Источник

Слово в Неделю о расслабленном85

Есть же во Иерусалимех овчая купель и пр. (Ин.5:2 и далее.)

Все эти слова читаны ныне в Евангелии. Полагаю, что овчая купель знакома с вашею, братия, памятию, потому что Евангелие об ней читается всякий раз, когда совершаем обряд водоосвящения в наших храмах и домах. Но случалось ли вам вникать во все действия, какие происходили в купели? Здесь примечателен не один ангел, который по временам сходил в купель и возмущал воду, но и вода, которая исцеляла всякую неисцелимую болезнь, но не простиралась далее исцеления одного человека. Вникнем.

Овчая купель находилась в Иерусалиме, имела пять притворов и называлась по-еврейски Вифезда: что значит – дом милосердия. «Что это за дом?» – спросите. Не больница ли какая? Судя по пяти притворам, построенным для защиты больных от воздушных перемен и по нахождению в тех притворах множества больных, походит на больницу, но судя по врачу: Ангел бо Господень на всяко лето схождаше в купель, и по чудесной силе врачевания: и иже первее влазяше, здрав бываше, яцем же недугом одержим бываше (Ин.5:4)– представляется врачебницею необыкновенною. Что же это такое? Что бы ни было, но здесь видим некий таинственный образ купели нашего крещения. Хотя сила природы образовала купель в Иерусалиме и хотя руки человеческие устроили при ней пять притворов, но всё это сделалось по особенной воле Провидения в подобие имеющей явиться высшей духовной купели.

Купель христианская называется в Слове Божием банею пакибытия и обновления (Тит.3:5); освящена примером Самого Иисуса Христа, и, как необходимая для спасения, Им торжественно открыта. – Посылая апостолов проповедовать Евангелие, Он сказал им: шедше, научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф.28:19). Купель крещения не в одном каком-нибудь городе, но в целом христианском мире, во всех христианских церквах. Нет ли и в ней притворов? О, сколько есть домов и хижин, столько имеет она и притворов. Здесь лежат наши неокрещенные младенцы и чают движения воды. Есть и ещё притворы. Это обряды, предшествующие Крещению, оглашение, заклинание, обеты и исповедание веры. В сих обрядах, как и в притворах, новорождённые находят себе защиту и ограждение от влияния тёмных сил. Здесь духи злобы перестают дышать на невинность: здесь их заклинают и отсюда выгоняют.

Ангел Господень не сходит ныне в нашу купель и не возмущает воды: но зато сходит в своих дарах Дух Святый. Нет ныне возмущения воды. И для чего оно там, где сила и действие Благодати несомненны, там, где требуется одна вера? Да если бы и было какое чувственное движение наития Св. Духа, то чудеснее ли бы становилась от того баня водная? Вернее ли была бы надежда исцеления? Чем сокровеннее для нас действие Благодати Божией, тем оно чудеснее; и чем проще и естественнее средство, чрез которое она действует, тем самое действие умилительнее и тем несомненнее получение дара. Не видеть ничего в купели крещения, кроме воды, и веровать в возрождающую нас силу Благодати, есть достоинство нашей веры, тем не менее и блаженство. Вспомните: много ли выиграло неверие одного из апостолов от того, что увидело язвы гвоздиные на руке воскресшего Господа? – Видев мя веровал еси (Ин.20:29), сказал Фоме воскресший Христос, и только! Но лучше бы поступил Фома, если б не видев веровал. Блажени, говорит ему Господь, невидевшии и веровавше (Ин.20:29). Не то же ли скажет Он и ныне тем из нас, которые пожелали бы видеть в купели возмущение воды?

Ангел Господень нисходит в иерусалимскую купель однажды в год; но у нас Дух Святый нисходит в нашу купель всякой раз, как призываем Его молитвою веры: врач и врачевство не подлежат условиям времени. Купель крещения всегда одинаково спасительна: зимой, и летом, весною и осенью, ныне и завтра, всегда. Иудеи могли ожидать срочного времени в году, потому что если бы кто из больных и умер преждевременно, не понёс бы с собою телесной болезни или недуга. Но мы, христиане, ожидать не можем, потому что если кто умрёт, не возродясь водою и духом, тот не может, по слову Христову, внити в царствие Божие (Деян.14:22). Отцы и матери! Берегитесь откладывать крещение детей надолго, до известного случая. Знаем ли час смерти? Спрашивает ли она нас, готовы, или не готовы? Ожидает ли? Приходит в пору и не в пору, и берёт свои оброки, когда ей угодно, несмотря ни на какие усилия и средства земной медицины.

Множество болящих лежало при овчей купели, но получал исцеление только один. Водоём был полон врачевства, но не давалось более одного приёма. Что это значит? – То, что Благодать Божия сколько щедра, столько и бережлива. Подавала она благодатную силу в овчей купели только тому, кто с ревностию устремлялся к исцелению и поспешал погрузиться в купель. Не видим ли здесь некоторого подобия тому, как она действует и в купели крещения? Велика сила крещения, как условие спасения нашего; но – всякий ли, погрузившийся в купель, улучает уже спасение? Иже веру имет, сказано, и крестится, спасен будет (Мк.16:16): нужна вера. Посему никто не может быть ни восприемным отцем, ни восприемною материю, кроме истинно верующих. Вера восприемников и вера родителей должна восполнять недостаток самопознания в младенцах, отрекаться за них сатаны и давать обет Богу. Помыслите ж, с какою верою должны препровождать своих детей к крещению отцы и матери, и с какою верою должны предстоять при совершении таинства восприемники, тем более – совершать оное священники?

Ангел не поливал никого водою и не окроплял, хотя для болящих это было бы, во многих случаях, удобнее, а предоставлял каждому войти в купель или самому, или другим опустить его туда. Исцеление совершалось скоро: иже первее влазяше, здрав бываше. Посмотрите, как все это живо осуществляется в действиях нашего крещения. И здесь – погружение, – и долго ли продолжается оно? Не более одной минуты. В самых крайних нуждах Церковь допускает и признаёт действительным крещение чрез поливание; но – только в крайних нуждах. Обыкновенно же она строго держится древнейшего, апостольского образа крещения – чрез погружение, которое одно вполне и соответствует таинству. Ибо что знаменует наше крещение? Смерть и воскресение. Спогребохомся Христу крещением в смерть, говорит Апостол, да якоже воста Христос от мертвых, тако и мы во обновлении жизни да ходим (Рим.6:4). Какое же другое действие может выразить вполне смерть ветхого человека, как не погружение в воду? И какой другой способ может показать ясным и поучительным образом наше восстание из гроба, как не изытие из воды? Такового значения нет ни в поливании, ни в окроплении, но в погружении оно выражается ясно и убедительно.

Чудесна сила овчей купели, исцелявшая всякую неизлечимую болезнь; но несравненно чудеснее сила нашей купели, в которой погребается наш ветхий человек и омываются грехи, как прародительский, так и наши собственные. Святый ап. Павел называет язычников, принявших святое крещение, чистыми, святыми, оправданными (Кол.1:2). И сими нецыи бесте, указывая на прежние их пороки, но омыетеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего (1Кор.6:11). Не этими ли самыми словами приветствовала святая Церковь и каждого из нас, по крещении? Ты был доселе в долгу пред Богом: теперь оправдался еси; был во тьме: просветился еси; был нечист: освятился еси; был весь покрыт по душе и телу скверною греховною: омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Вот как обильна благодать в дарах своих к нам! Чего не подаёт Она в крещении? – и правду, и свет, и святость, и чистоту – всё это дарствует она туне, не по заслугам, ради одной веры. Ещё более: она облекает нас во Христа: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал.3:21). Вся Его жизнь, страдания, смерть и воскресение усвояются возрождённому водою и духом. Какое преимущество и достоинство быть христианином! Какое блаженство быть облечённым в ризу заслуг Христовых!

Отцы и матери! Ваша природа дала детям плотскую жизнь, а благодать Божия ввела их в жизнь духовную. Споспешествуйте им в возрастании в этой жизни примером веры и любви к Богу. Восприемники! Ваша вера ручалась за веру младенцев при их крещении. Не забывайте их и не оставляйте без ваших попечений о умножении их веры: вас больше иногда послушают они, чем своих родителей. Дети! всегда помните, что вы Христовы. Как Он до дня изытия своего на поприще служения нашему спасению бе повинуяся своим родителям и преуспеваше премудростию и возрастом и благодатию у Бога и человек (Лк.2:52): так и вы никогда не выходите из сыновнего повиновения своим родителям. Ибо родительское благословение есть благословение Божие: дорожите им. Оно одно поможет преуспевать вам в учении и в любви у Бога и человеков. Аминь.

* * *

85

Говорено в житомирском кафедр. соборе мая 10, 1842 года.


Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского, С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : В 3 том. – Изд. придв. книгопрод. Смирдина (сына) и К° - Санкт-Петербург : В Тип. Морского министерства, 1857. / Т. 1: Слова на святую Четыредесятницу и на дни недельные. - 1857. - II, LX, 339, [2] с., 1 л. фронт. (портр.).

Комментарии для сайта Cackle