Источник

Елкезаиты

Елкезаиты или Елкессеи – секта иудействующих или, точнее, иудействующих гностиков. Сведения о ней сообщают Епифаний, Ориген и Ипполит. По их объяснению, Е. название свое получили от книги «Елксая». Ориген сообщает, что в 220 году сириец Алкивиад из Апамеи привез ее в Рим. По убеждению Е. книгу эту принес Елксаю ангел с неба. От нее сохранились только отрывки, собранные и изданные Гильгенфельдом. Содержание книги представляет из себя смесь иудейских и христианских элементов с языческо-натуралистическими и Епифаний справедливо говорит о ее последователях: «будучи ни христианами, ни иудеями, ни еллинами, но чем-то средним, они – ничто». Языческо-натуралистический характер носят воззрения их на крещение. Крещение они повторяли нисколько раз и смотрели на него как на средство для избавления от грехов и болезней. Крещение они совершали во имя Отца и Сына, а также 7 свидетелей – пяти стихий, масла и соли, символов крещения и причащения. Они усердно занимались магией и астрологией и даже день крещения определяли по звездам. Иудейский элемент воззрений Е. проявляется в том, что они признавали закон Моисея, субботу и обрезание, хотя и отвергали жертвы. Многие места Ветхого Завета они не признавали, так же, как и Нового, в особенности, послания ап. Павла. Христология их была очень неустойчива. С одной стороны, они считали Христа ангелом, с другой – учили о многократных Его воплощениях и, в то же время, признавали рождение Его от Девы. Для евхаристии они употребляли хлеб и соль; мяса не ели; брак ставили высоко; отречение от веры во время гонений считали дозволительным. Молитва Е., сообщаемая Епифанием, непонятна. Учение книги Елксая во многом сходно с учением Климентин (отношение к Ветхому Завету, отвержение жертв, неоднократное воплощение) с тем различием, что в Климентинах иудейские и языческие элементы отступают на второй план (ни обрезания, ни многократного крещения нет), что свидетельствует о большей древности книги Елксая, сравнительно с климентинами.

Литература. Hilgenfeld. «D. Keizergeschihte d. Urchristenthums», Leipz. 1884, s. 433; «Iudenthum und Indenchristenthum», Leipz. 1886, s 95; Harnack Logurengesch. I, s. 231.

С. Троицкий


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle