Источник

Слово в день Рождества Христова 28

И се вам знамение: обрящете младенца повита, лежаща во яслех (Лк. 2:12)

Приятно слышать всякую утешительную весть; но приятнее слышать такую, которая прямо относится к нам, касается нашего благоденствия. Утешительно видеть дела Божии в истории народа Божия; но утешительнее видеть такое дело, которое совершилось ради нашего собственного спасения.

Не такова ли, христиане, весть радости, которую возвестил Ангел вифлеемским пастырям? Подлинно! Ангел сказал, что радость будет всем людям. Не таково ли вифлеемское событие, которое воспоминаем ныне с особенным благоговением и с особенною торжественностью? Подлинно! Иисус родился не для Иосифа и Марии, но для всех людей на свете, сколько есть, было и будет.

Посему каждый из нас может радоваться в настоящий день за себя и за других, за друзей и за врагов, за отшедших в вечность и за будущих пришельцев в мир сей, яко родися нам, всем людям, днесь Спас, иже есть Христос Господь (Лк. 2:10–11). Но радуясь, мы не должны забывать знамения, по коему вифлеемские пастыри узнали всеобщую радость. Оно весьма знаменательно. Вникнем.

Когда Ангел возвещал пастырям радость велию, то показал им и знамение радости: обрящете младенца повита, лежаща во яслех. В сем знамении по-видимому нет ничего ни величественного, ни блистательного, ни утешительного. Что за величие родиться в жилище бессловесных? Что за блистательность лежать в яслях под дыханием бессловесных?

Но вникните в дело. Под покровом нищеты и уничижения увидите истинное Божественное величие. Есть, есть в сем знамении нужды и бедности, знамение радости. Кто сей младенец, лежащий в яслях? Это тот, Которым вся, быша и без Котораго ничтоже бысть, еже бысть (Ин. 1:3); тот, Который носит всяческая глаголом силы Своея (Евр. 1:3); тот, Который превыше всякаго начальства, власти, силы, господства и всякаго имене, именуемаго не точию в веце сем, но и в грядущем (Еф. 1:21). Посему в знамении уничижения нельзя не приметить знамения величия и славы. Родиться Христу в таком виде, какой приличествует Ему, яко Господу, значило бы родиться во славе, неприступной для земнородных. Если пред сею славою закрывают свои лица Херувимы; то как могли бы устоять пред нею мы бренные и грешные? – Но Он мог, скажете, иметь славу земную, – родиться в чертоге или в светлом доме, и облещись порфирою и виссоном тонким. Хорошо! Но было ли бы и сие зрелище радостнее зрелища простых пелен и смиренных яслей? Для людей бедных оно было бы недоступно, а для богатых не поразительно. Те и другие остались бы без радости. Но видя Иисуса повита, лежаща во яслех, те и другие могут почерпать радость. Для чего рождается Он? Если для нашего спасения, то и повивается пеленами, и возлежит в яслях для нашего же спасения. В пеленах указывает нам на необходимость обуздания страстей, а в яслях на потребность самоотвержения. Пеленами учит терпению, а яслями смирению.

Нищета и убожество менее или более всегда простирались по лицу земли но никогда не были принимаемы за знамение духовного богатства. Рождается Христос, и Своим рождением освящает нищету и убожество. Нужды и скорби всегда менее или более тяготели над человечеством, но никогда не были почитаемы за знамение довольства и благосостояния. Рождается Спаситель, и рождением Своим возвышает все нужды и бедствия человеческие. Что теперь значит в царстве Христовом нищета и убожество? не более, как лишение средств к роскоши и расточительности. Что значат нужды, скорби и бедствия? не менее, как необходимые потребности к исправлению ума и сердца, как благонадежные побуждения к деятельности и трудолюбию. Иудеи не поняли знамения нищеты и убожества, и потому не узнали Мессию своего в Божественном Младенце. Напротив, мудрецы языческие, волхвы, постигли знамение, и падше поклонишася Младенцу; и отверзше сокровища своя, пришесоша Ему дары, злато, ливан и смирну (Мф. 2:11).

Как лист, цвет и плод заключаются в семени, так слава, величие и могущество сокрываются в уничижении и немощи Божественного младенца. Апостол Павел пишет к Коринфянам: весте благодать Господа нашего Иисуса Христа, яко вас ради обнища, богат сый, да вы нищетою Его обогатитеся (2Кор. 8:9). Из сего нетрудно усмотреть, что знамение нищеты во Христе есть знамение богатства для Его последователей. Его уничижением мы возвышаемся: Его страданиями и скорбями утешаемся и Его смертию живем.

Унизительно место рождения Христова, но не было бы славнее, хотя бы родился в чертогах. Бедно одеяние на Нем; но не было бы богаче, хотя бы покрыт был золотою тканью. Неприятно вместилище; но не было бы приятнее, хотя бы лежал в богатой колыбели. Тогда бы никто не ощутил спасительного действия. Богатые не научились бы презирать роскошь и пышность, а бедные сносить терпеливо нищету и убожество. Тогда сильные земли не почувствовали бы своего ничтожества, а немощные своей в Господе силы; тогда мудрые века не познали бы своего буйства, а простые своего суеверия; тогда никакая страсть не получила бы обуздания и никакой порок – преграды. Спасителю мира, как премудрому Врачу, благоугодно было приблизиться своею врачебною Божественною силою к самому началу и корню наших болезней, благоугодно было низойти до скорбей рождения и до возложения в яслях, – и в этом-то положении начать дело спасения, начать мерами противодействия – смирением гордости, убожеством любостяжанию, скорбьми плотоугодию.

Так, возлюблен, слуш., Божественный младенец самым рождением Своим уже положил начаток тому жертвоприношению, которое должно было совершиться на Голгофе. Он начал дело спасения в вертепе, в бедных пеленах, в яслях, и потому должно смотреть на пелены, как на порфиру, на ясли, как на престол, на вертеп, как на небо.

Но довольно! Святая радость настоящего торжества не дозволяет много рассуждать о том, во что более веровать и что более чувствовать должно. Скажу несколько слов к утешению твоему, христианин. Если ты связан трудными и скорбными обстоятельствами в жизни, – не ропщи. Это знамение пелен Христовых. – Если унижен и презрен пред равными себе, – не сетуй. Это есть знамение Христовых яслей. Если нуждаешься в пище и одеянии и не имеешь собственного жилища, – не скорби. Это есть знамение Младенца, рожденного в вертепе. Всегда и везде имей в себе и на себе знамение Христово: всегда и везде будешь покоен и счастлив. Аминь

* * *

28

Произнесено в 1836 году.


Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского. В 3 Томах. / С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : Т. 2-. Слова на праздники Господские и Богородичные и на Дни святых. / Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, 1857. 461 с.

Комментарии для сайта Cackle