Источник

Беседа на Евангелие о расслабленном

Исцеление расслабленного при купели Овчей (Страдания земные очищают наши души от грехов)

Какое Евангелие слышали вы, братие, нынче?

О чуде исцеления Иисус Христом расслабленного (Ин. 5:1–15. Зач. 14).

...

«Пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постель. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель свою, и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши же, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус».

...

В Евангелии говорится, что во времена Иисуса Христа в г. Иepyсалиме, у так называемых Овечьих ворот была некая чудная купальня, в которой по временам Ангел возмущал воду, и первый, кто из больных входил в купальню по возмущению воды, исцелялся от всякой болезни. Купальня эта называлась по-еврейски Вифездою.

Что это была за чудная купальня? Что за название этой купальни по-еврейски Вифездою и в тоже время по-славянски Овчею, или в русском переводе купальнею у Овечьих ворот?

В этой купальне от Бога был представлен образ новозаветного Таинства святого Крещения, в котором обыкновенно верующие при погружении в воду во имя Отца и Сына и Святаго Духа исцеляются от болезней душевных, т. е. очищаются от грехов. Слово «Вифезда» с еврейского значит «дом милосердия», потому что, как сказано в Евангелии, в пяти галереях, или крытых ходах, устроенных при купальне, призревалось много больных разными болезнями. Купальня эта находилась у ворот, которыми прогоняли овец и других животных для жертвоприношения, и которые потому назывались «Овечьими». В купальне омывали внутренности этих овец и других животных перед приношением их в жертву, оттого она называлась «Овчею», или «Овечьею».

Иисус Христос, исцелив расслабленного, повелел ему не только встать, но и взять одр, или постель, на которой он лежал, и ходить. Для чего это? Между тем Иудеи, увидев, что исцеленный несет постель, вознегодовали на него. Что могло быть причиною сего негодования?

Иисус Христос повелел расслабленному не только встать, но и взять одр, или постель, на которой лежал, и ходить – это для того, чтобы все видели, как укрепились его ноги и руки так, что он стал ходить и действовать. Иудеи же негодовали на исцеленного, что он понес свою постель, потому что у них считалось грехом против 4-й заповеди в субботу носить ношу, которая могла утомить.

По совершению чуда исцеления расслабленного Иисус Христос тотчас же скрылся. Для чего это?

Так делал Он нередко после совершения того или другого чуда и делал, с одной стороны, для того, чтобы слава о Нем не распространилась прежде времени в Иудеи, ожидавшие Мессию как царя земного, не утвердились более в этой ложной мысли. С другой стороны, Иисус Христос делал так по своему смирению (в пример своим ученикам не любить славы) и, наконец, в предотвращение от тщеславия таких исцеленных, на примере, хотя теперь, расслабленного, т. е. чтобы они не стали тщеславиться тем, что удостоились исцеления и удостоились, быть может, еще преимущественно перед другими больными, которые так и остались не исцеленными.

В Евангелии говорится, что вскоре после исцеления Иисус Христос встретил исцеленного в храме и сказал ему: «Ты выздоровел; не греши же, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Что значит это предостережение исцеленному?

Иисусу Христу как Богу известны были грехи, которые человек сей совершил в юности и которые повергли его в болезнь расслабления. Этими словами Иисус Христос предостерегает его от прежних грехов.

Что особенно поучительного в сегодняшнем Евангелии?

В сегодняшнем Евангелии особенно поучительно следующее, а именно: так как причиною болезней большею частью бывают грехи, как это было на расслабленном, то заботящимся о сбережении здоровья своего собственного и других особенно должно заботиться об удалении себя и других от грехов. Примеров на cии истины множество – люди, живущие в благочестии и воздержании, здоровее, чем предающиеся страстям, например, гневу, пьянству и др.

С другой стороны, если кому-нибудь из нас, братие, приходится страдать так или иначе, то это должно считать не иным чем, а как признаком милости Божией к нам грешным. Кто из нас не сознается, что обременен множеством разных грехов? А никакой грех не может остаться без должной кары, без следующего за него наказания пред правосудием Божиим. Правда, велика милость Божия, но велико и правосудие Божие. Милость Божия требует прощения грехов, а правосудие в то же время требует наказания. И вот Господь делает так, что и милость Его, и правосудие Его бывают удовлетворены в одно и то же время. Каким же это образом? А вот посредством разных наказаний нас еще на земле, вместо наказания там, за гробом. Потому-то и говорится в Божием Писании: «Кого любит Господь, того и наказует" (Евр. 12:6). Потому-то некоторые из святых восклицали к Богу, когда целый год не имели никакой особенной скорби: «Господи, Ты, должно быть, разлюбил нас?»

Повествуется, что к одному благочестивому старцу явился от Бога Ангел и сказал: «Хотя ты провел всю жизнь свою праведником, но, как человек, все-таки имел некоторые слабости. Поэтому Бог повелевает тебе выбрать любое: или целый год прохворать, или три часа промучиться в аду, чтобы совершенно очиститься». – «Целый год хворать! – подумал старец. – Долго, мучительно, три часа промучиться – не долго». И решился на последнее. Ангел взял его душу и отвел в ад, сказав: «Ровно через три часа я буду за тобою». Начал страдать старец. Ужасны были страдания для него в аду: и тесно, и смрадно, и страшно, и больно, и один только час показался ему за сто лет, так что он стал даже роптать на Ангела, говоря: «А еще светлый дух, но солгал, сказав, что через три часа явится за мною. Между тем я мучусь уже сто лет». Тут же, через час, является Ангел и старец встречает его с своим упреком во лжи. Ангел отвечает, что прошел только еще один час и остается два. Тогда ужаснулся старец и слезно просил Ангела освободить его от адских мучений. И решился страдать на земле за эти два часа пять и десять лет, и даже больше. Ангел исполнил мольбу старца, вывел его из ада и дал ему болезнь на один только год. Тогда старец, не смотря на то, что болезнь его была очень мучительная, страдал терпеливо и даже весело, лишь бы только не страдать за гробом в аду (Письма Святогор.).

Братие, можно ли после сего нам роптать, когда Бог посылает на нас скорби? Не роптать, а от всей души благодарить Его должно! И терпеть страдания благодушно.


Источник: Беседы пастыря на воскресные литургийные евангельские чтения : Объясн. сих чтений с прил. вытекающих из них нравств. поучений / Сост. свящ. И. Бухарев. - 2-е изд. - Владимир : тип. П.Ф. Новгородского, 1887. - 212 с.

Комментарии для сайта Cackle