Источник

Беседа на Евангелие тринадцатой недели по Пятидесятнице

Притча о злых виноградарях (Об ответственности властелинов)

Сегодня предлагалось в Евангелие притча о винограднике и виноградарях, т. е. работниках в винограднике, избивших слуг и убивших сына хозяина виноградника. Это та притча, в которой не задолго до своих страданий Иисус Христос предсказал, что Иудеи, о которых Бог так заботился и которых так приготовлял к принятию Спасителя, убьют Его (Мф. 21:33–43. Зач. 87).

...

«Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям, взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили также. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах ваших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его».

...

В начале Евангелия в притче говорится, что «некоторый хозяин дома насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился».

Кто разумеется под хозяином, насадившем виноградник? Что означает устроенный самый виноградник, ограда вокруг него, точило и столп среди него, отдача его виноградарям и отлучка хозяина?

"Хозяин» – это Бог. «Виноградник» – это истинная вера, или Церковь, насажденна Богом среди Иудейского народа. «Ограда"> – это закон, данный Богом Иудеям, который отделял их от других неверующих народов. «Точилом» назывался сосуд, в котором на Востоке выдавливалось вино из виноградных ягод. Таким образом, «точило» притчи – это жертвенник, на котором проливалась кровь закалаемых в жертву животных. «Столп», или «башня» над точилом – это храм Иерусалимский. «Виноградари» – это священники, учители и начальники Иудейского народа, которые обязаны были заботиться о его спасении, учить его вере и добродетели. Хозяин «отлучился» – это значит, Бог предоставил священникам и учителям Иудейским заниматься делом спасения народа.

Далее в притче говорится, что, «когда приблизилось время плодов, хозяин виноградника послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды. Но «виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили также. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили».

Что значит, что хозяин виноградника в известное время послал к виноградарям своих слуг взять свои плоды, а виноградари иного из слуг прибили, иного убили, а иного камнями побили; наконец, послал своего сына, а они и его убили в виноградника?

Слуги хозяина – это пророки. Пророков Бог посылал к Иудеям, чтобы они обличали их за отступление от закона и утверждали в вере и добродетелях – это и значит, что хозяин посылал слуг к виноградарям взять плоды свои. «Виноградари» же, т. е. лица, обязанные учить народ вере и добродетелям, слуг хозяина, т. е. из пророков, одних «прибили», например, Иеремию (Плч. 3:53), других до смерти «убили», например, Исайю (он, как говорит Предание, распилен был деревянною пилою), а иных «камнями побили», например, Захарию (2Пар. 24:21). Наконец, виноградари убили хозяйского сына – это значит первосвященники и книжники убили, т. е. распяли на кресте, и самого Сына Божия. Убили вне виноградника>, т. е. распяли вне города Иерусалима, на горе Голгофе.

В конце Евангелия говорится, что сказав притчу, Иисус Христос спросил: «Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» Иисусу Христу отвечали: «злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарями, которые будут отдавать ему плоды во времена свои». Тогда Иисус говорит им: «неужели вы никогда не читали в Писании (Псалтири): камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах ваших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его».

Как объяснить наказание виноградарям, высказанное Иисусу Христу самими Иудеями, что злодеев предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим, уже исправным, виноградарям? И затем слова Иисуса Христа из Псалтири: «Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла: это – от Господа, и есть дивно в очах наших» (Пс. 117:22, 23)? И как объяснить последние слова Евангелия: "Посему сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды»?

Наказание виноградарям за убийство царского сына означает наказание Евреям за распятие Иисуса Христа. Известно из истории, что Иудеи жестоко были наказаны за распятие Иисуса Христа. Во время осады Иерусалима римлянами в 70-м году по Рождеству, или в 37 г. по Вознесении Христовом, их погибло от голода и меча более миллиона и до ста тысяч взято в плен. Новые виноградари – это апостолы и их преемники, пастыри и учители Церкви новозаветной. Чтобы Иудеи лучше поняли, что под «сыном» нужно разуметь Его – Сына Божия, Mecсию, Он указал им на пророчество из Псалтири, где Мессия сравнивается с большим, полагаемым в основание углов здания «камнем, который отвергли строители», т. е. Иудейские учители, отвергли, но Которому Бог предназначил быть главою Церкви. В последних словах Евангелия «отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» Иисус Христос прямо относит притчу к Иудеям и сказывает, что за то, что отвергли Его, истинного Mecсию, не уверовали Него, а еще распяли Его, и сами они будут отвергнуты, а вместо их уверуют в Иисуса Христа другие. «Царство Божие», т. е. Церковь и блаженство на Небе, будет отнято от вас Иудеев, и перейдет к тем, которые уверуют в Него и будут исполнять Его закон, т. е. к христианам.

Что особенно поучительного в нынешнем евангельском чтении?

Евангелие учит, что Господь потребует строгого отчета от облеченных той или другою властью, как они пользовались сею властью: во славу ли Его, в пользу ли ближнему, или только в собственную пользу, и жестоко подобно Иудеев, накажет злоупотребителей власти. Поэтому все наши властелины и вообще все, облеченные какою-либо общественною должностью, как можно тверже должны помнить эту притчу. Например, царям вверены все подданные в царствах их. Горе им, если они не берегут о благосостоянии своих подданных. Начальствующим вверены все их подначальственные. Горе им, если они не заботятся о своих подначальных. Пастырям вверены души целых приходов. Горе им, если они не берегут о спасении своих паств. Воспитателям вверены дети целых школ. Горе им, если они не исполняют должным образом своих обязанностей. Родителям вверены целые семьи. Горе им, если они забывают свои обязанности относительно своих семейств. Именно, как сказано в Евангелие Самим Господом, «кому много дано, с того много и взыщется" (Лк. 12:48).

Некто удостоен был видеть райские обители с блаженствующими в них. Что же он видел? Что многие, высоко стоявшие на земле, занимали в раю места низшие тех, которые стояли низко на земле. За что же это? За то, что они, живя на земле, не всегда и не во всем точно исполняли свои высшие обязанности. Этот приведенный муж в одном славном месте увидел некоторого человека и спросил его: «Что ты делал в мире, что заслужил такое место?» «Я был работником у одного злого человека, – отвечал тот, – и много терпел от него до конца жизни». Затем он увидел еще человека, но не в столь славном месте и спросил его: «Ты как жил в мире?» «Я сначала был простым монахом, – отвечал этот, – день и ночь трудился для спасения души, после произвели меня в епископы» (Прол. 21 июля).

Таким образом, там, на Небе, как говорит Евангелие, «многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мф. 19:30).


Источник: Беседы пастыря на воскресные литургийные евангельские чтения : Объясн. сих чтений с прил. вытекающих из них нравств. поучений / Сост. свящ. И. Бухарев. - 2-е изд. - Владимир : тип. П.Ф. Новгородского, 1887. - 212 с.

Комментарии для сайта Cackle