Беседа на Евангелие десятой недели по Пятидесятнице
Исцеление бесноватого (О пользе и необходимости поста и молитвы)
Какое Евангелие слышали вы, братие, сегодня?
Об исцелении Иисус Христом бесноватого отрока (Мф.17:14–23. Зач. 71).
...
"Подошел к Иисусу некоторый человек и, преклоняя пред Ним колена, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом. Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились».
...
В Евангелие говорится, что когда некто отец просил Иисус Христа исцелить его больного бесноватого сына, то Он воскликнул: «о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» Далее, когда Иисус Христос исцелил бесноватого и апостолы спрашивали Его, почему же они не могли изгнать беса, то Иисус Христос сказал: «по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом».
Как понимать все эти слова Иисуса Христа?
Восклицание Иисуса Христа, когда отец просил Его за больного сына «о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» означает выражение горести и укора за неверие, несмотря на все чудеса Иисуса Христа. Относится оно и к книжникам, и к толпе предстоящей, и к отцу больного, так как Иисус Христос видел, что книжники совсем не верят, народ, вероятно, и отец мало верят. И к ученикам, так как и сами ученики Иисуса Христа до сошествия на них Духа Св. имели тоже слабую веру. Слова же Иисуса Христа по отношению к апостолам «по неверию вашему» и пр. имеют следующий смысл. «По неверию вашему», т. е. вы не имели столь крепкой и совершенной веры, какую надлежало иметь вам, как ближайшим свидетелям Моих чудес, слушателям Моего учения. «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет», т. е. если вы будете иметь малую степень веры, например, наподобие горчичного зерна, только бы она была искренняя и твердая, то совершите великие дела подобно, как горчичное зерно, которое мало само в себе, но имеет великую силу, произрастает на Востоке, где жил Иисус Христос, из себя великое дерево. «Сей же род изгоняется только молитвою и постом». «Сей же род», т. е. демоны. Чтобы изгонять бесов, для этого нужна вера более совершенная. Вера эта достигается усиленною молитвою и постом, так как пост и молитва, отрешая человека от всего земного, вводят его в общение с Богом.
Что такое особенно поучительное было в сегодняшнем евангельском чтении?
То, что самое лучшее средстве отгонять от себя бесов с их искушениями ко греху есть пост и молитва.
Вот почему у нас, братие, так много постов и так часто заповедано нам молиться. Вот почему Сам Господь, св. апостолы и все святые так много постились и молились. И вот почему люди благочестивые так много постятся и молятся. Они знают, что пост и молитва очень полезны им, их душам. Мы как-то говорили с вами о том, что худо делают поэтому те из нас, которые мало постятся и ленятся молиться. Они много вредят себе, своими душами и никак и ничем, конечно, кроме болезни, не могут оправдать своей слабости совсем не поститься или мало молиться.
«Это верно, – скажет ли кто при сем, – но желалось бы знать, каким образом пост и молитва, особенно же пост, полезны нам, нашим душам? Какими образом пост и молитва, как сказано в сегодняшнем Евангелие, отгоняют от нас бесов с их искушениями ко греху и при этом спасают нас от самых грехов»?
Какими образом? Следующим. Например, пост помогает нам делать добро и не делать грехов. Возьмем человека, обременившего себя пищею и питьем, особенно вином, и человека, воздержавшегося не только от вина, но и от пищи. Кто из них более способен подумать о Боге и о своей душе, помолиться и сделать то и другое добро? Не этот-ли, последний? Тогда как тот, первый, скорее ищет покоя своему телу и до молитвы ли и до богомыслия ли ему? Он же, насыщенный пищей и напившийся вина, становится очень склонен ко многим грехам, а особенно к плотским, любострастным. Эти плотские грехи главным образом, как известно, и происходят именно от того, что, очень любя свое тело, мы много питаем его и пьем вино в излишестве. Думаю, что многие из нас знают сию истину по собственному опыту. «Пост – источник целомудрия», – говорит св. Исаак Сирин (Твор. Св.Отцов, 12 кн., стр. 110). «Не упивайтеся вином, от которого бывает распутство», – учит и св. Апостол (Еф. 5:18).
Молитва – она есть беседа человека с Богом и святыми Его. Через нее мы входим в общение с ними и получаем от них благодать (т. е. силу для делания добра и неделания зла) и силу, освящающую нас. С этою силою, с этою святостью к нам, конечно, ближе добро, чем зло и грех. С другой стороны, дьявол и с ним грех бежит от человека, который посредством молитвы находится в общении с Богом и Его святыми. Особенно страшно для дьявола Имя Божие, которое так часто упоминаем, и крестное знамение, которое обыкновенно употребляем мы при молитве. Из жития святых мы знаем, как святые отражали от себя бесов крестным знамением с молитвою. О молитве св. отцы говорят, что она «пища, солнце, врачевство, сила и жизнь души. Она – мать, царица, основание и столп всех добродетелей» (Св. Злат. Лествичн., св. Макарий В.).
Посему, братие, если мы истинно желаем спасения своим душам, если желаем больше делать добро, чем грехи, то будемте пользоваться такими прекрасными, указанными Самим Господом и испытанными всеми святыми средствами к сему: постом и молитвою. Истинно, не лживо, скажем, что кто не постится и ленится молиться, тот мало делает добра, а много грешит. Тот, следовательно, не ищет и не желает спасения своей душе или ищет и желает только на словах. Или даже тому кажется только, что он этого ищет и желает.
Истинно, братие, велики в деле нашего спасения пост и молитва!