Источник

79. О том же

Кто исчислит все грехи наши, которые мы сделали, не говорю, в течение нашей жизни, а в течение одного года? И взором грешили мы, и словом, и вкусом, и слухом, и всеми членами и силами души и тела. Сколько одних худых мыслей рождалось в нашем уме в течение года? Сколько видели мы соблазнительных лиц и вещей и увлекались ими? Сколько слышали грешных речей? Сколько раз услаждали вкус, пресыщали утробу? Сколь раз чужое брали и ходили туда, куда не подобает ходить? Вот почему у пустынников правило: «без благословения настоятеля не дерзай идти с места на место, не дерзай выходить из келии, не смей воды напиться, а не то, чтобы пищу вкушать самопроизвольно, – нельзя говорить с кем бы то ни было без позволения начальника»; а у мирских людей все чувства разнузданы, все делается по своеволию, всякий грешит, сколько хочет и как хочет. Нет! Мало того, что сам грешит, еще и других уверяет, что черное есть белое, что грех есть добродетель. «Какой грех, – говорит иной, – что я ем сколько хочу, хожу куда желаю, беру что попадется мне под руки? Какой грех прельщаться красотой, воспламенять страсти, гордиться, осуждать»? Да, в мире и грехи одобряются, и беззакония принимают законный вид. Сколько ни хвалите вы грехи, а грехи все-таки останутся грехами. Не грех кушать пищу для подкрепления тела; но грех есть для услаждения и пресыщения; не грех слушать св. Евангелие и всякое святое писание; но грех слушать гнилые и пустые слова; не грех читать устами молитву, беседовать о Боге и давать наставление ближнему, но грех празднословить, пустословить, лихословить, срамословить и осуждать ближнего; не грех работать руками, но грех брать чужое, восставать сильному против слабого; не грех гневаться на согрешающего, но грех гневаться на того, кто говорит тебе правду; не грех ходить в церковь, а грех ходить в места, где душа гибнет; не грех одеваться, но грех хвастать и гордиться одеждой; не грех заработать копейку для своей нужды, но грех пристращаться к деньгам, наживать капитал лихвами и процентами; не грех жить без нужды, но грех не смотреть на нужды бедняков: ибо если ты не любишь ближнего по заповеди Христовой, не любишь так, как сам себя любишь, то ты неправедный правитель Божьими благами. Дары Божьи принадлежат нуждающимся, а не тем, кто их собирает. У Бога все равны. Он дождит на праведных и на неправедных. Кто же нам дал право присваивать себе дары Божии? Но к чему нам напоминать о тех грехах, которые люди считают за добродетели? Мы – грешники, мы живем в мире, живем без нужды, без скорбей, без креста; мы незаконные дети Отца небесного, если не идем узким путем, живем беспечально, не делаем добрых дел, не убегаем удовольствий мира, не обуздываем языка, не ищем пути к благочестию и святости, не подражаем жизни святых, говеем для одного примера, а от грехов не отстаем; о, мы величайшие грешники, потому что каемся и грешим, исповедуем грехи свои и грешим, постимся и потом опять пресыщаемся. Но Бог поругаем не бывает. Он рано или поздно накажет нас тяжко, Он до времени только терпит грехам нашим. Смиримся перед Богом – и Он исцелит нас и помилует! Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle