Бенедикт Нурсийский
Бенедикт Нурсийский – основоположник уставного монашества на западе; род. в 480 г., в Нурсии, в провинции Валерии; ум. 21 марта 543 г., в Монте-Казино; получил воспитание в Риме, 14-тилетним мальчиком в 494 г. бежал из этого города, будучи недоволен крайней распущенностью жизни учеников, равно как и беспорядочностью самых занятий, и сначала удалился в Энфид (древняя Анфидена, теперешняя Альфидена), и затем далее на восток, в горы Субиаго, чтобы предаться подвигу благочестивой жизни в полном уединении. В Субиаго он встретился с монахом Романом, который одобрил его намерение и помог ему в его осуществлении. Он поселился на дне мрачной пещеры, и там проводил время в благочестивом созерцании, борясь с искушениями плоти, причем пищей снабжал его Роман, который на веревке спускал к нему ежедневно часть из своего собственного скудного запаса. По прошествии трех лет (в 497 г.), его нашли в пещере пастухи, которые сначала испугались его, как дикого животного, но скоро признали в нем благочестивого подвижника и отнеслись к нему с глубоким благоговением Весть об этом привлекла к нему и других людей. Мало-помалу он вышел из своего полного уединения, и в 510 г. монахи монастыря Виковаро избрали его своим настоятелем. В это время он, по-видимому, уже ослабил свой крайний аскетизм, которому предавался первоначально, потому что позволил своим монахам пить вино. Но он требовал безусловного повиновения, и строгий порядок, который он ввел в жизнь монастыря, строго распределив ее между благочестивыми упражнениями и физическим трудом, сильно восстановил монахов против него, так что они покушались даже отравить его. Тогда он оставил этот монастырь и возвратился в пещеру. Но он уже и там не мог укрыться от взора людей. К нему стало стекаться много народа, – приходили как благородные юноши из богатых фамилий, так и старые закоснелые бродяги из готских орд, – чтобы получить от него наставление в благочестивой жизни. Он устроил небольшие общины по двенадцати монахов в каждой, под главенством настоятеля; двенадцать таких общин учредил в окрестностях Субиого и сам сделался главой их. Но возникли новые смуты. Хотя монашеская жизнь еще не привилась хорошенько, не имела еще ясно определенной миссии и строго выработанной организации, вследствие чего и замечались в ней самые странные уклонения, тем не менее, в глазах всех она считалась уже высшим выражением религиозных стремлений того времени. Вступление в монастырь только и считалось истинным обращением, и жизнь в монастыре только и признавалась истинным благочестием (религией). Отсюда возникла ожесточенная ревнивость со стороны мирского духовенства по отношению к монахам. Один священник из окрестностей Субиаго, Флорентий, покушался отравить Бенедикта, и, когда покушение не удалось, он старался соблазнить монахов прелестями чувственных искушений. Тогда Бенедикт порешил удалиться отсюда и в 528 г. он увел свою небольшую паству в Кампанью, в Монте-Касино, где он превратил старый Аполлонов храм с прилегающей к нему рощей в христианскую церковь, окруженную рядом киновий. В 529 г. он издал свой знаменитый устав, которому предназначено было, в течение многих столетий, служить уставом для всех монастырей западной церкви. Монастырь в Монте-Касино быстро разросся, и вскоре в состоянии был выделять из себя колонии. В 580 г. он был разрушен ломбардами, монахи бежали в Рим, и восстановлен был лишь в 720 г., но в том же самом виде. Между тем (в 633 г.) один французский монах, Эгульф, вырыв кости Бенедикта, унес их во Францию, где они сложены были в монастыре, близ Флери, – что впрочем, однако, не помешало монахам Монте-Касино, в свою очередь, также выставить кости основателя своего ордена, причем, даже получили от Урбана II бумагу, осуждающую всех, кто сомневается в подлинности этих мощей (см. Бенедиктинцы).
Единственным литературным памятником, оставленным о себе Бенедиктом, служит его Устав, часто печатавшийся и подвергавшийся толкованиям, из которых лучшее принадлежит Мартену, Comentarius in Regulam S. P. Benedicti, Paris, 1690; другие, приписывавшиеся ему сочинения, можно найти в Віblіоtheса Patrum Maxima, Лион, 1677 т. IX , стр. 640, но они подложны. Его жизнь описана Mege – Vie de St. Benoist, Paris, 1696; болландистами – Act. Sanct, Март, т. III стр. 274–357, и Мабильоном в Act. Sanct. A. S., В. I ,р. 3 и Ann. Ord.,S. В., I, р. 1–177; но все это лишь пересказ его жизни, как она описана Григорием Beликим в его «Диалогах», II гл.