Источник

Слово на Святую Пятидесятницу. Св. Льва Великого, папы римского

Всякому истинному христианину известно, возлюбленные, что настоящий праздник должно провождать с особенной торжественностью. И в самом деле, какое уважение и честь должны приличествовать дню, который Сам Дух Святой освятил высочайшим чудом Своего сошествия?! Настоящий день (десятый с того времени, когда Господь вознесся превыше всех небес и воссел одесную Бога Отца, и пятидесятый от воскресения Его) содержит в себе великие таинства Ветхого и Нового Завета: он ясно свидетельствуете о том, что благодать была предвозвещена законом, а закон восполнен посредством благодати. Как некогда, по избавлении Еврейского народа от рабства Египетского, в пятидесятый день после заклания Агнца, был дан закон на горе Синайской: так и после страданий Христа, после того, как сей истинный Агнец Божий был умерщвлен, в пятидесятый день, по воскресении Его, Дух Святой сошел на Апостолов и на верующий народ, дабы всякий познал, что Ветхий Завет служил приготовлением к Евангелию, и что Завет Новый установлен тем же Духом, Которым учрежден и Ветхий.

Апостольская история повествует, что при наступлении дня Пятидесятницы, все ученики были единодушно вместе. Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущагося сильнаго ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать (Деян. 2:1–4). О, как было скоротечно слово мудрости! Как скоро познают все преподаваемое, там, где наставник – Сам Бог! Когда Дух истины дышет, идеже хощет, тогда не нужно истолкования, не нужно навыка, не нужно времени для научения. Действием сего Духа, особенные языки различных народов теперь сделались в Церкви общими для всех. С настоящего дня мир стал оглашаться проповедию Евангельскою; с настоящего дня реки чудесных дарований и потоки благословений начали орошать пустынную и бесплодную вселенную, потому что для обновления лица земли Дух Божий стал носиться вверху воды, и для прогнания древней тьмы возблистали молнии нового света. При сиянии огненных языков сделались ясными и слово Господа Господей и Его повеления, имеющие силу просветить и научить ум и разрушить владычество греха.

Но, возлюбленные, хотя все, случившееся в настоящий день, весьма чудно, и хотя, без сомнения, в таком согласном слиянии всех человеческих языков открылось величие Святого Духа; однако же да не подумает кто–либо, что в том, что было видимо телесными очами, явилось самое Божественное существо Святого Духа. По естеству Своему, будучи невидим, подобно Отцу и Сыну, Он явил только свойство Своего служения и действия в таких знаках, в каких Сам восхотел; а то, что собственно принадлежит до Его существа, сокрыто в Его Божестве, пoелику взор человеческий, как не может зреть Отца и Сына, так не может видеть и Святого Духа. В Божественной Троице нет ничего неподобного или неравного, и все, что мы представляем себе в Оной, не различается ни силой, ни славой, ни вечностью: хотя по различным свойствам ин есть Отец, ин есть Сын, ин Святой Дух; но не ино Божество, не ино естество. И хотя Сын есть Единородный от Отца, а Дух Святой именуется Духом Отца и Сына122; но Он не есть творение их, а имеет и жизнь и равное могущество со Отцом и Сыном, совечен Им, и существует так же, как существуют Отец и Сын. Посему Господь, пред Своим страданием, обещая послать ученикам Своим Святого Духа, изрек: еще много имам глаголати вам, но не можете носити ныне: егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину: не от Себе бо глаголати имать, но елика аще услышит, глаголати имать, и грядущая возвестит вам. Вся, елика имать Отец, Моя суть, сего ради рех, яко от Моего приимет, и возвестит вам (Ин. 16:12, 13, 15).

Следовательно, в Троице не так, чтобы иное имел Отец, иное – Сын, иное – Святой Дух; но все, что имеет Отец, имеет и Сын, имеет и Святой Дух, – и не было времени, в которое бы не существовало между Ними сей общности: ибо в вечном бытии заключается все; нельзя там представить никакого времени, никакой постепенности, никаких разностей. И если никто не может изъяснить того, что Бог есть, то никто не дерзай утверждать о Нем и того, что Он не есть: пoелику быть не в состоянии сказать что-либо достойное о неизглаголанном естестве Божеском гораздо извинительнее, нежели утверждать о Нем что-либо недостойное Его. Итак, все, что благочестивая душа может представить себе о вечной и неизменной славе Отца, – все это должно относить нераздельно и к Сыну и Святому Духу: пoелику мы на том основании и исповедуем Святую Троицу единым Богом, что у трех лиц – та же сущность, το же могущество, та же воля, το же действие. Посему мы отвращаемся как Ариане, которые допускают неравенство между Отцом и Сыном, так и последователей Македония, которые, хотя признают равенство Отца и Сына, но Святого Духа почитают низшим по естеству, не представляя себе, что чрез это они впадают в такое богохуление, которое не будет прощено им ни в этом веке, ни в будущем, по словам Господа: иже аще речет слово на Сына Человеческаго, отпустится ему: а иже речет на Духа Святаго, не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий (Мф. 12:32). И те, которые остаются в этом нечестии, не могут надеяться на помилование: пoелику они удалили от себя Того, по содействию Которого могли бы исповедать грех свой; они никогда не получат прощения, ибо лишились Защитника и Покровителя. Он-то внушает нам молитвы ко Отцу, Он дарует слезы покаяния, Он возбуждает воздыхания в молящихся; и никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1Кор. 12:3), Коего всемогущество, равное всемогуществу Отца и Сына, ясно проповедует Апостол, говоря: разделения дарований суть, а тойжде Дух: и разделения служений суть, а тойжде Господь: и разделения действ суть, а тойжде есть Бог, действуяй вся во всех (1Кор. 12:4–6).

Сии и другие бесчисленные доказательства, выражаемые священными изречениями, побуждают нас, возлюбленные, к единодушному празднованию Пятидесятницы и торжеству в честь Святого Духа, Которым освящается вся Вселенская Церковь, и научается всякая разумная душа. Он – Виновник веры, Учитель мудрости, Источник любви, Знамение чистоты, Причина всякой добродетели. Да возрадуются же сердца верующих при мысли, что во всем мире, на всех языках, исповедуется и славится единый Бог, Отец и Сын и Святой Дух, и что знамение, явившееся в виде огненном, и ныне продолжается в действии и служении: пoелику Сам Дух истины освещает Своим светом жилища славы Своей, и не допускает в оные ничего мрачного и такого, что ни тепло, ни холодно. Для сей самой цели нам дано учение об очищении себя постом и милостынею. И вот почему за сими торжественными днями обыкновенно следует спасительный пост, пользу коего всегда испытывали все святые, и к тщательному провождению коего убеждаю вас с пастырской заботливостью! Пусть всякий, если кто, по своей небрежности и невнимательности, осквернил себя в настоящие дни, очистится и исправит жизнь свою, посредством благочестивых упражнений и строгости поста. Аминь123.

* * *

122

Духом Отца – по вечному исхождению, Духом Сына – по временному посланию (Ин. 15:26).

123

Bibliot. Patr. Concionator. tom. IV, p.p. 535–536; ср. Христ. Чтен. 1838 г., II, стр. 175–183.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle