Источник

Слово в день Святителя и Чудотворца Николая 61

Блажени милостивии

Всякий праздник Церкви Христовой получает меньшую или большую торжественность от предмета празднования. Чем известнее прославляемое лицо, по своим внутренним совершенствам, по своим подвигам и добродетелям, по своим благодеяниям и чудесам, тем блистательнее торжество, тем многочисленнее собрание.

Настоящий праздник Церкви сугубо знаменит, памятию великого Угодника Христова, Святителя и Чудотворца Николая, и тезоименитством Благочестивейшего Государя нашего Императора Николая Павловича, и сугубо торжествен по особенной приверженности и усердию христиан к Угоднику, и по верноподданнической любви Россиян к Царю, сугубо блистателен славою Чудотворца и славою Помазанника Божия. Святитель есть Ангел-покровитель обожаемого нами Монарха, а Монарх есть Ангел-хранитель любезного нашего отечества.

Итак два Ангела, небесный и земной, составляют настоящее торжество. Не будем, слуш., праздными зрителями сего торжества, и холодными празднователями. Попросим Ангела Царя нашего, как великого Христова Угодника, да сохраняет его на всех путях жизни и вспомоществует ему в великом деле царского служения своими молитвами и предстательством пред престолом Всевышнего; восприветствуем Ангела нашего отечества искренними благожеланиями, да живет и благоденствует до самых позднейших времен для счастия России, для блага народов, и ознаменуем радость нашу размышлением о той благотворительности, которая была отличительным качеством Угодника Христова, и есть первою и главнейшею целию Государя Императора в управлении нашим отечеством.

Блажени милостивии.

Любовь к добру есть истинное начало всего приятного, всего доброго, всего полезного. Действие сей любви называется то милостию, то милосердием, смотря по состоянию и различию предметов, на кои обращена любовь. Когда высшие снисходят к понятиям и чувствам низших, терпеливо сносят их ошибки и погрешности, отечески наказывают за преступления и щедростно награждают за добрые дела: это есть милость. Но когда подают руку помощи впадшим в какое-либо несчастие, снабжают пищею и одеянием пришедших в нищету и бедность, употребляют все средства и способы к исцелению болящих: это есть милосердие. Но то и другое, милость и милосердие, в совокупности есть благотворительность.

Милость и милосердие не ограничиваются одною внешнею стороною человека, простираются и на внутреннюю его сторону. Как тело требует помощи чувственной, так душа имеет нужду в помощи духовной. Когда пастыри нисходят немощам и слабостям кающегося грешника: это есть милость; но когда врачуют греховные раны елеем благодатного учения: это есть милосердие. Но то и другое есть благотворительность только нравственно-духовная. Есть случаи, в которых не помогает никакая вещественная милость. Так, когда кто тяжко болен душою, сколько ни врачуйте того лекарствами земными, не облегчите нисколько. Здесь нужно лекарство небесное, пособие религии, утешение Пастыря, советы людей опытных. Есть обстоятельства, в которых не помогают ни пособия советами, ни убеждения разума. Так, когда кто лишен одеяния и пищи, сколько ни уверяйте того, что он не голоден и не наг, не убедите нисколько. Здесь одно только – одно вещественное милосердие может облегчить вещественное страдание. И, так быть милостивым, милосердым – значит быть благотворителем не только чувственным, посредством оказания вещественной помощи, но и духовным, посредством преподания спасительных советов и наставлений. Таковыми благотворителями можем быть и должны все мы, господин и раб, ученый и неученый, богатый и бедный. Можем: ибо у каждого из нас есть способ оказывать милость ближнему, словом или делом, в виде чувственном, или в смысле нравственном, духовном. Должны: ибо основание благотворительности лежит в глубине нашего сердца. Рассмотрите его: куда устремлено оно? К благотворению себе или другим? Чего желает от высших? Милости и милосердия! И что хочет распространить на низших? Милость и милосердие. Войдите в чертоги царей и всмотритесь в предстоящих там, чего ожидают они? – Царских милостей. Войдите в прихожие начальников и спросите толпящихся у дверей, о чем просят они? о милости. Войдите в, судилища, и послушайте, что говорят подсудимые? Будь милостив. Пройдите торжище, и вслушайтесь, что твердит бедная наша братия? будьте милостивы. Вот как дорога милость и дорого милосердие! Нет человека, который бы не имел в них нужды. Самые Цари, которые все имеют, что можно иметь на земле – силу, богатство, величие, – самые цари имеют нужду в помощи других. Нет человека, который бы не благотворил чем-либо ближнему своему. Самые бедные люди благотворят богатым, своими силами и трудами.

Как незаслуженное благодеяние есть милость, так и заслуженное наказание есть милость же. Что побуждает наказывать людей порочных? – любовь к добродетели. И какую цель имеет несчастие? Исправление одних и научение других. Когда розга исправляет непослушных детей: то наказание оною не есть ли милость? Когда оковы усмиряют и прекращают буйство и неистовство страстей: то заключение в оные не есть ли милость? Когда лишением чести, достоинства и имуществ приводится вероломный в сознание и раскаяние: не есть ли это милость? Когда отнимают у нас меч, которым не умеем владеть, и силу, которою не умеем пользоваться: не есть ли это милость? – Больно, очень больно, когда отсекают от тела гнилые члены: но за то прочие члены сохраняются от гниения. Скучно, очень скучно переносить, когда становят преграды нашим страстям: но за то последствия сего благотворны. Не жалуйтесь, возлюбленные мои, на жестокость врачей: они руководствуются необходимостию и вашею пользою. Не жалуйтесь на строгость правительства: оно действует на основании законов. Не жалуйтесь на законы: они начертываются рукою христианской любви в согласность законов вечных, Божиих. Немилостей нет в христианском правительстве: их представляет наше самолюбие; оно смотрит на правосудие, как на жестокость, на отеческую благопопечительность, как на взыскательность, на побуждение к добру, как на угнетения и притеснения.

Блажени милостивии.

Ктож сии милостивые? Те ли, кои потворствуют страстям человеческим, попускают распространяться злу в семействах и обществах, дают свободу рабам, кои не умеют господствовать над собою и снимают оковы с узников, которые не умеют пользоваться свободою? – Это не милостивые, и тех, коих они милуют, погубляют, и тем, для коих сие делают, вредят. Те ли, кои строгость правосудия над виновными сокращают в половину и награждают вдвое против заслуг? – И это не милостивые: ибо однажды допущенный перевес милости над правдою есть уже беспорядок: он подает случай другим к домогательству и проискам, к клевете и ябеде. Под именем милостивых разумеются помощники беспомощных, защитники невинности, покровители сирых и бесприютных, вожди слепых; это – исправители нравов безмездные, наставники и просветители умов безинтересные; это – пастыри-отцы, начальники-братия, судии-други, словом: исполнители правды, без нарушения милосердия, и исполнители милосердия, без нарушения правды. Таков был на земле Ангел Царя нашего – Святитель Николай. Вся жизнь его состояла в благотворении. Там он спасает от тяжкого рабства плененных: здесь пропитывает во время глада отчаянных. Там возвращает погибших младенцев безутешным матерям; здесь избавляет от поносной смерти осужденных невинно. Там предупреждает преступления, коими угрожает нищета; здесь неожиданно награждает ослабевающее усердие к благочестию. Таков и Ангел отечества нашего, Россияне, Благочестивейший Государь Император Николай Павлович. Здесь подает благовременную помощь пострадавшим от пожара, там доставляет все средства и способы к пропитанию нуждающимся в хлебе. Здесь воздвигает храм христианского православия, там созидает училище для воспитания юношества; здесь обуздывает своеволие для блага народа, таит, искореняет своекорыстие. Но можем ли постигнуть, изобразить и выразить, что доблестный Государь совершил для общего всех блага. Каждая мысль его есть излияние любви христианской, каждое чувствование – целебный елей на раны страдания, каждое слово – или приветливое, оживляющее одобрение, или урок спасительный, каждое дело – подвиг во благо человечества: везде и во всем зрим мы одну благотворительность.

Будем и мы, слуш., по примеру Отца отечества, милостивы и милосерды к братиям нашим, и вместе правосудны и осмотрительны, так, чтобы в делах милосердия нашего, как в делах царевых, милость и истина сретались между собою, правда и мир лобызались (Пс. 84:11). Бог наш есть Отец щедрот и всякия утехи (2Кор. 1:3): Он всегда желает и всегда готов подать немощным и скорбящим отраду и помощь, но когда видит, что рановременная помощь не произведет духовного плода, для которого скорбями возделывает землю сердца нашего: тогда, по милосердию, Он медлит делом милосердия, чтоб с неблаговременно-помилованным не случилось горшего, дает вкусить горечь страдания, дабы потом совершеннее восчувствована была сладость помилования и тем более подкрепились вера, надежда и любовь. Сей-то пример Божеского милосердия живо и ясно отражается в душе царевой, как блистание света в источнике. Да запечатлеется он в нас. Будем милосерды, якоже и Отец наш небесный милосерд есть (Лк. 6:36). Аминь.

* * *

61

Произнесено 6-го декабря 1845 г.


Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского. В 3 Томах. / С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : Т. 2-. Слова на праздники Господские и Богородичные и на Дни святых. / Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, 1857. 461 с.

Комментарии для сайта Cackle