Источник

80. О том же

Господи Боже мой! Сколько искушений на пути ко спасению! И кто причиной, как не мы сами? Господь заповедал нам прежде искать царствия Божия, прежде приучить себя к подвигам поста и молитвы, прежде утвердить себя на камне заповедей Христовых, а потом думать о том, как и чем жить на земле; но мы, вступая в мир сей, прежде думаем: что нам есть и пить, во что одеваться и где жить? А потом, когда мы уже слишком глубоко погрузимся в тину беззаконий, слишком крепко свяжем себя узами житейскими, слишком далеко уклонимся от пути спасения, – тогда уже одумываемся, обращаемся к Богу и ищем пути ко спасению. Вот перед нами отверста дверь покаяния; нам хотелось бы оплакать грехи свои, омыть их слезами, очистить и освятить бедную душу свою; но как и с чего это начать? Грехов на совести слишком много, привычек дурных тоже не перечислишь. Решился христианин поститься, – тяжело кажется поститься и каяться. От мяса и рыбы кое-как воздерживается, но как провести весь пост без вареной пищи? Не поел ничего – плоть жалуется, бушует; отказал себе в чем – жена и дети боятся, чтобы отец от поста не заболел; стал молиться Богу по ночам – беспокоишь жену и детей; а тут диавол соблазняет, ко сну клонит. Словом, тысячи препятствий встретишь, когда станешь заботиться о спасении. Нужно ходить всякий день в церковь; а торговля тянет на базар, нужды семейные занимают голову; мысли не в церкви, а Бог знает где носятся. Блажен тот, кто не связывал себя узами семейными, кто убежал от мира сего и живет с одним Богом; но стократ блаженнее тот, кто живет в мире, но знать не хочет мира; кто живет мыслью в небесах, любит одного Бога и ближних; кто умер для всех удовольствий мира, распялся миру, и мир ему распялся; кто живет в мире, как в пустыни; кого не занимают ни семейство, ни хозяйство, ни скотина, ни постройки, ни суда, ни торговля, ни какие другие дела. Приходит мирской человек на исповедь, но не знает, что сказать перед священником; грехи писались на совести целый год, каждый день, каждый час, – как их пересказать? Какой памяти нужно для этого? Он говорит только: «я грешен – и в том, и в другом, и в третьем». Так исповедуется каждый год; а решился ли он исправить свою жизнь; думает ли отстать от грехов; возгнушался ли он своих грешных привычек, – он этого не говорит, он об этом и не думает. Он знает, что опять вступит в тот же мир, что он опять станет жить с теми же людьми, с той же плотью, займется той же суетой. Каждый год грешник исповедует свои грехи и каждый год приобщается страшных и животворящих Тайн; а все же остается таким же грешником, каким был и прежде, – остается при тех же привычках, при тех же слабостях, при тех же наклонностях, и умирает наконец таким же грешником. После этого спросите: для чего говеть? Для чего пересказывать грехи, если не бросать их? Разве те, которые не отстают от грехов, получают какую пользу от говенья? Тот, кто после приобщения опять грешит, не приобщается ли только в суд и осуждение84 ежегодно? Не навлекает ли он только на себя гнев Божий, который с каждым годом возрастает над его главой, по мере того, как возрастают, усиливаются, повторяются, укореняются в нем грехи? Напротив, для того, чтобы постепенно стремиться к совершенству, все более и более приближаться к Богу, все точнее и аккуратнее исполнять заповеди, а не возвращаться к прежним грехам и не падать все глубже в тину беззаконий, – для этого ежедневно перед сном надлежит обдумывать: «что я хорошего в течение дня кому-либо сказал или сделал»? Если же совесть в чем-либо укоряет, то постарайся на другой день вести себя кротче, благочестивее, лучше. Уверяю вас, что если мы не станем поверять свои слова и дела; то много увидим пустых, праздных и гнилых слов и дел на суде Божием, которых мы и не припомним, но которые именно предстанут взорам нашим для нашего обвинения. Если, по Евангелию, ни одна иота, ни одна черта85 не останется без исполнения; то неужели вы думаете, что наши богомерзкие и грешные слова и дела не будут предъявлены нам на суде Божием? Бог всеведущ, Он не может не знать наших грехов. А жить на свете как-нибудь, нам, разумным человекам, не приходится; ибо мы все уверены, что даром не проходит нам ни один грех. Бог все видит: ты тайно согрешил, а Бог явно накажет тебя за грехи твои. Нет! Лучше отставай от грехов. В настоящем году брось пьянство, в следующем сластолюбие, потом другие дурные привычки: так мало-помалу ты станешь благочестивым и святым, ибо люди не рождаются святыми, но делаются таковыми посредством усиленных трудов, подвигов поста и молитвы, и особенно при помощи Божией. О! Если бы Господь помог нам более не грешить! Станем же чаще говеть, чаще исповедать грехи свои, чаще приобщаться святых и животворящих Таин. Это одно укрепит нас на поприще спасения, которого от всей души всем вам желаю. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle