Источник

Беседа на Евангелие о слепом

Исцеление слепорожденного (О духовной слепоте)

Какое Евангельское чтение предложено было нам, братие, сегодня?

О чуде исцеления Иисусом Христом слепорожденного (Ин. 9:1–38. Зач. 84).

...

"Проходя, Иисус увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, пока есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел... и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он тебе отверз очи? Он сказал: это пророк. Тогда Иудеи не поверили, что что он был слеп и прозрел, пока не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите. Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что Он сделал с тобою? как отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и нашедши его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему».

...

В Евангелии говорится, что однажды, когда Иисус Христос с учениками своими встретил слепорожденного, то ученики спросили Иисус Христа: «кто согрешил, сам он или родители его, что родился слепым?» Иисус Христос отвечал, что слепота эта допущена не за грехи, а для того, чтобы на больном явились дела Божии, и прибавил следующие слова: «Мне должно делать дела Пославшего Меня, пока есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру».

Что значат все эти слова Иисуса Христа? И разве бывает, что за грехи родителей Бог наказывает детей?

Бывает, и очень не редко, что за грехи родителей Бог наказывает детей. И не только детей, но и внуков, равно и наоборот (Исх. 20:5). Так, за грехи детей своих был наказан первосвященник Илий. Апостолы спрашивали, не согрещил ли сам слепорожденный, что родился слепым. Но, является вопрос, как он мог согрешить до рождения?.. Это значит, что Бог мог предвидеть, что если человек сей останется зрячим, то будет худым, поэтому и мог лишить его зрения еще до рождения, как бы за его собственные грехи.

Иисус Христос сказал, что слепота допущена для того, чтобы явились на больном дела Божьи. Это значит, что Бог посылает иногда болезни для явления чудес исцеления, как то и было на слепорожденном.

В своих словах перед чудом исцеления слепого Господь «днём», в который Ему должно делать для спасения людей дела Пославшего Его, т. е. Бога Отца, называет дни своей жизни во плоти на земле, а «ночью» – время, когда Он уже примет страдания и смерть. Слова «Доколе Я в мире, Я свет миру» значат: «Пока Я живу во плоти на земле, Я должен просвещать людей учением Своим и жизнью Своею, научать их истине и добродетели». «Просвещать» – значит научать, «просвещенный» – наученный (припомните объяснение Евангелия Пасхи).

Исцеляя слепорожденного, Иисус Христос помазывает глаза ему брением, т. е. грязью. Для чего это?

Для того, чтобы показать, что Бог, по-видимому, самыми маловажными средствами совершает весьма важные и благотворные дела.

Исцеленного слепорожденного, говорится в Евангелии, Иудеи повели к фарисеям, и фарисеи так усердно занялись делом исцеления его, что не раз спрашивали и его самого, и родителей его об исцелении, а родители даже боялись сами объяснить фарисеям о том, как исцелился сын их, и боялись отлучения от синагоги. Разъясним, все это по вопросам.

Кто такие фарисеи были у Евреев?

Слово «фарисей» с еврейского означало человека особенного, так как фарисеи отличались от прочих Иудеев, например, строгим исполнением закона, преимущественно наружных его обрядов, как-то: они идя, шептали всегда молитвы; подавали милостыню; соблюдали посты; не раз в день совершали омовения, за что от многих почитались за праведников, хотя, в сущности, по большей части были лицемерами: делали добро, чтобы их прославляли другие, были и горды, и сварливы. Они и ходили в особенной одежде, длинной и широкой, испещренной нашивками с надписями из Священного Писания.

Для чего Иудеи повели исцеленного слепого к фарисеям? И почему фарисеи так усердно занялись делом исцеления его, что не раз спрашивали о исцелении и его самого, и родителей его?

Фарисеи были из числа Иудейских судей. Исцеление совершено было в субботу, а фарисеи учили, что и оказывать врачебное пособие больному в субботу – грех. «Не от Бога Этот Человек, потому что субботы не хранит», – говорили даже по сему случаю некоторые из фарисеев и поспорили с теми, которые говорили противное: «как может человек грешный творить такие чудеса?» Еще потому фарисеи очень усиленно занимались делом исцеления слепого, что никто из Иудеев более них не противился вере в Иисуса Христа, как Богочеловека и Спасителя мира, и в совершаемые Им чудеса. Это противление их происходило от того, что они ненавидели Иисуса Христа за обличения их пороков: гордости, злобы и др., и завидовали Ему, так как народ любил Иисуса Христа больше, чем их.

Что такое синагога, или по-славянски «сонмище»? И что значит отлучение от синагоги, которого боялись родители исцеленного слепого?

"Синагога» – это молитвенный дом, вроде храма или часовни, в который Иудеи собирались по субботам и по некоторым другим праздникам для молитвы и чтения Священного Писания с толкованием. В выражение единства Божия храм у Иудеев был один, в г. Иерусалиме, в который они собирались для молитвы и жертвоприношений в большие праздники, как-то: в Пасху, в Пятидесятницу; а синагоги были во многих городах и селениях. «Отлучить от синагоги» – значит отлучить от обращения в молитвах с прочими Иудеями в синагоге, воспретить подобно язычникам вход в синагогу.

Закончим объяснение Евангелия разрешением смысла следующих двух мест его: 1) слов фарисеев слепому насчет Иисуса Христа: «воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешен» и 2) слов слепого фарисеям: «грешников Бог не слушает».

А если так, то является вопрос: как же и молиться грешникам?

«Воздай славу Богу; мы знаем, что человек тот грешен», т. е. скажи при всех, что сам Бог, а не Иисус дал тебе прозрение, а Иисус, о чем мы как законники знаем – грешник, обманщик.

Слова «грешников Бог не слушает» значат, что грешники не могут творить чудес силою Божию, как сотворил Иисус Христос. Или и вообще – Бог не слушает, т. е. не исполняет желаний, грешников. Но каких грешников? Нераскаянных, не сознающих своих грехов, не кающихся и не заботящихся об исправлении. Кающимся же грешникам Бог всегда внимает. Примеры на это в каявшихся: царе Давиде, Закхее мытаре и многих других.

Что особенно поучительного можно вывести из сегодняшнего Евангельского чтения об исцелении слепорожденного Иисусом Христом?

Подобно телесной слепоте есть духовная слепота – это видеть истину, дело Божие и не сознавать, что то истина, дело Божие. Таковыми духовными слепцами показали себя фарисеи при исцелении Христом слепца телесного. Таковыми они показали себя вообще в отношении ко Иисус Христу, когда не признали Его за Спасителя и распяли Его. Таковы между нами люди, не верующие в Бога, в бессмертие души и в будущую жизнь. Избави Бог от такой слепоты. Этот грех называется хулою на Духа Святаго, и грех непростительный, так как имеющие его очень далеки от раскаяния (Мк. 3:28, 29).

«Неужели между нами есть такие духовные слепцы или такие неверующие люди?» – спросит кто-нибудь из вас, братие. С горечью в душе, но должно сказать, что есть. Дух неверия в Бога, в бессмертие души и в будущую вечную жизнь в наше время видится не только в наших заучившихся людях, но и в низших, не учившихся. Например, кто по большой части эти очень нередкие в наше время самоубийцы? Это ни во что не верующие люди. Кто эти возмутители государств, покушающиеся на жизнь властей, даже и самих царей? Тоже по большей части неверы.

Вы, братие, искренно верующие в Бога и во все святое, бойтесь этих людей, как смерти, да еще смерти-то какой? Не временной, телесной, но душевной, вечной. «Не бойтесь убивающих тело, – учит Господь, – душу же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может душу и тело погубить в геенне огненной» (Мф. 10:28). Пусть эти люди не верят, если не боятся погибнуть! Эти люди обыкновенно любят навязывать свое неверие другим – не слушайте их! Вера была от сотворения мира и будет до скончания его. Миллионы миллионов людей верили и будут верить, неверующих же из всех людей в мире было, есть и будет, как капля в водах моря. Многие из людей верят неправильно, ошибаются, заблуждаются, но все-таки – верят! Если многое невидимо и непонятно для нас в мире, так потому-то это и зовется «верою», что оно непонятно и таинственно, за то-то и обещана награда, что хотя сказанное Богом и невидимо и непонятно, но мы все-таки это принимаем. После смерти можем и увидать и узнать все это, невидимое и непонятное. Если после смерти горе человеку – грешнику, то еще большее горе человеку – неверующему!

Были два друга – один верующий, другой неверующий. Они дали друг другу клятву, что если есть вечная жизнь, первому кто из них умрет явиться из загробной жизни к тому другому, который останется в живых. Умер верующий, и что же? Чтобы клятва не была нарушена и чтобы вразумить неверующего, Бог послал душу сего умершего, который был верующим, к оставшемуся в живых другу его, который был неверующим. Душа явилась и возвестила о том, что действительно есть загробная жизнь и там горе неверующим и грешникам. Неверующий после того искренно уверовал.


Источник: Беседы пастыря на воскресные литургийные евангельские чтения : Объясн. сих чтений с прил. вытекающих из них нравств. поучений / Сост. свящ. И. Бухарев. - 2-е изд. - Владимир : тип. П.Ф. Новгородского, 1887. - 212 с.

Комментарии для сайта Cackle