Беседа на Евангелие восьмой недели по Пятидесятнице
Насыщение 5000 человек 5-ю хлебами (О молитве перед принятием пищи)
Какое Евангелие было сегодня?
О чудесном насыщении пятью хлебами и двумя рыбами пяти тысяч человек (Мф. 14:14–22. Зач. 58).
...
«Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ».
...
В Евангелие говорится, что Иисус Христос перед насыщением 5000 человек 5-ю хлебами велел народу вовзечь на траву, затем, взяв 5 хлебов и 2 рыбы, воззрел на небо и благословил их.
Что значит возлечь на траву? И что значит это воззрение на небо и благословение?
"Возлечь» – значит сесть на траву. Известно, как мы уже объяснили, что древле восточные народы за трапезою обыкновенно не сидели, а возлежали, т. е. на полу на коврах полусидели и полулежали, облокотившись на подушки.
«Воззрел на небо и благословил» Иисус Христос хлебы и рыбы, т. е. произнес молитву и, как у Евреев было в обычае, что глава семейства благословляет трапезу, благословил ее.
Далее в Евангелие говорится, что по совершению чуда насыщения 5000 человек 5-ю хлебами, Иисус Христос понудил своих учеников в лодке отправиться на другую сторону (конечно, озера Галилейского или Генисаретского, по которому Он часто плавал со своими учениками), прежде нежели отпустил народ. Для чего это сделал Иисус Христос?
У евангелиста Иоанна при описании сего чуда (Ин. 6:15) говорится, что Иисус Христос узнал, что по поводу чуда насыщения 5-ю хлебами 5-ти тысяч народа хотят нечаянно взять Его и сделать царем. Посему, чтобы не дать народу войти в сношение со своими учениками и не поселить в них такой же мысли, столь не согласной с планом божественного домостроительства, тотчас удалил их отсюда. С другой стороны, этим Господь научает не гоняться за людскою славою и не привлекать к себе толпы.
Какое особенное поучение можно вывести из сегодняшнего евангельского чтения?
Иисус Христос пред насыщением народа хлебами молился. Вот для нас, братие, пример молитвы пред вкушением пищи, чтобы Господь благословил нам вкушение её на пользу. Пусть обратит внимание на это обстоятельство особенно тот из нас, кто оставляет святое обыкновение молиться пред вкушением и после вкушения.
Как худо делают такие из нас, братие. Кто дает нам пищу, как равно, и все необходимое для нас – не Бог ли? Пошлет Господь засуху, безведрие, голод, и мы можем умереть с голоду. Можем ли мы не сознавать и не чувствовать этого? А этого, конечно, не чувствуют и несознают те, которые не молятся ни перед обедом, ни после. Поступать таким образом не только безнравственно, но даже и невежественно: друг друга они благодарят, один другому они бывают признательны, когда получают что от них, а Богу – не хотят быть признательными. Относительно Бога не хотят думать и чувствовать сердцем, что у них всё от Него. И что по большей части они и недостойны, но все пользуются Его милостями, все продолжают получать от Него нужное для себя: пищу и всё. Если таковые люди не сознают и не чувствуют, что у них пища от Бога, то могут ли они живо сознавать и чувствовать, что у них и всё прочее: здоровье, средства – от Бога же? Не приписывают ли они и всего этого своим трудам, способностям и случайностям? А такие люди, значит, – люди маловерующие и люди гордые.
Худо, гибельно быть таковыми! Нечего и говорить о том, что кто молится перед столом и после, для того и пища может быть и приятнее и полезнее. Мы как-то рассказывали вам, братие, случай: когда великий князь Киевский Изяслав обедал у св. Феодосия в монастыре и удивлялся вкусу простой монастырской пищи, то узнал, что этот вкус происходит именно от того, что в монастыре пища и готовится-то с благословением и молитвою. Истинно, братие, те, которые не молятся перед столом и после – те поступают подобно неразумным и бессловесным животным или даже хуже их. Животные обыкновенно подходят к пище и уходят от неё, не выражая благодарности. Но и из них иные не редко показывают самым разительным образом, а именно: своим взглядом и ласкою свою признательность к хозяевам и вообще к тем, которые заботятся об них и кормят их.
Господь Иисус Христос учит нас в Евангелие признательности и благодарности в отношении к себе следующим образом: однажды Он исцелил десять прокаженных. Девять из них, вероятно, очень обрадовались своему исцелению и поспешили домой, а один пришел благодарить Иисуса Христа. Что же сказал тут Иисус Христос? Я исцелил десятерых, – сказал Он. – Где же прочее девять? Что же они не пришли воздать хвалу Богу? (Лк. 17:17).
Скажут ли некоторые, что нынче не принято молиться пред столом и после. И стыдно молиться, когда другие не молятся, будут смеяться над тобою. Правда это, но все-таки молиться должно, ни на что не должно смотреть. Мало ли, что нынче не принято? Некоторыми нынче не принято веровать в Бога, так и нам, верующим, нужно оставить веру из подражания им? Апостол прямо пишет нам: «не сообразуйтесь веку сему" (Рим. 12:2).
Стыдно молиться, когда другие не молятся? А что Господь сказал? «Кто постыдится Меня и Моих слов, – т. е. постыдится других веровать в Него и исполнять Его закон, в роде сем, – того постыдится и Сын Человеческий», т. е. Он Сам, когда придет судить всех на Страшном Суде (Мк. 8:38).
Будут смеяться? Смеялись над Ноем, когда он строил ковчег. Но он не смотрел на насмешки, всё строил. И что же? Он спасен, а те насмешники все погибли от потопа. А еще может быть и то, что один не молится – на него смотрит другой, третий и не молится. Кто тут виноват? Кто подает собою худой пример? А один начал молиться – начинает другой и третий. Вот он сделал доброе дело и сам по себе и расположил к тому другого.
Итак, братие, худой и ничем не извиняемый обычай не молиться пред вкушением и после вкушения пищи.