Источник

Беседа на Евангелие о Самарянке

Беседа Иисуса Христа с самарянкою (О необходимости знать учение своей веры)

Что читалось из Евангелия сегодня?

Беседа Господа Иисус Христа с Самарянкою об истинном богопочтении (Ин. 4:5–42. Зач. 12).

...

"Иисус приходит в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорить тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа своего, и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж, ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею? Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему. Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получит награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос».

...

В Евангелии говорится, что Иисус Христос беседовал с самарянкою около колодезя в шестом часу дня. Кто была эта Самарянка и по нашему ли счету нужно понимать этот 6-й час?

"Самарянами» назывались язычники, которые поселены были на месте евреев, переселенных из Палестины в Ассирию и Вавилон по разрушению царства Еврейского (Израильского), и которые приняли еврейскую веру, но не оставили совсем и своей языческой. Название их «самарянами» произошло от города Самарии в Палестине, где они поселены были.

У евреев время считалось не так, как считается теперь у нас. Счет часов дня начинался у них с наступлением самого дня: их первый час дня соответствовал нашему седьмому утра, второй – восьмому, третий – девятому и т. д., шестой – двенадцатому, девятый – третьему по-полудни.

Беседа Иисуса Христа с Самарянкою началась тем, что Он просил у Самарянки пить. При этом Самарянка удивилась, как это Он, будучи Иудей, просит пить у нее, Самарянки. Что за причина этого удивления? Затем в разговоре Иисус Христос сам вызывается дать Самарянке воду живую. Что это за вода?

Самаряне, как мы уже сказали, были полуеврейской и полуязыческой веры, потому Евреи и презирали Самарян, считали их нечистыми, как язычников, даже не разделяли с ними ни стола, ни беседы, ни богослужения. Самарянка думала, что под живою водою Иисус Христос разумеет свежую ключевую воду. Но Иисус Христос «живою водою» называл свое божественное, новозаветное учение, ведущее человека в жизнь вечную в Царствие Небесном, как Он Сам объяснил ей далее в разговоре.

Затем в беседе с Самарянкою Иисус Христос указал тайну её жизни – её замужество за пятерыми мужьями, из чего она конечно узнала, что Иисус Христос не простой человек, а пророк, и предложила Ему разрешить следующий религиозный вопрос: "Отцы наши, – т. е. Самаряне, – покланялись на этой (находившейся близ колодезя, где происходила беседа) горе, а вы, – т. е. Евреи, – говорите, что... должно поклоняться только в Иерусалиме». Что это за вопрос? И каким образом Самарянка могла быть в замужестве за пятерыми мужьями?

Самарянка могла быть в замужестве за пятью мужьями таким образом, что они все скоро, один за другими, умирали, а у Евреев к тому же был закон, что жену, оставшуюся бездетною, должен брать за себя в замужество брат или ближайший родственник умершего её мужа. (Наш христианский Закон позволяет не более троебрачия). Вопрос же, предложенный Самарянкою Иисус Христу, касался того, чье богослужение лучше и угоднее Богу: самарянское или еврейское, так как у Евреев с Самарянами был спор об этом. Евреи говорили, что Бог принимает молитву только в Иерусалиме, а Самаряне – что на горе (Гаризине), где некогда стоял Ковчег Завета и впоследствии был построен ими и скоро разрушен Евреями самарянский храм. Так как известно, что когда Иудеи возвратились из плена в свое отечество и стали строить в Иеpyсалиме храм, то и Самарянам желалось строить оный, но Евреи не приняли их в свое сообщество потому, что они были и другого происхождения, и потому, что не вполне приняли еврейскую веру. В последствии времени Самаряне построили было свой храм на горе Гаризине, но Иудеи разрушили его.

Как понимать слова, сказанные Иисусом Христом в ответ на вопрос Самарянки: «поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине»?

Здесь Иисус Христос сказал, что истинное богослужение, как и самая вера – у Евреев, а не у Самарян, так как самарянская вера не то, что еврейская, открытая Богом чрез пророков, она есть смешение веры еврейской и языческой, и богослужение в Иерусалимском храме сохраняется то, какое учреждено Моисеем по повелению Самого Бога. Затем присовокупил, что теперь, с наступлением времени нового завета, богослужение не будет привязано к одному какому-нибудь месту, как, например, к Иерусалимскому храму или по учению Самарян к горе Гаризине, а будет совершаться на всяком месте (Иудеи были очень склонны к многобожию, потому Бог для сохранения учения о едином Боге и повелел устроить у них один Иepусалимский храм) и не будет состоять, как по большей части было дотоле у Евреев и Самарян, только в приношении жертв и совершении обрядов, но истинные поклонники поклонятся Богу «духом и истиною», т. е. при внешних обрядах будут поклоняться и умом, и сердцем, верою в Спасителя уже пришедшего и в невидимую благодать Его.

Во время беседы Иисуса Христа с Самарянкою, когда апоcтолы возвратились из города с купленною пищею, то удивились беседе Иисуса Христа с женщиною.

Почему же это они удивились?

Затем, когда апостолы предлагали Иисусу Христу пищу, то Он, отказавшись от пищи из-за великой обязанности проповеди Евангелия, высказал им следующие слова: «Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их».

Как понимать эти слова Иисуса Христа?

Ученики удивились беседе Иисус Христа с Самарянкою и потому, что Иудеи избегали беседы с Самарянами по вражде своей с ними, и потому, что Иисусу Христу, как великому учителю, не шло по их понятию разговаривать с простою женщиною. В сказанных словах апостолам Иисус Христос сравнивает посев хлеба с проповедыванием Евангелия. Вы, – как бы так говорил Иисус Христос апостолам, – говорите, что жатву хлеба нужно ждать четыре месяца после посева. Не так в духовном посеве и жатве: Я сейчас посеял слово Евангелия, и жатва готова – взгляните, сколько Самарян идет сюда из города, и смотрите, как они скоро созрели для веры. Если бы случилось, что один посеял, а другой пожал хлеб, то они оба вместе не стали бы радоваться: посеявший стал бы жалеть, что трудился не для себя, радовался бы один пожинающий. В духовном посеве и жатве не так: тут радуются и получают награду и те и другие. Вам, – обращается Иисус Христос к апостолам, – предлежит проповедывать о Мне, но уже пророки приготовили народ к принятию сей проповеди. Таким образом, вам приходится не сеять, как это делали пророки, а уже жать – собирать плоды. Таким образом вот и Самарян приготовили к принятию Меня пророки: Я обратил к вере Самарянку, а вам остается продолжать дело обращения других Самарян, как бы собирать готовые плоды. Но не смущайтесь: и сеятели, и жнецы получат награду за свой труд на Небе и все вместе будут радоваться со Мною.

Чему особенно поучает слышанное нами сегодня повествованиe о беседе Иисуса Христа с Самарянкою?

Самарянка – женщина, сердечно занимавшаяся религиозными вопросами, поучает нас, братие, всех и каждого, учиться своей вере, знать ее основательно. Когда не будем знать хорошо своей веры, что мы будем за последователи веры? Учиться вере, знать ее – прямая обязанность, возлагаемая на нас первою заповедью Закона Божия.

Знание веры, как и всякое знание, особенно приобретается изучением, чтением и разговорами.

Как обыкновенно изучается у нас Закон Божий? Правда, Закон Божий считается главным предметом в учебных заведениях у нас, но по большей части изучается так, что не прививается к сердцу, к жизни и очень скоро забывается.

Как идет у нас духовно-религиозное чтение? Им занимаются очень немногие из нас – любители, а большая часть из нас проводит свободное время за чтением светским, часто пустым и даже душевредным.

Часто ли ведутся у нас религиозные разговоры? Ведутся, но очень не часто, а по большей части мы любим разговаривать после необходимого о пустяках, о чем-либо веселом и даже душевредном. А оттого-то и Еврей, и Татарин свою ложную веру знают гораздо лучше, чем мы свою – православно-христианскую. Оттого-то многие из нас и набираются таких мнений и правил, которые совершенно противны нашей православно-христианской вере. Оттого-то ложные учители и толкователи легко и свободно увлекают многих из нас в свое ложное учение. Оттого-то у нас так много и поступков против своей веры и закона, т. е. грехов.

Закончим свою беседу указанием примера на то, что мы могли бы быть лучшими, если бы больше занимались учением своей веры и посредством изучения его, и посредством бесед о нем, и посредством разговоров.

Некто из рабочих людей рассказывал своим товарищам, что однажды, работая в богатом доме, он мог бы легко воспользоваться тут многим. «Что же ты не сделал этого?» – спрашивали его товарищи. «В самый день работы я был в церкви, – отвечал он, – и слышал проповедь священника о том, какой большой грех – воровство. Это только и удержало меня, хотя мне очень желалось воспользоваться таким удобным случаем разживы» (Объясн. лит. Б).

Будемте, братие, как можно лучше изучать свою веру, чаще беседовать о ней и усердно читать духовные книги.


Источник: Беседы пастыря на воскресные литургийные евангельские чтения : Объясн. сих чтений с прил. вытекающих из них нравств. поучений / Сост. свящ. И. Бухарев. - 2-е изд. - Владимир : тип. П.Ф. Новгородского, 1887. - 212 с.

Комментарии для сайта Cackle