Предисловие
Со времен апостольских и доныне духовные или церковные песнопения составляют существенную часть христианских богомолений. В них православные христиане изливают свои внутренние душевные переживания, воспаряя умом и сердцем к Богу Отцу, к Единородному Сыну Божию, Господу нашему Иисусу Христу, к Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, к святым Апостолам Христовым и к «друзьям» Господним или к святым угодникам Божиим. Представляя по своему содержанию, богатую сокровищницу христианского вероучения и нравоучения, церковные песнопения, по слову св. Апостола, являются у христиан одним из лучших средств к «научению и вразумлению друг друга» (Колос. 3 гл. 16 ст.), к взаимному «назиданию» и исполнению всех одним Духом (Ефес. 5 гл. 19 ст.). Вот почему духовные песнопения всегда были у христиан в самом широком употреблении не только богослужебном или церковном, но и в общественно-бытовом домашнем: «весел ли кто? пусть поет псалмы», – поучает христиан св. ап. Иаков. Единство песнопений, конечно, создавало у христиан и укрепляло единство вероучения, нравоучения и назидания, так что христиане исповедовали и славили Бога единодушно, едиными устами, и пребывали в единомыслии (Римл. 15, 5–6 ст.).
Такое значение духовных или церковных песнопений и побудило нас издать их, с возможной полнотой, чтобы православные христиане с наибольшим удобством пользовались ими для взаимного научения, вразумления и назидания, и тем укреплялись бы в верности и преданности Православной Церкви Христовой.
И. Айвазов.