Слово в день Святителя и Чудотворца Николая
62
Пастырь добрый душу свою полагает за овцы (Ин. 10:11).
Вот что говорит нам, слуш., Иисус Христос в Евангельской притче, при нашем ныне воспоминании подвигов и трудов Святителя и Чудотворца Николая! Но что говорят при нашем ныне же праздновании тезоименитства Благочестивейшего Государя нашего Императора Николая Павловича? – тоже. Пастырь добрый душу свою полагает за овцы.
Трудно, по-видимому, приложить к Царю слова, сказанные собственно о пастыре. Это два звания, разграниченные одно от другого ясными чертами. Но судя по духу и внутренним свойствам того и другого звания легко понять, что как пастырь добрый, так и Царь добрый равно полагают жизнь свою, один за овец, другой за подданных.
Вникнем глубже в притчу, изображающую доброго пастыря. – Мы увидим яснее изображение не только доброго Царя, но и каждого истинного христианина.
Пасти в Священом Писании значит управлять, а имя пастыря означает вождя. Ты упасеши люди моя Израиля, говорил Господь Давиду, и ты будеши вождь людем моим Израилю (2Цар. 5:2). В сем смысле люди, вверенные пастырю-вождю, именуются овцами, а состав их паствою. Но с другой стороны те же люди, вверенные вождю-пастырю, называются подвластными, подчиненными, а состав их обществом, царством. Различие отношений в людях происходит от различия наименований того лица, коему подчинены; а различие наименований зависит от исполнения разных должностей, возложенных на лицо управляющее. Так, видя в мудром Царе общего чадолюбивого отца, мы относимся к нему, как благопокорные дети, не преставая быть его верноподданными; видя в пастыре опытного наставника, мы относимся к нему, как внимательные ученики, не преставая именоваться его овцами; видя в начальнике благодетеля, мы относимся к нему, как одолженные, не преставая быть его подчиненными. Есть случаи, когда две, три резкии черты любви к человечеству, сделанные незнакомцем, заставляют нас называть его отцем и благодетелем; есть обстоятельства, когда две, три услуги, оказанные врагом, заставляют нас любить его, как брата и друга. Что же производит такое сыновнее расположение к незнакомцу, и такое братское и дружеское – ко врагу? Очевидно, один спас жизнь нашу во время какого-либо несчастного приключения, а другой подал руку помощи во время скудости и нужды.
Пастырь первоначально и существенно есть сам Иисус Христос. Аз есмь пастырь добрый, говорит Он о Самом Себе (Ин. 10:11). А по Нем и те, кои видимо представляют Его невидимое пастырство, и действуют вверенною от Него властию, ибо Он, как говорит Апостол, дал есть Церкви пастыри и учители, к совершению святых в дело служения (Еф. 4:11–12). Но пастырь Иисус Христос есть вместе первый Царь над всеми народами; а по Нем и те, коим Он вручает скипетр правления и дает царство: ибо Вышний, говорит пророк, ладеет царством человеческим и, емуже, аще восхощет, даст е (Дан. 4:22). Посему поставленному во образ Царя Небесного можно ли не быть поставлену во образ пастыря и Отца, имена коих Он Сам благоволил носить на Себе?
Свойство истинного пастыря есть мудрость, могущество воли и любовь. Сими тремя силами он пасет Церковь. Первою действует тогда, как учит, обращает заблудших, утешает плачущих и обличает порочных: вторую употребляет к сохранению и защищению Церкви от врагов веры; третьею раздробляет хлебы алчущим и раздает благословения земные и небесные. Не сими ли тремя силами управляет царством Царь наш? Чем начертывает законы? силою мудрости. Чем приводит их в исполнение? силою воли. Чем влечет к себе и привязывает? любовию. Но сего недовольно.
Свойство истинного Пастыря есть самоотвержение: Пастырь добрый душу свою полагает за овцы. Кто же более печется и промышляет о благосостоянии Церкви и отечества, как не Царь? Кто более трудится и подвизается о распространении в нашем отечестве духовного и гражданского просвещения, благочестия, силы, богатства, славы и проч., как не Царь? Кто более бодрствует и надзирает над врагами нашими, как не Царь? – Слеп тот, кто не видит Николая 1-го под изображением Пастыря, полагающего жизнь свою за овец, а имеющий очи видит; глух тот, кто не слышит о Его неусыпных подвигах и трудах, а имеющий уши слышит.
За изображением доброго Пастыря следует в притче изображение наемника. А наемник, иже несть Пастырь, емуже не суть овцы своя, видит волка грядуща. и оставляет овцы, и бегает, и волк расхитит их и распудит овцы (Ин. 10:12). Нужно ли сказывать, кто представляется под изображением наемника? Стоит только взглянуть на Лжедимитрия: точь-в-точь наемник. Вошел во двор овчий не дверьми, но чрез ограду; пас не из любви и не по призванию Божию: той тать был и разбойник. Беда овцам с наемником! Видит приходящего волка, оставляет овец и бежит. Радость и пир волкам при наемнике! Расхищают овец и разгоняют. Великий Боже! Сохрани и спаси всякое царство и всякий народ от вождей и царей-самозванцев.
Приступим к открытию в притче другого изображения. подобного изображению доброго пастыря.
Пастырь добрый есть каждый истинный христианин. Есть у него своего рода овцы, есть и двор овчий; есть волк, угрожающий овцам, есть и страж, стрегущий двор.
Что это за овцы? Это нежные, добрые силы нашей духовной природы, также требующие свойственного им питания. Это стремление к знанию, и наклонность к добру; это разум и воля. Пасти их значит образовать в училище веры и воспитывать в правилах закона Божия, – значит управлять ими на путях мира и устремлять всегда к единой цели, к истине и добру. Что это за двор овчий? – Это душа, в которой заключаются ум и воля. Как овцы выходят со двора на пажить, так мысли наши и желания, исходя из сердца летают туда и сюда, по пространству мира. Что это за волк? Это тот самый враг, который в ночное время сеет плевелы между пшеницею; это враг – диавол. Ища себе добычи в душе христианской, он подходит к ней иногда как агнец, дабы видом смирения и кротостию обеспечить его на счет опасности, иногда как лев, дабы привесть в смятение и страх, иногда как Ангел света, дабы видом небесной красоты обольстить, обмануть и уловить. Что это за страж? – это Ангел-Хранитель. Он стоит у внутренних дверей двора, и стрежет, дабы не вошел лукавый в него, и не выкрал даров Духа Святого.
Пастырь души, как пастырь Церкви, мудр, могущ и благ. Мудростию пользуется в избрании средств к своему спасению, могуществом, в исполнении воли Господней, благостию в сообщении другим даров милости Божией, какими уже пользуется сам.
Пастырь души, как и Пастырь Церкви, попечителен, трудолюбив и бдителен. Видит ли какой соблазн? Он бдит и молится, дабы не впасть в искушение. Прокралось ли чрез чувства наши дурное впечатление? он следит за ним, и не допускает ему развиться. Возник ли в душе какой злой помысл? Он денно и ночно подвизается о его исторжении. Нет времени, в которое бы он не пекся о спасении души своей, и нет должности, в которой бы не находил доброй пажити для питания ума и сердца. Пастырь души невидим, но его можно приметить по самоотвержению. А потому если по чертам внешним не сходен с пастырем Церкви, по крайней мере весьма похож на него по чертам внутренним, по духу.
Вот два изображения под описанием доброго Пастыря. Смотря на него внутренним оком души, нельзя не усмотреть в нем свойств доброго Царя и доброго христианина. Не подумайте, христиане, чтобы эти два изображения были изъяснены по произволу. В царстве благодати Господь Иисус, говорит Апостол, сотворил нас Цари и Иереи Богу и Отцу Своему (Откр. 1:6). Пусть наемники мира сего проходят картину доброго Пастыря мимоходом; а мы всякий раз, когда увидим ее, или услышим об оной, остановимся, вникнем и скажем: как Пастырь добрый душу свою полагает за овцы, так и мы должны посвящать все свои силы и действия на спасение души.
Добрый Пастырю, Святителю Николае! Буди Ангелом соименного Тебе Благочестивейшего Государя нашего Императора Николая Павловича, буди верным хранителем грядущего по тебе путем внутреннего духовного Пастыря, сохраняй Его молитвами твоими, и вспомошествуй ему своими духовными силами в деле великого царского служения ко благу Церкви и отечества. Аминь.
* * *
Произнесено 6-го декабря 1836 года.