных людей пробавляется всю свою жизнь, мало для приобретения христианского мировоззрения, что христианская наука безгранична, как сама божественная жизнь, к общению с которой призван дух человеческий. Наука исправления и врачевания грешных душ человеческих сложнее, обширнее и труднее всех наук естественных; изучение себя и исправление своих недостатков под ее руководством есть непрестанная, трудная, хотя вместе и питательная и утешительная работа. Итак, положив здесь начало, приобретите вкус и любовь к христианской науке; изучайте ее по библии, творениям великих христианских писателей, по истории веры и Церкви Божией во всех веках; полюбите христианскую литературу по предметам обширную, по содержанию глубокую, по влиянию на развитие ума незаменимую. Ее у нас светски образованные люди не ценят, потому что не знают и не понимают ее великого значения; между тем как только в связи с нею и все человеческие науки получают то особое освещение, тот особый высший смысл и значение, по которому и сведения, необходимые только для земной жизни, обращаются в пособие к богопознанию и нравственному самоусовершенствованию.
Далее, – проводите с помощью самонаблюдения в своем сознании глубокую и ясную черту, разделяющую в вашей душе две стороны, – добрую и худую, или, как говорит Слово Божие, ветхаго и новаго человека, но не смешивайте одной стороны с другою. Не верьте учению утверждающему, что наши недостатки и пороки принадлежат нам от самого создания, что человек сотворен с ними, что падения человека, расстроившего его природу, не было. Это ложь наиболее опасная, так как она узаконяет беззакония, освобождает человека от ответственности за преступления, и обращает не только личную, но и общественную жизнь в то страшное смешение добра и зла, которое составляло неразрешимую загадку и неисправимое несчастье человечества до христианства. Как наблюдатели собственной внутренней жизни, с тою бдительностью, какой требует от нас христианское учение, следите за своими помыслами, ощущениями и желаниями, – и сама совесть ваша скажет, что исходит, как сказал Господь, из поврежденного грехом сердца нашего (Мф. 15:19) и что из высшей духовной области, озаряемой благодатью Божией, и из стремлений нашего внутреннего нового, возрожденного человека, „созданного по Богу в праведности и святости истины“ (Еф. 4:24). Ваша собственная совесть оценит и осудит все злое, возникающее в вас, и ваше собственное сердце с радостью будет встречать все доброе, рождающееся в ваших помыслах и желаниях. Перенесите все ваше сочувствие, все ваше внимание к этой светлой стороне вашего духа, и с усилием отвергая все злое, возбуждая и питая в себе все доброе, воздыхайте во Господу непрестанно о помощи в этой тяжкой борьбе со злом, живущим в нас самих, и обступающим нас отовсюду в виде смущений и соблазнов во всю нашу жизнь. Недостаток этой бдительности и борьбы называется в Слове Божием, как вы сами знаете, нравственным сном, во время которого враг всевает в душе нашей плевелы посреди пшеницы, а совершенное отсутствие и отрицание этой бдительности равносильно добровольному преданию себя во власть зла, и ведет к той духовной смерти, в которой, но слову Спасителя, человек, как мертвый труп, становится бесчувственным ко всем влияниям и внушениям истины и Божией благодати. Это и есть прямое последствие тех ложных учений, которые, отрицая нашу духовную жизнь и падение человека, представляют его по самой его природе диким животным с необузданными стремлениями, хищническими желаниями и ненасытною жаждою порочных наслаждений.
Наконец, со всевозможною заботливостью воспитывайте и укрепляйте в себе силу воли, которая, как ныне изобретенный винт в корабле, движет нашу душу во всех направлениях. Вы знаете, что когда этот механизм в исправности, корабль идет быстро, а когда поврежден, или сломан, корабль останавливается и становится жертвой бурь и волнений. То же бывает и с душою нашею при повреждении нашей свободной воли. Слабость воли есть великий недостаток наших современных молодых поколений: всё им тяжело, всё для них трудно; везде они ищут перемен, облегчения, удобств, неги и покоя, так что и самая жизнь, когда она соединена с трудом и лишениями, становится для них в тягость. Между тем опыт говорит, что деятельность, труд, борьба, – это и есть истинная жизнь человека, а победа и есть истинная его радость и счастье. В борьбе растет наш дух, в преодолении препятствий торжествует. Эта борьба, соединяемая с торжеством победы, и есть зачаток истинного блаженства нашего духа, которое предназначено ему в вечной жизни, где обетованный покой будет состоять не в бездействии, а в легком свободном от земных препятствий, но непрерывном деятельном восхождении к совершенству и счастью. Способность к этой блаженной жизни и приобретается здесь на земле единственно возрастанием и укреплением нашего духа сначала в победе над препятствиями к добру, а потом в усиленном воплощении в себе самого добра полезною и богоугодною деятельностью, которая силою навыка обращается сначала в любимую, а потом в радостную и блаженную. Поэтому всякое дело великое и малое, – умственное, нравственное, житейское, лишь бы оно было честное, – с терпением, выдержкою, с некоторым упорством одолевайте и доводите до конца... Не говорите себе: это можно отложить, это неважно, – можно оставить, это можно сделать как-нибудь. Эти внушения, подкрадывающейся к вам лености и небрежности, суть черви истачивающие самую, так сказать, сердцевину вашего духа, вашу свободную волю. Плоды, которыми питается дух наш состоят главным образом не в том, что он добыл, приобрел, что имеет, хотя бы в виде богатства, или почести, а в том, что он сам этого достиг, что он всё преодолел, что не изнемог на пути, что он на своем поприще – победитель. Поэтому трудолюбивый земледелец в своем черном труде часто имеет больший нравственный успех, чем высокостоящий, но ленивый и вялый общественный деятель; поэтому и энергический, ретивый и упорный в деле мальчик имеет больше задатков нравственного успеха, чем взрослый неустойчивый и небрежный человек. В этом смысле все труды нашей земной жизни, – самые обыденные, неприглядные, смиренные имеют для нас великое нравственное значение как школа для воспитания энергии и силы нашего духа. Это и значит во всяком земном деле и приобретении, по слову Спасителя: „в Бога богатеть“ (Лк. 12:21), т. е. с каждого даже внешнего труда и вещественного стяжания при благочестивом настроении собирать жатву для укрепления силы нашей воли и возрастания нашего духа. Заметьте опыт вашей еще детской жизни: когда вы больше счастливы, – уклонившись от предстоящего вам труда, или отдыхая после честной и упорной работы? Конечно, в последнем случае. Вот ключ к разрешению вопроса о вашем свободном нравственном преуспеянии.
Благодарите Бога за дарование храма вашему заведению, будьте признательны и к жертвователю с такою заботливостью и щедростью его украсившем 7, и пользуйтесь богослужениями и таинствами, в храме совершаемыми, как источниками высших духовных сил для вашей нравственной жизни. В неопустительном посещении богослужений приобретайте внутреннее чувство общения вашего духа с Богом; в молитвах и таинствах ищите просветления вашего ума, очищения сердца и благодатной помощи в ваших трудах и в борьбе с вашими недостатками и немощами; а в благоговейном предстоянии пред Богом с собранностью мыслей, бодростью тела, покорностью Церкви в исполнении ее уставов упражняйте вашу волю и свободу. Церковь дает нам и начальные и высшие уроки нравственного самовоспитания. Любите ее: она не напрасно называется нашею матерью.
* * *
Д. Ст. Сов. И. Г. Харитоненко.