Источник

Беседы на Евангелие по Просвящении, или Крещению, Христовом

Начале проповеди Иисусом Христом (Как нам должно принимать на себя ту или другую должность)

Что сегодня читалось из Евангелия?

Об обстоятельстве, последовавшем после Крещения и воспоминаемом в нынешнюю неделю, а именно – о начатии Христовом проповеди евангельской (Мф. 4:12–17. Зач. 8).

...

«Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное чрез пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

...

В Евангелие говорится, что когда Иисус Христос услышал, что Иоанн Предтеча и Креститель Его отдан под стражу, то оставил город Назарет, где жил доселе, и поселился в другом городе, Капернауме.

Почему же Иисус Христос оставил Свой отечественный город Назарет?

Потому что жители города дурно приняли, даже изгнали Его из города. Господь сотворил немало чудес в Капернауме, и Назаретяне слышали о них, но не веря в Него, желали, чтобы Он и у них, перед их глазами, по их требованию, для любопытства совершал чудеса. Господь, конечно, не сделал по желанию Назаретян, и они разгневались на Него. Об этом обстоятельстве, предшествовавшем оставлению города Назарета и поселению в Капернауме, говорит евангелист Лука (Лк. 4). Между тем через это обстоятельство исполнилось пророчество Исаии, которое читается дальше в Евангелие: «Земля Завулонова...» (Ис. 9:1, 2).

Уяснимте слова этого пророчества: «земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране тени смертной воссиял свет».

"Сидящий во тьме» – это значит незнающий Бога и Его закона, подобно тому, как находящийся в темноте не видит и не знает, куда идти. «Сидящий в тени смертной» – значит удаленный от вечной жизни как незнающий Бога и неисполняющий закона Его. С явлением среди таковых людей Спасителя им «воссиял свет», т. е. возвещенное Спасителем, истинное учение о Боге и Его законе и надежда на вечное спасение. А таковых, сидящих во тьме, очень много было в Капернауме, так что место, где был Капернаум, называется «Галилею языческою».

В конце Евангелия говорится, что с того времени Иисус начал проповедывать и говорить: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Что называет здесь Иисус Христос Царством Небесным?

"Царство Христово на земле и на Небесах», т. е. на земле христианскую Церковь, ведущую в Царство на Небе, в блаженную вечную жизнь там. Это было уже объяснено.

Что особенно поучительного в сегодняшнем Евангелии?

Иисус Христос вступил в дело спасения рода человеческого не иначе, как по надлежащему приготовлению Себя постом и молитвою. Принимать на себя какое-либо, особенно важное, дело и нам должно не иначе, как приготовив себя к тому размышлением и молитвою. Нужно предпринимать всякое доброе дело или принимать ту или другую должность с размышлением. О чем же тут должно размышлять?

Во-первых о том, можем ли мы исполнить предпринимаемое нами дело или проходить принимаемую на себя должность. И во-вторых о том, как должно делать это дело и проходить эту должность. От всякого, принимающего дело и должность, требуется, чтобы исполнял дело и проходил должность для славы Божией, для пользы ближнего и для пользы своей собственной. Как же не подумать о том, сможет ли он так исполнять дело и проходить должность, чтобы это было и Богу во славу, и ближним и себе на пользу?

О, если бы побольше из нас размышляли об этом, то меньше было между нами недостойных, служащих соблазном, служителей Церкви; кривых, служащих посмешищем, судей; беспечных начальников; вредящих своим ученикам, учителей; обманщиков-торговцев; беcчестных ремесленников, слуг и рабочих – людей недобросовестных. Тогда брались бы за дела и должности не для собственной наживы только! Тогда кто чувствовал бы себя не совсем способным к тому или другому делу, к той или другой должности – не брался бы за это дело и должность, а взял бы другие, более по себе.

О препод. Серии повествуется, что когда св. Алексей, митрополит, желал поставить его епископом, чтобы он со временем мог заступить его место, то преподобный решительно сказал ему: «Прости меня, ты хочешь возложить на меня бремя выше моих сил» (Жит. пр. Серия). Если бы размышляли так, тогда делали бы дела и проходили бы должности тщательно, честно и добросовестно.

Когда св. Иосиф Прекрасный был слугою у египетского вельможи, а затем, когда по злой клевете жены сего вольможи был посажен в темницу, то и там и здесь за свою честность и добросовестность пользовался преимуществом пред другими: у вельможи скоро сделался домоправителем, а в темнице – смотрителем над узниками.

О чем же нам, братие, должно молиться, когда хотим принять или уже приняли на себя какое дело и должность?

О том, чтобы Господь, зная наши склонности и способности, дал нам такое дело и должность, где мы были бы полезны и служили на спасение, а не на погибель своей души. Или, когда дело и должность уже приняты, чтобы помог нам проходить их достойным образом. Бог поможет – все будет хорошо и полезно. Без Бога ничего мы не можем делать добрым и полезным образом.

Св. Роман был пономарем при Софийской церкви в Царьграде. Он был неграмотен, но отличался доброю жизнью и ревностью к Церкви. Патриарх любил его за благочестие, и это было завидно для других священнослужителей. Однажды на торжественной вечере пред Рождеством Христовым, в присутствии царя они вдруг заставили его читать на амвоне. Так как он ничего не мог прочитать по своей безграмотности, то был очень сконфужен и огорчен.

После службы Роман долго плакал и молился пред иконою Пресв. Богородицы. Во время сна явилась ему Пресвятая Богородица и подала бумажный свиток. И что же? Св. Роман вдруг почувствовал, что он не только знает грамоту, но и стал премудр, так что сделался составителем многих церковных песней (Прол. 1 окт.).

Так, за молитву, Господь чрез своих Святых научает и несведущих, тем более поможет сведующим, но затрудняющимся и просящим помощи у Него.

Итак, братие, не принимайте никакого дела и не берите на себя никакой должности, предварительно не размыслив о ней и не помолившись Богу.


Источник: Беседы пастыря на воскресные литургийные евангельские чтения : Объясн. сих чтений с прил. вытекающих из них нравств. поучений / Сост. свящ. И. Бухарев. - 2-е изд. - Владимир : тип. П.Ф. Новгородского, 1887. - 212 с.

Комментарии для сайта Cackle