Источник

Беседа на Евангелие Недели Всех Святых

Учение о исповедании Иисуса Христа (Опровержение возражения: «мы – люди слабые»)

Какое Евангелие сегодняшнего дня?

Прежде, нежели скажем, какое Евангелие сегодняшнего дня объясним название настоящей недели «Неделею Всех Святых». Первая неделя по Пятидесятнице называется Неделею Всех Святых, потому что посвящается прославлению всех святых – тех, имена которых известны, но особенно тех, которые не известны людям, а известны только одному Богу и которым по неведению их не положено прославляться особо, каковы: все вообще Патриархи, Праотцы, Пророки, Апостолы, Мученики, Священномученики, Исповедники, Святители, Преподобные и Праведные мужи и жены и все святые, от века благоугодившие.

Почему именно эта неделя посвящена воспоминанию и прославлению всех святых?

Святые спасались благодатью Святаго Духа, которая приобретена страданиями, смертью и воскресением Христовым, посему, совершив память страданий, смерти и воскресения Христова и затем сошествия Св. Духа, прилично потом прославить и святых человеков, спасшихся сим домостроительством Божиим.

Какое Евангелие Недели Всех Святых?

О исповедании Христа и особенной любви к Нему, и о награде за это исповедание и любовь (Мф. 10:32, 33, 37, 38, 19:27–30. Зач 38). Побуждаемые сим учением Евангелия, святые исповедывали Христа, оставляли все, что удаляло их от Бога, и за то удостоены прославления и на Небе, и на земле.

...

«Всякого, кто исповедает Меня пред людьми... исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына иди дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми».

...

Что значат начальные слова Евангелия: «всякого, кто исповедает Меня пред людьми... исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим небесным»?

Что значит исповедать и что значит отвергать Иисуса Христа пред человеками?

"Исповедывать» – значит объявлять что во всеуслышание. Исповедывать Христа пред человеками – значит и словами, и делами своими показывать другим, что мы веруем во Иисуса Христа и содержим Его закон, и не бояться за это людских пересудов и насмешек, а даже быть готовыми пожертвовать для веры во Христа всем и самою жизнью. «Отвергаться, отрекаться Иисуса Христа» – значит или прямо отвергать, не принимать Его веры и закона, или и принимать, но жить не по вере и закону сему, а жить, как хочется и как требуют мирские, большею частью греховные, правила, например: из-за боязни насмешек и гонений предаваться греховным удовольствиям; не ходить в храм; нарушать посты и т. п. Древле из-за боязни мучений иные отрекались веры Христовой. Это бывает и в наши времена в странах неверных, как, например, в Турции. Иисус Христос говорит, что кто исповедует или отвергает Его, Христа, того и Он исповедует или отвернется пред Отцем Своим на Небе. Это значит, что Он признает или не признает того своим учеником и удостоит или лишит блаженства на Небе во Царствии Бога Отца.

Что значат дальнейшие слова Евангелия: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоит Меня»? Какие, например, из родителей любят детей и из детей любят родителей больше, чем Бога? Что значит взять крест свой и следовать за Иисусом Христом?

Родители, ропщущие на Бога, когда умирают у них дети, или из излишнего опасения за здоровье детей принуждающие их нарушать правила Церкви о посте, потакающие их порокам, любят детей больше, чем Бога. Дети, исполняющие приказания родителей вопреки закона Божия, любят родителей больше, чем Бога.

Для Иисуса Христа крест был страданием, на кресте Он был распят. Таким образом, под крестом разумеются страдания. «Взять крест свой» – это значит быть готовыми и с любовью, без ропота, нести лишения и бедствия, какие Богу угодно будет послать нам; также умерщвлять свои страсти и греховные пожелания; отрекаться от греховных удовольствий, что также обыкновенно тяжело для нас. «Следовать за Иисусом Христом» – значит сделаться Его учеником и исполнять Его закон.

В Евангелии говорится, что когда Иисус Христос высказал учение о кресте своих последователей и апостол Петр спросил Его: «вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?», то Иисус Христос сказал им следующее: «истинно говорю вам, что вы, последовавшее за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, пли сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную».

Что это такое здесь обещает Иисус Христос апостолам за то, что они всё, т. е. все мирские удовольствия, даже домы и сродников оставили и пошли за Ним – что они, – в пакибытии, когда сядет Он на престоле славы Своей, сядут на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых? И что значит дальнейшие слова: «всякий, кто оставить дом» и пр.?

Обещание Иисус Христа апостолам «сесть на престолах» значит, что они воцарятся с Иисусом Христом в Небесном Его Царствии. «Пакибытие» – это новая жизнь («паки» – еще, опять), которая откроется после воскресения мертвых, суда Христова и кончины сего мира. «двенадцать престолов» по числу апостолов. «Престолы» означают не седалища, а ими означается слава и честь, которых апостолы будут удостоены от Господа. Апостолы, возседая на престолах, говорит далее Иисус Христос, будут «судить двенадцать колен Израилевых», т. е. они обличат 12 колен, на которые разделялся Иудейский народ в неверии в Иисуса Христа, потому что они и сами были Иудеи и, однако ж, уверовали во Иисуса Христа. Слова же Иисус Христа: «всякий, кто оставит домы... или отца, или мать, или жену, или детей, или села, имени Моего ради, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» значат, что Иисусу Христу, т. е. вере в Него и спасению на Небе, должно предпочитать все, и самое близкое и дорогое для нас, каковы родители, братья, жена, дети и пр. и потому должно оставлять и этих лиц, когда они отвлекают от Христа и влекут к вечной погибели. Так, во времена гонений многие отцы детей, мужья жен, жены мужей своих отвлекали от Христа и удерживали в неверии.

Что значат последние слова в Евангелии, что на суде «многие первые будут последними, а последние будут первыми»?

Это значит, что раздаяние наград на Небе будет зависеть не от того, кто на земле был знатен или не знатен, а от веры и добродетельной жизни: и знатный может погибнуть, и простолюдин – спастись. Разумеет здесь Господь и, в частности, Иудеев и язычников. Иудеи некогда были первыми, т. е. народом Божиим, а язычники – последними как неверующие в истинного Бога; между тем Иудеи не уверовали во Христа и были отвергнуты Богом, а язычники уверовали в Него и вошли в царство Христово.

Какое особенное поучение можно вывести из сегодняшнего Евангелия?

Сегодня поучение возьмем не из евангельского чтения, а из праздничного вocпоминания всех святых. Что же особенно поучительного в воспоминании всех святых?

То, что нельзя отговариваться, как иные из нас часто делают, что мы люди слабые и не можем спасаться так, как спасались святые. И они были такие же люди как и мы, однако ж, старались, усиливались спастись и спаслись.

Именно, братие, эта неверна отговорка, что мы до такой степени слабы, что не можем спасаться так, как спасались святые. Правда вообще, мы как люди со времени первого греха слабы и более склонны ко злу, чем к добру. Но ведь мы не оставлены Богом одни, сами по себе, в деле спасения, а тут, как и всегда и во всем добром, готовы помогать и помогают нам: и Сам Бог своею силою, т. е. благодатью; и приставленные к нам от Бога наши Ангелы-Хранители; и все святые, блаженствующие на Небе. Скорее не от того ли мы думаем, что мы слабы, и потому мало преуспеваем в добре, а более грешим, что очень легко относимся к своей душе и к вечному своему спасению и не имеем твердой и неизменной решимости удерживаться от грехов и делать добро и, таким образом, спасать свою душу? Например: мы хотим быть в Царстве Небесном, а живем большею частью так, что идем в противную сторону – в ад; хотим жить со святыми, с Самим Богом, святыми ангелами и святыми человеками, а своей жизни и своих дел не святим, но делаем дела злых духов – скверним жизнь свою. Частью и исполняем мы свой христианский закон, но в тоже время по большей части легко и нарушаем его: нарушаем, мало слушаясь, а иногда и совсем не слушаясь его; нарушаем, мало боровшись, а по большой части и совсем не боровшись с искушениями; нарушаем, мало употребляя, а по большой части и совсем не употребляя средств победить эти искушения, эти влечения ко греху. Одним словом, мы хотим легко, даром получить вечное спасение. А то забываем, что у нас и на земле ничего не достается легко и даром. Например, сколько стоит труда, чтобы выучиться и занять приличное место в обществе! Сколько кладется заботы и труда, чтобы составить капитал и обеспечение в жизни! Тут терпят и голод, тут мало и спят. Но в деле спасения души, например, получше поговеть, побольше помолиться, встать пораньше к церковной службе – и очень трудно и для иного невозможно!

А о святых-то что же мы, братие, думаем? Разве они были не такие же люди, как и мы? Разве им легко было спасаться? Разве даром им дано райское блаженство? Почитайте житие их и увидите, как и отчего они мало грешили и много делали добра, как они боролись с своими страстями, как и чем они их побеждали! Нет, они поступали не по-нашему, они хотели спастись и старались, усиливались, трудились, чтобы спастись и действительно спаслись.

Итак, братие, отговорка «Мы – люди слабые и не можем спасаться так, как спасались святые» – ложь, нисколько не оправдывает нас и очень легко может погубить нас на веки.


Источник: Беседы пастыря на воскресные литургийные евангельские чтения : Объясн. сих чтений с прил. вытекающих из них нравств. поучений / Сост. свящ. И. Бухарев. - 2-е изд. - Владимир : тип. П.Ф. Новгородского, 1887. - 212 с.

Комментарии для сайта Cackle